Тема 4: Механизм функционирования рынка

3.

По мере развития товарного производства появляются деньги. Они представляют собой величайшую загадку общественной жизни и экономической науки.

Существует две концепции происхождения денег:

1. рационалистическая концепция – рассматривает деньги как результат договоренности между людьми;

2. эволюционная концепция – считает возникновение и развитие денег результатом эволюции товарного производства и обмена (автор Карл Маркс).

На ранних стадиях товарного производства обмен носил случайный характер. Один товар выражал свою стоимость в другом. Случайная форма обмена осложняла процесс торговли. Чтобы получить нужные товары, иногда необходимо было пройти длинные цепочки промежуточных обменов.

По мере развития товарного производства и обмена в разных странах у разных народов выделялись товары, которые выполняли роль эквивалентов в обмене. Имея их, можно было получить все другие товары. На эту роль выдвигались товары, обладающие наибольшей способностью к обмену, наибольшей реализуемостью, т.е. высоколиквидные товары (способность к обмену, реализуемость).

Переход к денежной форме стоимости связан с этапом, когда роль всеобщего эквивалента стали играть драгоценные металлы (золото и серебро). Это сложилось благодаря их свойствам:

+ внешняя привлекательность;

+ однородность;

+ делимость;

+ портативность;

+ сохраняемость;

+ редкость, а, следовательно, высокая ценность.

Деньги – это особый товар, который выполняет роль всеобщего эквивалента. Деньги – это всеобщая форма выражения общественной ценности товаров, общепринятое средство обмена.

Деньги – это высоколиквидное средство.

Функции денег:

1. мера стоимости – исходная функция. Состоит в том, что деньги выражают стоимость всех других товаров. В качестве единицы измерения денег используется масштаб цен. В условиях полноценных (золотых и серебряных) денег, масштабом цен было весовое содержание золота или серебра в денежное единице.

В условиях современного бумажноденежного обращения масштабом цен является денежная единица и ее деления.

2. функция «средство обращения» (обмена) – в этой функции деньги выступают посредником в обмене товара. Формула бартерного обмена Т-Т’ превращается в Т-Д-Т’. В этой функции должны присутствовать реальные деньги (в отличие от функции меры стоимости).

Деньги выполняют функции «средство обращения» мимолетно, переходя из рук в руки. Поэтому на определенной стадии развития товарно-денежного обращения реальный денежный материал (золото и серебро), может быть заменен денежными знаками или символами. Такие символы признаются обществом как представители денежного материала, если их номинальная стоимость гарантируется государством. Так появляются неполноценные монеты, а позже – бумажные деньги.

Бумажные деньги не имеют внутренней стоимости, но выполняют свои функции в объеме нарицательной стоимости, которая задается государством (принудительный курс национальной валюты). Поэтому современные деньги называются фидуциарными (фидуция – доверие), т.е. основанными на доверии к государству, которое их выпустило.

В настоящее время широко используются депозитно-электронные деньги воплощенные в депозитах, электронных карточках.

3. функция «средство платежа» - связана с необходимостью отсрочки платежа и возникновением кредитных отношений. Деньги как средство платежа функционируют за пределами товарного обращения.

Из этой функции возникают кредитные деньги – векселя (долговые расписки), банкноты (долговые расписки на банкира), чеки (форма расчетных документов).

4. функция «средство накопления» - деньги являются всеобщей формой воплощения богатства, что побуждает людей их накапливать. Полноценные деньги в результате накопления образуют сокровища. Бумажно-кредитные деньги сокровищами не являются, они выполняют функцию средства сбережения и обеспечивают владельцам потребление в будущем, т.к. обладают высокой ликвидностью.

5. функция «мировые деньги» - выполнение выше названных функций в экономическом обороте между разными странами. Первоначально эту функцию выполняло золото в слитках. В настоящее время ее выполняют международные денежные единицы

- СДР – специальные права заимствования (special drive rite)

– денежная единица, которая существует в безналичном виде не счетах и используется в рамках стран участниц международного валютного фонда (МВФ)

- так называемые резервные денежные единицы – валюты развитых стран (доллар, йена, фунт стерлингов)

- региональные денежные единицы – евро.

В настоящее время ни одна национальная валюта (доллар, рубль и т.д.) не привязана к золотому запасу страны. Золото ушло из обращения окончательно в 1976 году. Демонетизация – это процесс прекращения выполнения золотом функций денежного материала.

Количество денег, необходимое для товарного обращения определяется законом денежного обращения. Закон денежного обращения выведен Марксом и может быть представлен следующей формулой:

Д=(∑товарных цен-К+П-ВП)/0, где

Д-количество денег, необходимых для обращения;

товарных цен сумма цен обращающихся товаров;

К – сумма цен товаров, проданных в кредит;

П- наступившие платежи;

ВП – взаимопогашаемые платежи

О – число оборотов денежной единицы в год.

Закон выражает зависимость между количеством денег в обращении и выполняемыми деньгами функциями.

В экономике важно соблюдение соответствия между товарной и денежной массой, особенно в условиях бумажноденежного обращения.

Большинство зарубежных экономистов в настоящее время пользуются уравнением обмена Фишера:

M*V=P*Q, где

М – количество денег в обращении;

V - скорость обращения денег;

Р – средний уровень товарных цен;

Q - количество обращающихся товаров.

Если преобразовать формулу в

М=Р*Q\V,

из полученной формулы вытекает: чем больше денежная масса, тем выше уровень товарных цен, т.е. за денежной массой всегда должны стоять товары. Нарушение соответствия между товарной и денежной массой может приводить к инфляции – общему повышению уровня цен в стране, или к дефляции – понижению общего уровня цен в стране.

Дезинфляция – замедление темпов роста цен.

Существование инфляции и дефляции выдвигает необходимость различать номинальные и реальные величины.

Номинальные величины (заработная плата, прибыль, процент, объем производства в стоимостном выражении)- это величины, выраженные в текущих рыночных ценах. Текущие цены могут искажать реальную картину динамики доходов, объемов производства в отраслях, в национальной экономике в целом. Поэтому необходимо осуществлять пересчет номинальных величин в реальные величины.

Реальные величины – это величины, выраженные в неизменных ценах, т.е. в ценах определенного (базисного) года принятые за 100%.

Пересчет осуществляется с помощью индексов цен. Индексы цен определяются по формуле:

Индекс цен года n= стоимость набора рыночной корзины в ценах года n/ стоимость набора рыночной корзины в ценах базисного года * 100%

В зависимость от назначения индекса, формируется и набор корзины (пр.: индекс цен потребительских товаров – потребительские товары; индекс цен ВВП – все производство национальной экономики)

Пересчет осуществляется по формуле:

ВВП реальный года n=(ВВП номинальный года n/ индекс цен ВВП года n)*100%

1. Рынок: сущность, функции, структура. Инфраструктура рынка.

2. Спрос, закон спроса, неценовые факторы спроса.

3. Предложение, закон предложения, неценовые факторы предложения.

4. Взаимодействие спроса и предложения, рыночное равновесие, равновесная цена, устойчивость рыночного равновесия.

5. Эластичность спроса и предложения, виды эластичности. Факторы, влияющие на эластичность.

6. Конкуренция и монополия в рыночной экономике. Формы и виды конкуренции, необходимость и сущность демонополизации экономики.

1.

Рынок – это децентрализованный стихийный механизм, сводящий вместе продавцов и покупателей, в результате действия которого осуществляется общественная оценка товаров и признается необходимость их производства.

Рынок – это совокупность экономических отношений, принимаемых решений, методов хозяйствования, связанных с производством и обменом благ.

Субъектами рыночных отношений (рыночными агентами), являются:

+ домохозяйства – экономические единицы в составе одного или нескольких лиц, которые самостоятельно принимают решения, стремятся к максимизации удовлетворения потребностей, являются собственниками факторов производства.

+ фирмы – экономические единицы, которые используют факторы производства для создания и продажи продукции другим фирмам, домохозяйствам, государству.

+ государство - правительственные учреждения, институты, которые имеют право осуществлять координацию хозяйственных субъектов в целях достижения общественных целей.

Общее представление о функционировании рыночной экономики дает упрощенная модель кругооборота потока товаров, факторов производства и денежных потоков между главными субъектами.

Кругооборот товаров, ресурсов и денежных потоков:

Существование рыночной экономики основано на следующих признаках:

+ наличие частной собственности (при этом не отрицается многообразие форм собственности)

+ свободное перемещение ресурсов

+ свобода предпринимательского выбора

+ свобода выбора потребителя

+ наличие экономических интересов в обществе

+ свободное ценообразование

+ конкуренция

+ оптимальное вмешательство государства в экономику

По принципу, конкуренция - где возможна, государство – где необходимо.

Функции рынка:

1. регулирующая – регулирование сфер и отраслей национального хозяйства, согласование объемов производства и потребления по количеству и структуре.

2. ценообразующая – признание общественной ценности товаров и количество затраченных на их производство факторов через установление пропорций обмена (цены).

3. стимулирующая – побуждает производителей осуществлять производство с наименьшими затратами путем внедрения новых технологий, совершенствования организаций производства, поиска новых источников сырья.

4. функция экономического отбора (санирующая) – состоит в том, что рынок освобождает общественное производство от экономически слабых неконкурентоспособных хозяйственных субъектов (агентов).

5. информационная – через цены, прибыли и убытки рынок подает сигналы о том, что, как, и для кого производить.

6. посредническая – сводит вместе продавцов и покупателей.

Структура рынка – это его строение, расположение отдельных элементов рынка, их доля в общем объеме. Структуру рынка можно характеризовать по разным признакам:

1. по характеру предлагаемых товаров

+ рынок потребительских товаров

+ рынок средств производства

+ рынок труда

+ рынок ценных бумаг

+информационный рынок

2. по отраслевому признаку

+ автомобильный

+ зерновой

+ компьютерный

+ молочный

3. по территориальному признаку

+ локальный

+ региональный

+ национальный

+ мировой

4. по степени насыщенности

+ равновесный

+ избыточный

+ дефицитный

5. по степени развитости

+ неразвитый

+ развивающийся

+ развитый

6. по соответствию действующему законодательству

+ легальный

+ нелегальный (теневой)

7. по объему продаж

+ оптовый

+ розничный

8. по условиям конкуренции

+ рынок совершенной конкуренции

+ рынок несовершенной конкуренции

Инфраструктура рынка – это совокупность учреждений, организаций, служб, обслуживающих рынок и обеспечивающих его нормальное функционирование.

Инфраструктура рынка призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов. Она позволяет рынку выполнять свои функции. Элементы инфраструктуры порождены самими рыночными отношениями.

Инфраструктуру имеют отдельные рынки и рыночная экономика в целом. К ней относятся:

+ товарные

+ сырьевые

+ фондовые биржи

+ биржа труда

+ выставки

+ аукционы

+ ярмарки

+ банковская система

+ налоговая система

+ аудиторские компании

+страховые компании

+ таможенная служба

+ миграционная служба

+ образовательные учреждения

+ курсы переподготовки и переквалификации

+ информационное, юридическое обеспечение

+ транспортно-складское хозяйство и т.д.

Достоинства рыночной экономики:

+ высокая способность к кооперативному удовлетворению потребностей;

+ эффективное распределение и использование ресурсов;

+ успешное функционирование на основе ограниченной информации;

+ высокая приспособляемость к изменяющимся условиям;

+ постоянное внедрение достижений НТП, создание новых товаров с целью повышения конкурентоспособности и максимизации прибыли.

(Недостатки рассмотрим в вопросе «совершенная конкуренция»).

2.

Основными элементами рыночного механизма являются:

+ спрос

+ предложение

+ рыночные цены

+ конкуренция

Спрос – это количество товаров и услуг, которое потребители желают и могут приобрести по каждой из существующих цен за определенный период времени.

Закон спроса состоит в том, что существует обратная зависимость между ценой товара и количеством товара, которое согласны приобрести покупатели, т.е. чем выше цена товара, тем меньше объем спроса (при прочих равных условиях), и наоборот, чем меньше цена товара, тем больше величина спроса.

Действие закона спроса объясняется следующими причинами:

1. эффектом дохода - состоит в том, что при снижении цены на товар потребители становятся реально богаче и при прежних доходах (неизменных) могут приобрести большее количество товара.

2. эффектом замещения – состоит в том, что при повышении цены на товар и неизменности цен на товары-субституты (заменители), покупатель переключается с потребления дорогого товара на более дешевый аналогичный.

3. убывающей предельной полезностью благ – поскольку при увеличении количества потребляемых благ определенного вида их полезность снижается, потребители соглашаются их покупать (дополнительные единицы) только по более низкой цене.

Закон спроса не является абсолютным, он имеет исключения. Существуют так называемые низшие товары, которые составляют высокую долю в структуре потребления беднейших семей (крупа, хлеб, картофель, макароны). У этих людей при росте цен на такие товары растет и спрос на них, а при снижении цен – сокращается спрос. Данная ситуация называется эффектом Гиффена, а товары – товарами Гиффена.

Эффект присоединения к большинству – это эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что потребитель, следуя общепринятым нормам, покупает тот же самый товар, который покупают другие. Решение, принимаемое субъектом, зависит, таким образом, от мнения и поведения других субъектов. Примером эффекта может служить мода.

Эффект сноба – по своему смыслу данный эффект противоположен «эффекту подражания». Он связан с тем, что есть люди — снобы, которые не хотят пользоваться товарами массового потребления.

Согласно такому эффекту, вкусы таких потребителей пребывают в обратной зависимости от спроса других людей на данные массовые товары.
Эффект сноба проявляется в увеличении величины спроса на товар при росте его цены; связан с понятием престижного спроса, ориентированного на приобретение товаров, свидетельствующих, по мнению их покупателя, о его высоком социальном статусе, больших финансовых возможностях и т.д.

Уменьшение цены с P0 (изначальной цены) до P1 сначала будет побуждать такого потребителя увеличить потребление товара с q0 (изначального потребления) до q1, однако, при значительном росте рыночного спроса на товар, потребитель-сноб может сократить потребление товара до уровня q'. На графике потребление (спрос) снобом такого товара иллюстрирует линия dc.

Эффект Веблена – достаточно распространённое явление показательного потребления, которое возникает при потреблении благ, в основном недоступных для большинства обычных потребителей в связи с их высокой ценой, что подчеркивает социальную значимость их владельцев. Назван по имени экономиста Торстейна Бунде Веблена.

При таком потреблении наблюдается прямая зависимость: чем выше цена на какой-либо продукт, тем выше уровень его потребления.

Нерациональный спрос - к нему относят спрос на товары, вредные для здоровья. Поскольку большая часть нововведений характеризуется неопределенностью в этой области, необходимо во избежание возникновения данной категории и одновременно затухания спроса рекламировать отличительные положительные качества новой продукции. В противном случае продукция не перейдет в стадию зрелости, производитель не возместит затрат на разработку, а конкуренты используют его просчеты.

На спрос кроме цены влияют и неценовые факторы:

+ потребительские вкусы и предпочтения (могут быть продиктованы модой)

+ количество потребителей

+ изменение доходов потребителей

+ цены на товары-субституты и товары-комплименты, и их наличие

+ ожидания потребителей

Под влиянием цены происходит изменение величины спроса, что графически выражается движением вдоль кривой спроса вверх или вниз.

Под влиянием неценовых факторов происходит изменение спроса (в целом), что графически выражается сдвигом кривой спроса вправо или влево.

3.

Предложение – это количество товаров и услуг, которое производители могут произвести и предложить к продаже по каждой из существующих цен за определенный период времени.

Закон предложения состоит в том, что существует прямая зависимость между ценой товара и количеством товара, которое готовы предложить производители, т.е. чем выше цена, тем больше объем предложения (при прочих равных условиях) и наоборот, чем ниже цена, тем меньше объем предложения.

Неценовые факторы предложения:

+ цены на ресурсы

+ уровень техники и технологии

+ количество производителей

+ деятельность государства – налоги и дотации

+ цены на товары-субституты и товары-комплементы

+ ожидания производителей

Под влиянием ценового фактора имеет место изменение объема предложения, что выражается графически движением вдоль кривой предложения. Под влиянием неценовых факторов происходит изменение предложения, что иллюстрируется графически сдвигом кривой предложения вправо или влево.

4.

Взаимодействие спроса и предложения можно рассматривать как взаимодействие решений потребителей о покупке и решение производителей о продаже.

В результате действия рыночных сил спроса и предложения устанавливается рыночное равновесие – ситуация при которой объем спроса равен объему предложения. В точке равновесия устанавливается равновесная цена – при которой объем спроса равен объему предложения.

График рыночного равновесия.

Точка равновесия Ре – равновесная цена;

Qе – равновесный объем продаж.

В точке равновесия Qe=Qd=Qs.

Состояние равновесия является ситуацией, при которой у продавцов и покупателей отсутствует желание к изменению условий купли-продажи – цены и объема товара. Однако состояние равновесия неустойчиво по своей природе, т.к. на него действует множество факторов.

Если цена поднимется выше равновесной (например: Р1 - предложение превышает спрос) возникает избыток товаров.

Конкуренция между продавцами за покупателей побуждает их снижать цены. Снижение цен приводит к расширению спроса и приспособление спроса и предложения друг другу продолжается пока не восстановится рыночное равновесие.

Если цена установится ниже равновесной, по закону спроса – спрос расширяется, т.е. спрос превышает предложение. Возникает дефицит товаров.

Трансакционные издержки – издержки, связанные с заключением сделок.

Конкуренция между покупателями за ограниченное количество товаров (дефицит) побуждает их соглашаться на более высокую цену, т.е. давит на цену вверх. Растущие цены подталкивают производителей к расширению производства и предложения. И так продолжается до тех пор, пока опять не восстановится рыночное равновесие.

Механизм свободного стихийного формирования равновесных цен Адам Смит назвал механизмом невидимой руки.

Способность рынка к быстрому возвращению в состояние равновесия называется устойчивостью рыночного равновесия. Рынки совершенной конкуренции в наибольшей степени обладают устойчивостью равновесия. Рынки несовершенной конкуренции такой способностью обладают в меньшей степени.

5.

Эластичность спроса и предложения – это способность приспосабливаться к изменяющимся рыночным условиям.

Ценовая эластичность спроса (или эластичность спроса по цене) – степень изменения спроса под влиянием изменения цены. Измеряется коэффициентом эластичности спроса по цене. Он показывает, насколько изменяется величина спроса под влиянием изменения цены на один процент и определяется по формуле:

ЕДР= изменение величины спроса, в %/ изменение цены, в %= Д, в %/ Р, в %

В зависимости от величины коэффициента эластичности различают следующие виды эластичности спроса по цене:

+ ЕДр > 1 – спрос эластичный

+ ЕДр = 1 –спрос с единичной эластичностью

+ ЕДр < 1 – спрос неэластичный

+ ЕДр = ∞ - абсолютно эластичный спрос

+ ЕДр = 0 – абсолютно неэластичный спрос

Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене:

1. уровень доходов потребителей

2. доля продукта в структуре бюджетов данной семьи (структуре потребления)

3. величина запаса данного товара у потребителя (чем больше запас, тем ниже эластичность спроса)

4. количество времени у потребителя для принятия решений о покупке (чем больше времени, тем эластичнее спрос)

5. наличие на рынке товаров субститутов и цен на них

эластичность предложения по цене – это степени изменения предложения на товар под влиянием изменения цены товара. Измеряется коэффициентом эластичности предложения по цене - он показывает, на сколько изменяется предложение товара под влиянием изменения цены товара на один процент. Определяется по формуле:

Еsp= изменение величины предложения, в %/ изменение цены, в % = S, в %/ Р, в %

В зависимости от величины коэффициента эластичности различают следующие виды эластичности предложения по цене:

Еsp > 1 – предложение эластичное

Еsp = 1 – предложение с единичной эластичностью

Еsp < 1 предложение неэластичное

Еsp =∞ - предложение абсолютно эластичное

Еsp =0 – абсолютно неэластичное предложение

Факторы, влияющие на эластичность предложения по цене:

1. фактор времени:

+ в кратчайшем рыночном периоде предложение абсолютно неэластично (Е=0), производители не успевают отреагировать на изменение цен

+ в краткосрочном периоде предложение более эластично

+ в долговременном периоде предложение эластично

2. технологические особенности производства

3. наличие ресурса

4. количество производителей в отрасли и барьеры для вступления в отрасль (состояние конкуренции)

Кроме эластичности спроса по цене выделяют эластичность спроса по доходу - она показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1 %. Она зависит от следующих факторов:

§ Значимость товара для бюджета семьи.

§ Является ли товар предметом роскоши или предметом первой необходимости.

§ Консерватизм во вкусах.

Измерив эластичность спроса по доходу, можно определить относится ли данный товар к категории нормальных или малоценных. Основная масса потребляемых товаров относится к категории нормальных. С ростом доходов мы больше покупаем одежды, обуви, высококачественных продуктов питания, товаров длительного пользования. Есть товары, спрос на которые обратно пропорциональны доходам потребителей. К ним относятся: вся продукция секонд-хенд и некоторые виды продовольствия(дешевая колбаса, приправа). Математически эластичность спроса по доходу может быть выражена следующим образом:

где верхний индекс означает, что это эластичность спроса, а нижний индекс говорит о том, что это эластичность спроса по доходу (от английских слов Demand - спрос и Income - доход). То есть эластичность спроса по доходу показывает степень изменения спроса в ответ на изменение доходов потребителей. В зависимости свойств благ эластичность спроса на эти блага по доходу может быть различной. Классификация благ по значениям приведена в следующей таблице:

Нормальное (полноценное) благо   Объем спроса увеличивается при увеличении дохода потребителя.
Предмет роскоши   Объем спроса изменяется на больший процент, чем доход.
Товар первой необходимости   Объем спроса изменяется на меньший процент, чем доход. То есть при увеличении дохода в определенное число раз, спрос на заданный товар увеличится на меньшее число раз.
Неполноценное (низшее) благо   Объем спроса падает, при увеличении дохода потребителя. Примером может служить рынок потребления перловки.
Нейтральное благо   Нет прямой зависимости между потребление этого блага и изменением дохода.

Отдельно нужно отметить, что и предметы роскоши и товары первой необходимости являются нормальными (полноценными) благами, так как условие содержит оба условия, и, и.

Перекрестная эластичность спроса - Это отношение процентного изменения спроса на один товар к процентному изменению цены на какой-либо другой товар. Положительное значение величины означает, что эти товары являются взаимозаменяемыми (субститутами), отрицательное значение показывает, что они взаимодополняющие (комплементы).


где верхний индекс означает что это эластичность спроса, а нижний индекс говорит о том, что это перекрёстная эластичность спроса, где под и подразумеваются какие-то два товара. То есть перекрёстная эластичность спроса показывает степень изменения спроса на один товар () в ответ на изменение цены другого товара (). В зависимости от значений принимающих переменной различаю следующие связи между товарами и:

Товары субституты   Потребители теоретически могут заменить потребление товара A на потребление товара B. Например, две марки стирального порошка.
Комплементарные блага   Потребители теоретически не могут изменить потребления товара A без изменения в ту же сторону потребления товара B. Хороший пример это ноутбуки и комплектующие к ним.
Независимые друг от друга товары   Изменение цены товара B никак не воздействует на потребление товара A.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: