Неценовые факторы спроса

1) Изменение предпочтений потребителей (вкуса и моды). Как правило, если товар становится модным, то спрос на него растет, и наоборот. Здесь проявляется «эффект присоединения к большинству».

2) Изменение дохода. При росте доходов спрос на качественные («нормальные» товары) повышается, при падении доходов спрос на эти товары падает (зависимость прямая).

Если доходы растут, спрос на некачественные товары (товары низшей категории) падает; если же доходы падают, спрос на них повышается (зависимость обратная).

3) Цены других товаров. Если товары взаимозаменяемы (чай – кофе, лес – кирпич, газ – нефть и т.п.), изменение цены одного товара приводит к однонаправленному изменению спроса на взаимозаменяемый товар.

В случае взаимодополняющих товаров (фотоаппарат – пленка, автомобиль – бензин, лыжи – крепления) изменение цены одного товара приводит к противоположному изменению спроса на взаимодополняющий товар.

4) Количество покупателей на рынке. Чем больше покупателей, тем выше рыночный спрос, при этом его характер зависит от возрастного, национального, религиозного и пр. составов покупателей.

5) Ожидания покупателей в отношении изменения цен. При ожидании роста цен текущий спрос увеличивается – возникает ажиотажный спрос. При ожидании снижения цен текущий спрос сокращается – формируется отложенный спрос.

Действие неценовых факторов вызывает изменения в спросе, что графически отражается сдвигом кривой спроса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: