Кругооборот доходов и продуктов

Предмет и особенности макроэкономики.

Тема 9. Национальная экономика как целое

1. Предмет и особенности макроэкономики. Кругооборот доходов и продуктов

2. Валовой внутренний продукт и способы его измерения. Индексы цен

3. Национальный, личный и располагаемый доходы

Деление экономической теории на макро- и микро- для обозначения сфер экономики стало общепринятым с середины 30-х гг. 20-го столетия. Это во многом связано с выходом в свет работы крупного английского экономиста и государственного деятеля Джона Мейнарда Кейнса под названием «Общая теория занятости, процента и денег». Он считается основоположником науки макроэкономики.

Само понятие «макроэкономика» связано с греческими словами: «макро» (означает большой, крупный, длинный);«экономика» (означает «искусство управления»). Макроэкономика как составная часть экономической науки имеет дело с крупными экономическими проблемами, включая такие как объём национальной экономики, её структурные составляющие, экономический цикл, занятость, инфляция, экономический рост, финансы и другие.

Для измерения производства товаров и услуг в рамках национальной экономики, их распределения и перераспределения, применяется с истема национальных счетов (СНС).

Субъектами макроэкономики выступают экономические агенты, участвующие в производстве, распределении, обмене и потреблении. К экономическим агентам относят домашние хозяйства (отдельные лица и семьи), предприятия (фирмы) и государство (органы государственного управления, государственные учреждения), а также некоммерческие организации. Взаимодействие между экономическими агентами можно представить как кругооборот экономических благ (рис. 17).

Трансферты
Налоги
Налоги
Субсидии
 
товары
 
трансферты
налоги
налоги
субсидии

Рис. 17. Диаграмма кругооборота продуктов и доходов

Экономические субъекты, которые удовлетворяют свои потребности посредством рыночного обмена, называются рыночными агентами. Нерыночные агенты удовлетворяют свои потребности с помощью властно-принудительного и взаимного, социально установленного обмена.

2. Валовой внутренний продукт: способы его измерения. Индексы цен

Центральным показателем СНС является показатель валового национального продукта (ВНП). Это совокупная рыночная стоимость всего объёма производства товаров и услуг в национальной экономике за год.

Модификацией валового национального продукта является показатель валового внутреннего продукта (ВВП). Это совокупная рыночная стоимость всего объёма товаров и услуг в экономике страны независимо от национальной принадлежности предприятий, расположенных на территории данного государства. ВНП это ВВП за минусом суммы добавленной стоимости, созданной на территории данной страны при посредстве факторов производства, являющихся собственностью иностранцев, плюс сумма добавленной стоимости, созданной за границей с использованием факторов производства, принадлежащих гражданам данной страны.

ВНП является денежным показателем. Чтобы при расчёте ВНП избежать двойного счёта, необходимо включать в него только добавленную стоимость, созданную каждой фирмой.

Различают два метода расчёта ВНП: по доходам и расходам.

Чтобы измерить ВНП по расходам, необходимо суммировать все виды расходов на создание конечного продукта или услуги: л ичные потребительские расходы (С) – включают расходы домашних хозяйств на предметы потребления длительного пользования, на товары текущего потребления, потребительские расходы на услуги; и нвестиционные расходы бизнеса (I) – все конечные покупки машин и оборудования, всё строительство, изменение запасов; г осударственные запасы товаров и услуг (G) – включает все государственные расходы на конечную продукцию предприятий, на все закупки ресурсов; ч истый экспорт (X) – представляет собой величину, на которую зарубежные расходы на российские товары и услуги превышают российские затраты на иностранные товары и услуги.

Чтобы измерить ВНП по доходам, необходимо суммировать все виды доходов экономических субъектов - прибыли, ренты, процента и заработной платы.

Оба метода расчёта ВНП приводят к единому результату. Т.к. общие расходы на годовой выпуск продукции в экономике поступают в домашние хозяйства, фирмы и государство как в качестве доходов.

ВНП является денежным показателем. Стоимость всех продуктов измеряется в ценах. Уровень цен измеряется в виде индекса.

Индекс потребительских цен является измерителем соотношения между совокупной ценой «рыночной корзины» для данного периода, и совокупной ценой «рыночной корзины» в базовом периоде. Рыночная корзина - определённый набор товаров и услуг, покупаемых типичным гражданином. Базовым периодом может стать любой предыдущий год.

Рост ВНП может осуществляться за счёт: роста индекса цен; роста реального объёма производства. В связи с этим различают номинальный и реальный ВНП. Номинальный ВНП отражает объём производства, выраженный в ценах текущего года. Реальный ВНП отражает объём производства, выраженный в ценах предыдущего года. Соотношение между номинальным и реальным ВНП составляет показатель – дефлятор ВНП. Это индекс цен, связанный с корректировкой номинального объёма ВНП с учётом изменения цен. Дефлятор шире, чем индекс потребительских цен (ИПЦ), поскольку включает не только цены потребительских товаров и услуг, но также и цены товаров, приобретаемых фирмами, правительством и зарубежными импортёрами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: