Институциональная теория государства

Лекция 6.

План

1.Насилие и власть в экономической теории.

2.Экономическая теория анархии.

3.Неравномерное распределение потенциала насилия.

4.Теория общественного договора.

5.Неформальная экономика.

Основные понятия:

Государство

Власть

Потенциал насилия

Анархия

«Бандит-гастролер» (кочующий бандит)

«Оседлый бандит» (стационарный)

Общественный договор (социальный контракт)

Конституционный социальный контракт

Постконституционный социальный контракт

Коррупция

Неформальная экономика


Государство –специфическая организация, реализующая властные полномочия на определенной территории.

Власть это способность налагать издержки (Й.Барцель).

Источники власти: силовой ресурс, авторитет, обычаи и традиции, обладание ресурсами и др.

Потенциал насилия –относительный масштаб находящихся в распоряжении индивида средств силового принуждения..

Любое сообщество индивидов, с одной стороны. испытывает потребность в применении силового ресурса для обеспечения правил, а с другой сталкивается с объективной проблемой контроля насилия.


Необходимое условие жизнеспособности безгосударственного (анархического) общества – относительно равномерное распределение потенциала насилия в обществе.

Выделяются три условия динамической устойчивости анархической системы:

1.Отдача от защиты своей собственности должна быть выше, чем от захвата чужой.

2.Уровень доходов конкурентов должен быть не меньше минимального значения.

3.Состав участников отношений должен быть сравнительно постоянным.


Бандит –гастролер –система, в которой определенные индивиды или группы обладают сравнительными преимуществами в осуществлении насилия перед всеми остальными индивидами или группами, но не обладают такими преимуществами перед друг другом (нет стимулов осуществлению инвестиций в производство общественных благ).

Оседлый бандит –система, структура стимулов которого построена на способности контролирования определенной территории в течении длительного периода времени (обеспечивается физическая возможность производства благ и сохраняются стимулы к производству этих благ.)

Государство – это организация со сравнительными преимуществами в осуществлении насилия в течение длительного периода времени, распространяющимся на географически район, границы которого устанавливаются ее способностью облагать налогом подданных.


Общественный договор (социальный контракт) – это обмен ожиданиями по поводу содержания и применения конституционных правил.

Взаимные обязательства - явные и неявные -между государством и жителями подконтрольной территории формируют общественный договор. Так, население платит налоги, предъявляя спрос на общественные блага, а государство предоставляет общественные блага, поскольку такое поведение рационально с точки зрения соотношения выгод и издержек исполнения.

Существуют горизонтальный социальный контракт(подход Локка) и вертикальный социальный контракт(подход Гоббса).


Таблица

Сравнительная характеристика горизонтальных и вертикальных контрактов

Параметры контракта Вертикальный контракт Горизонтальный контракт
Тип трансакций Действует преимущественно в рамках трансакции управления Реализуется в рамках трансакции рационирования
Экономический характер налога Выбор оптимальной ставки налогообложения не зависит от объема предоставляемых общественных благ Объем предоставляемых общественных благ соответствует объемам налоговых поступлений
Механизм заключения Заключается неолитическим (символическим) способом. Процесс обмена сигналами между участниками социального контракта чаще всего является односторонним (от власти к обществу) Заключается политическим способом посредством альтернативных конкурентных выборов
Специфика агентских соглашений Принципалом чиновников являются политики, а не избиратели Принципалом выступает избиратель, а избранные политики и чиновники выступают в роли агентов
Отношения власть-собственность Сращивание собственности и власти, использование монопольных преимуществ от аффилирования власти и собственности Независимые отношения бизнеса и власти и наличие контроля общества за разделением бизнеса и власти

Предмет общественного договора по Бьюненнену:

-права человека

-лрава собственности

-действия и возможности государства как агента, обеспечивающего реализацию прав человека о собственности(договор о государстве «зашишающем»)

-набор правил, в соответствии с которыми должна действовать коллективная организация при принятии и реализации решений, касающихся обеспечения общественными благами (договор о государстве «производящем»)

Конституционный социальный контракт – эксплицитный договор о структуре прав собственности и свобод, заключенный политическим путем

Постконституционный социальный контракт - имплицитный договор о производстве общественных благ в рамка политического цикла (как политического режима)


Синтетическая теория государства по Д.Норту включает следующие положения:

1.Правитель предоставляет защиту и справедливость в обмен на часть дохода подданых.

2.При разработке правил игры правитель, использующий в этих целях социальных агентов, сталкивается с проблемой принципиал-агент и рента правителя рассеивается его агентами-чиновниками, что ведет к росту коррупции и бюрократии.

3.Правитель, максимизирующий собственный доход, действуя в рамках ограничения собственной монопольной власти, не обязательно выбирает такие системы прав собственности и налогообложения, при которых экономика может реализовать свои производственные возможности.

4.Отсутствие обеспечения подотчетности правителя и слабости механизма коллективных действий в обществе может привести к диктатуре.


Неформальная экономика –совокупность хозяйственных действий экономических агентов, сознательно скрываемых от государства.

Неформальная экономика возникает лишь на фоне государства – как хозяйственная практика, противоречащая или игнорирующая установленные государством «правила игры».

Если выгоды от нарушения правила превышают возможные издержки от наступления санкций, правило может быть нарушено.

Чем сильнее регулирующие «амбиции» государства превышают его реальные возможности по принуждению к исполнению правил, тем шире поле для возникновения неформального сектора.


Существуют три основных альтернативы формальным государственным институтам:

-социальные сети

-организованная преступность

-коррумпированные представители власти

Качество института является основным правилом, влияющим на размеры неформальной экономики.

Неформальная экономика в стране тем больше, чем выше уровень коррупции, больше нагрузка государственного регулирования на бизнес, выше общая налоговая нагрузка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: