Зависимость величины спроса от цены товара при возросших доходах покупателей

Цена (Р), р. Количество товара (Od), шт.
   
   
   
   
   
   
   

Рассмотрение шкалы спроса позволяет сделать вывод о том, что закономерность взаимодействия величины спроса и цены сохранилась: увеличение цены приводит к уменьшению объема спроса. Но теперь каждому значению цены соответствует больший объем спроса. В условиях общего роста доходов и при низких, и при высоких, и при средних ценах будет произведено больше покупок. Как это отразится на графике?



Рис. 3-2. > Сдвиг кривой спроса.

В результате того что доходы покупателей увеличились, кривая спроса сместилась вправо. Если первоначально она занимала положение DD, то теперь она занимает положение D'D' (пунктирная линия).


Построим рядом с прежней кривой DD новую кривую спроса D'D'.

График показывает, что произошел сдвиг кривой спроса вправо, что свидетельствует об изменении спроса. Теперь мы должны сделать существенное уточнение двух понятий — спроса и величины спроса — и провести различие между ними.

Изменение величины спроса вызывается только изменением цены данного товара и может быть проиллюстрировано движением по точкам кривой спроса. Например, перемещение из точки А в точки В и С на кривой DD показывает, что снижение цены товара ведет к росту величины спроса.

Изменение же спроса, его рост или уменьшение, найдет отражение в новом положении кривой спроса относительно первоначального. Рост спроса, например, вследствие увеличения доходов сдвинет кривую спроса вправо, а уменьшение доходов приведет к снижению спроса, кривая спроса в этом случае сместится влево.

Какие же факторы приводят к сдвигу кривой спроса, т. е. вызывают увеличение или уменьшение спроса?

1. Уровень дохода покупателей. Влияние этого фактора мы уже проанализировали. Здесь нам остается уточнить, что рост доходов покупателей неодинаково влияет на спрос на разные типы товаров. Различают «низшие» и «нормальные» товары.

К «низшим» товарам относят те блага, которые приобретаются, как правило, людьми с низкими доходами. Это менее ценные товары, хотя качество их может быть хорошее. Например, к «низшим» товарам можно отнести крупу, хлеб, макароны, товары «сэ-конд-хэнд», услуги по ремонту обуви и т. д.

С ростом доходов населения спрос на «низшие» товары сокращается, кривая спроса сдвигается влево. Люди меньше покупают хлеба, маргарина, круп, заменяя их фруктами, овощами, мясом, сливочным маслом, отказываются от ремонта сносившейся обуви, покупая новую, и т. д.

«Нормальные» товары — товары более ценные, более полезные. Их потребление отражает высокий уровень благосостояния людей. Если доходы потребителей возрастают, они увеличивают покупку «нормальных» товаров, таких, как мясо, ценные сорта рыбы, овощи, фрукты, спортивный инвентарь, услуги бюро путешествии и т. д. Спрос на них возрастает, кривая спроса сдвигается вверх вправо.

3 1 Спрос и закон спроса____________________________________________


2. Вкусы и предпочтения потребителей. Вкусы и предпочтения
потребителей меняются довольно часто. Они зависят от успешно
проведенной рекламной кампании, разъяснительной работы (на
пример, о вреде курения), маркетинговых мероприятий, связанных
со стимулированием сбыта, появления новинок производства, из
менения моды, сезона года.

3. Спрос на товары будет изменяться, если изменяются цены
на другие товары, каким-либо образом связанные с данным това
ром. В этой связи необходимо провести различие между взаимоза
меняемыми и дополняющими товарами.

Взаимозаменяемые товары — это группа товаров, удовлетворяющих аналогичные потребности. Например, различные средства для стирки белья, те или иные виды прохладительных напитков и т. д. В случае если значительно увеличится цена на стиральные порошки, спрос на мыло вырастет, так как оно окажется относительно дешевле. Тогда кривая спроса на мыло сдвинется вправо. При уменьшении цены на «Пепси-колу» спрос на «Фанту» сократится и кривая спроса на «Фанту» переместится влево.

Дополняющие товары — это товары, которые не могут потребляться один без другого. Примерами дополняющих товаров могут служить фотоаппараты и фотопленка, магнитофоны и кассеты, теннисные ракетки и теннисные мячи и т. д. Если увеличится цена на теннисные ракетки, то спрос на мячи упадет. Тогда кривая спроса на теннисные мячи сдвинется влево.

4. Ожидание изменения доходов и цен. Спрос на товары свя
зан с ожидаемыми людьми изменениями доходов и цен. Если при
нимается решение о повышении заработной платы в предстоя
щем месяце, то люди до того, как вырастут их доходы, начнут
больше покупать товаров. Они откажутся от части своих сбере
жений, совершат отложенные покупки, что вызовет рост спроса
на товары.

Такой же эффект вызывает и ожидание роста цен. В этом случае люди постараются запастись товарами впрок и истратить деньги, которые, как ожидается, в ближайшее время обесценятся. Спрос на товары возрастет независимо от того, дороги они или дешевы.

5. Изменение числа покупателей. Спрос вырастет, если будет
происходить увеличение числа покупателей. Так, если лоток с мо
роженым подвезти к зданию школы, многие школьники, проходя


мимо, захотят купить это лакомство, так как не надо будет бежать на перемене к ближайшему универсаму. В этом случае спрос на мороженое возрастет.

Увеличение рождаемости вызовет рост спроса на товары детского ассортимента.

1.2. ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Покупатели — лишь одна сторона рынка. На другой его стороне те, кто призван удовлетворить спрос, — многочисленные производители и продавцы продукции. Их действия формируют предложение.

^^

ПРЕДЛОЖЕНИЕ — это количество товаров (услуг), которое производители готовы поставить на рынок в зависимости от цен на данные товары (услуги).

Собираясь заняться бизнесом, предприниматель должен применить свои знания и способности в каком-то определенном деле. Например, предприниматель имеет склонность к кондитерскому делу. Но прежде чем его желание приведет к появлению реальных тортов на прилавках магазинов, ему нужно убедиться, что для этого у него имеются необходимые условия. Возможность производства любого товара связана прежде всего с получением прибыли. Это значит, что, прежде чем начать свой бизнес, предприниматель должен установить, что его затраты будут ниже, чем существующие на рынке цены на товар. Только в этом случае можно рассчитывать на получение прибыли.

Величина предложения

Теперь рассмотрим, от чего же зависит величина предложения.

Так же как и величина спроса, она будет определяться величиной цены. Если мы проведем опрос группы продавцов однородной продукции, мы сможем составить шкалу предложения (см. табл. 3-3).


Таблица 3-3 Зависимость величины предложения от цены

Цена (Р), р. Количество произведенного продукта (Os), шт.
   
   
   
   
   
   
   

Таблица 3-3 показывает, что повышение цены сопровождается ростом величины предложения. Например, если цена 10 р. за штуку товара, то величина его предложения составит 2 шт. Повышение цены до 30 р. приведет к тому, что величина предложения вырастет до 30 шт.

Определяя величину предложения, нужно так же, как и при выявлении величины спроса, фиксировать место и время покупок и продаж товаров, так как в другое время или в каком-либо ином месте тем же значениям цен может соответствовать иной объем предложения. Следовательно,

' ВЕЛИЧИНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ - то количество N товара (услуг), которое продавцы способны и готовы продать по определенной цене в заданном месте и в заданное время.

Кривая предложения и закон предложения

Зависимость между ценой и объемом предложения можно изобразить графически (см. рис. 3-3).

Полученная на графике кривая SS (от англ, supply — предложение) называется кривой предложения. Каждая точка этой кривой показывает зависимость между ценой товара и величиной его предложения. При этом кривая предложения имеет, в отличие от кривой спроса, положительный наклон. Положительный наклон свидетельствует, что между величиной предложения и ценой товара существует прямая зависимость, которая характеризует действие закона предложения.



Рис. 3-3. > Кривая предложения.

[ривая предложения показывает, что рост ены сопровождается ростом величины |редложения. Например, точка А показы-»ет, что цене 15 р. соответствует объем редложения 10 шт. товара, цене 30 р. — Е) шт. и т. д. Повышение цены будет сопро-рждаться движением соответствующей точ-и вверх, например от точки А до точки В.


О 10 20 30 40


Г ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ гласит: при прочих рав-

f ных условиях изменение величины предложения то-

f вара или услуги находится в прямой зависимости

1 I от изменения цены этого товара (услуги).

< \^ ___ _______________________________________________________________ ___

'?

* Таким образом, согласно закону предложения, с ростом цены |овара величина предложения растет, а уменьшение его цены вы-1овет падение объема предложения. Так, при цене в 10 р. вели-йина предложения составит 2 шт. товара. Если же цена вырастет до 40 р., то предложение увеличится до 42 шт. Снижение цены Ь>вара вызовет падение его предложения.

Чем объясняется действие закона предложения? Чтобы ответить на этот вопрос, т. е. обосновать достоверность закона предложения, мы можем выдвинуть следующие аргументы.

1. Когда цена на товар растет, производители, заинтересован-
кые в увеличении прибыли, начнут расширять свое производство.
Кроме того, в отрасль, где растут цены, устремятся и предприни
матели из других отраслей, изымая свои капиталы из менее при
быльного дела. Открытие новых предприятий еще больше увели
чит объем предложения.

2. Рост объема предложения связан с ростом цены товара еще
и потому, что производство каждой дополнительной единицы то
вара требует дополнительных затрат. Следовательно, дополнитель
ная продукция будет производиться, если будет расти цена товара.
Расширение производства может продолжаться до тех пор, пока


дополнительные затраты не превысят дополнительный доход, полученный от производства еще одной, дополнительной, единицы продукции. Более подробно этот вопрос будет рассмотрен в главе 6.

Факторы, влияющие на предложение

До сих пор речь шла об изменении величины предложения, т е того количества товара, которое производители намерены и могут произвести при определенной величине цены этого товара Это можно проиллюстрировать, двигаясь по кривой предложения SS от точки А к точке В (см. рис. 3-3). Это говорит о том, что величина предложения является прежде всего функцией цены товара-

Q,=f(P).

Но в реальной жизни предложение изменяется не только под влиянием изменения цены производимого товара. Существует и ряд факторов, вызывающих рост или уменьшение предложения, которые не связаны с изменением цены данного товара. Рассмотрим их.

1. Цены на ресурсы. Вернемся к нашей шкале предложения Предположим, что производители теперь покупают для производства своей продукции более дешевое сырье. Поскольку покупка его требует меньше затрат, при прежних ценах на выпускаемые изделия, производители с разным первоначальным уровнем затрат имеют возможность произвести больше продукции. Это найдет отражение в шкале предложения:

Таблица 3-4 Рост предложения при сокращении затрат на сырье

Цена (Р), р. Производство товаров (О.), шт.
при первоначальных затратах при снизившихся затратах
     
  10,5  
     
     
     
     
     


Рис. 3-4. > Сдвиг кривой предложения.

результате того что затраты фирмы [производство товаров снизились, иная предложения сместилась вправо ли сначала она занимала положение Г, то теперь — S'S'


1' Шкала предложения отразила установленную зависимость: мбъем предложения увеличивается с ростом цены. Но теперь каж-Яшу уровню цены соответствует новый, более высокий объем пред-жожения.

Г Как на это отреагирует график кривой предложения? По-$троим новую кривую предложения рядом со старой (см. рис. 3-4). *' Новая кривая предложения S'S' расположена правее преж-%ей, что свидетельствует о росте предложения. При уровне цены fl) p. величина предложения составляет теперь 8 шт. товара, а не 2, 1сак раньше; при цене 40 р. величина предложения составляет 50 шт. товара, тогда как прежде она равнялась 40 шт.

Следовательно, факторы, не связанные с ценой данного товара, вызывают изменение предложения, что приводит к сдвигу кривой предложения вправо, если предложение растет, или влево, если оно падает.

2. Изменение в технологии производства. Если ручной труд за
менить машинами, произойдет увеличение производительно
сти труда и, следовательно, предложение товара вырастет, кривая
предложения сдвинется вправо.

3. Налоги и дотации. Производители рассматривают увеличе
ние налогов как рост издержек производства. Чрезмерное увели
чение налогов на прибыль приведет к сокращению производства,
так как сделает его менее выгодным. Кривая предложения сдви
нется влево.

Дотации — это «издержки наоборот». Выплата дотаций часто осуществляется с целью стимулирования производства либо


отдельного товара, либо производства в определенных районах страны. Дотации ведут к росту предложения и сдвигу кривой предложения вправо.

4. Цены на другие товары. Часто рост цен на одни товары при
водит к изменению предложения других товаров. Так, повышение
цен на йогурт переключит производителей с изготовления кефира
на производство йогурта, и предложение кефира уменьшится, кри
вая его предложения сдвинется влево.

5. Ожидания изменения цен, В условиях инфляции ожидание
повышения цен по-разному отразится на поведении фирмы в крат
ковременном и долговременном периодах.

В кратковременном периоде, когда затраты уже произведены, фирма, зная, что ежедневно цены растут, скажем, на 0,5%, постарается попридержать товар на складе хотя бы на 3 дня, зная, что через 3 дня продаст его на 1,5% дороже. Следовательно, в кратковременном периоде предложение сократится, и кривая предложения сдвинется влево.

В долговременном же периоде небольшая инфляция будет стимулировать рост производства, так как повышение цен будет приносить фирмам больше прибыли. Кривая предложения будет сдвигаться вправо.

6. Рост числа производителей. Увеличение количества фирм,
производящих однородный товар, ведет к росту предложения
и сдвигает кривую предложения вправо.

3.3. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ

Теперь мы можем рассмотреть спрос и предложение в их единстве, выяснить, как они взаимодействуют, и показать, как в результате этого взаимодействия устанавливаются рыночные цены

Условия совершенной конкуренции

Предварительно необходимо оговориться, что все наши дальнейшие рассуждения относятся к условиям совершенной конкуренции, при которых большое число продавцов взаимодействует с большим числом покупателей, все они равноправны в своих действиях и никто из них в отдельности не может повлиять на цену, потому что покупает или поставляет на рынок лишь незначительную часть от общего количества продукта.



Спрос, предложение и рыночное равновесие


Какая же цена установится на рынке в результате взаимо-5Йствия спроса и предложения? Чтобы ответить на этот вопрос,?едем в единую таблицу шкалу спроса (табл. 3-1) и шкалу пред-ужения (табл. 3-3). Рассмотрим данные таблицы 3-5. В ней пред-давлено семь уровней цены, которым соответствуют семь величин jpoca и семь величин предложения.

Таблица 3-5
' Спрос, предложение и рыночная цена

Сп рос, предложен»! е и рыночная це на
Величина предложения, единиц товара Цена, р. Величина спроса, единиц товара Излишек (+) или нехватка (-) товара, единиц
      -48
      -33
      -14
       
      + 11
      +22
      +32

При каком из семи обозначенных уровней цен будут прода-|аться данные товары? Попробуем определить это методом проб и ошибок:

при цене 15 р. —- образуется нехватка 33 единиц товара; при цене 20 р. — нехватка уменьшится, но все еще будет

составлять 14 единиц товара; при цене 35 р. — возникает излишек продукции, равный

22 единицам;

при цене 30 р. — излишек уменьшится, но все еще составит 11 единиц товара.

И лишь при цене 25 р. не будет ни излишка, ни дефицита. При этой цене количество единиц товара, которое вынесут на рынок продавцы, будет равно тому количеству, которое покупатели желают и могут купить.

Равновесная цена

Таким образом, при цене в 25 р. величина спроса совпадает с величиной предложения, т. е. будет достигнуто равновесие спроса и предложения. Эту цену называют равновесной ценой, т. е. при этой



Рис. 3-5.

Кривые спроса и предложения пересеклись в точке равновесия А

Этой точке соответствует равновесная цена — 25 р — и равновесное количество — 25 единиц товара


цене решения покупателей о покупке и продавцов о продаже взаимно согласуются.

РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА — цена, при которой количество товара (услуг), предлагаемого продавцами, совпадает с количеством товара (услуг), которое готовы купить покупатели.

На графике равновесная цена соответствует точке равновесия,

получаемой в результате пересечения кривой спроса с кривой предложения (см. рис. 3-5).

Уравновешивающая функция цены

Способность конкурентных сил спроса и предложения устанавливать цену на уровне, при котором решения о продаже и купли синхронизируются, называется уравновешивающей функцией цены.

В условиях совершенной конкуренции излишек и дефицит на рынке — явление временное, быстро устранимое силами рыночной конкуренции.

Предположим, что производители шли на рынок с намерением продать свой товар по цене 35 р. В этом случае объем предложения составил бы 31 шт. товара, но величина спроса была бы лишь 20 шт. В такой ситуации развертывается конкуренция между продавцами, каждый из них стремится найти своего покупателя, и те, у кого издержки по производству товара ниже, раньше других пой-


дут на снижение цены Те из производителей, у кого затраты высоки, не могут себе позволить продавать продукцию по цене ниже 30 р., они покинут рынок, и величина предложения сократится. В то же время при снизившейся цене появится большее число покупателей, которые смогут купить товар. Величина спроса будет расти. На рисунке 3-5 уменьшение величины предложения и рост величины спроса показаны стрелками, которые движутся по кривым спроса и предложения к точке равновесия А. По мере движения величины спроса и величины предложения к точке А избыток на рынке уменьшается, и наконец в точке А он исчезает совсем, величины спроса и предложения совпадают.

Представим теперь, что покупатели отправляются на рынок, планируя купить товар по цене 15 р. При такой цене объем спроса составит 42 шт. товара, а объем предложения лишь 9 единиц. Возникает дефицит в размере 33 шт. товара. Дефицит создает конкуренцию среди покупателей, и какая-то часть из них, очевидно имеющая большие доходы, согласится приобрести товар по более высокой цене, остальные вынуждены будут покинуть рынок. Это приведет к сокращению величины спроса. Но одновременно рост цены будет увеличивать объем предложения. Нижние стрелки показывают движение величин спроса и предложения навстречу друг другу, но уже вверх, к точке равновесия А. В этой точке дефицит будет окончательно ликвидирован, объем спроса и объем предложения совпадут.

3.4. РЕАКЦИЯ РЫНКА НА ИЗМЕНЕНИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Равновесная цена не может оставаться долгое время неизменной. Те же рыночные силы, которые привели к ее установлению, будут вызывать и ее изменение. Мы уже выяснили, что множество факторов ведет к изменению спроса и предложения, что будет выражаться в сдвиге кривых спроса и предложения, либо только одной из них в ту или другую сторону, либо обеих сразу в одном или противоположных направлениях. Эти движения кривых спроса и предложения неизбежно будут вызывать изменение рыночного равновесия, а значит, и равновесной цены.


Рассмотрим конкретные примеры.

Изменение спроса (предложение остается неизменным) — рис. 3-6.

Спрос возрастает. Кривая спроса сдвигается вправо, это приводит к росту как равновесной цены (/>, > PQ), так и равновесного количества (Qt > Q0).

Спрос уменьшается. Кривая спроса сдвигается влево, что ведет к снижению и равновесной цены г < Р0), и равновесного количества «?2 < (?0).

Изменение предложения (спрос остается неизменным, рис. 3-7).

Предложение увеличивается. Кривая предложения сдвигается вправо. Это приводит к уменьшению равновесной цены (Р < Р0), но увеличению равновесного количества (Q{ > Q0).

Предложение сокращается. Кривая предложения сдвигается влево. Это приводит к росту равновесной цены 2> Р0), но уменьшению равновесного количества (Q2 < Q0).

В рассмотренных случаях сдвигалась только одна кривая — либо спроса, либо предложения, когда вступали в действие либо детерминанты спроса, либо детерминанты предложения. Скажем, в первом примере сдвиг рыночного равновесия мог произойти под действием роста или снижения доходов покупателей, а во втором примере — за счет увеличения или уменьшения числа производителей.






Рис. 3-6. А


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: