Лекция 13
Вопросы:
1.Финансовая система и ее структура
2.Сущность и экономические функции налогов
3.Дефицит государственного бюджета
4.Фискальная политика государства
1.
Экономика предполагает функционирование денежных отношений. Сфера их деятельности касается обоюдного обслуживания товарных сделок: домохозяйств, предприятий, банков, государства с его институтами.
Финансы являются важной частью денежных отношений и связаны с накоплением и использованием денежных ресурсов или фондов, а отношения субъектов, возникающие в таком процессе называются финансовыми.
Взаимосвязь многообразных элементов финансовых отношений организует их в финансовую систему.
Финансовая система - это бюджеты различных уровней:
1) государственный бюджет - это главное звено финансовой системы, то есть отношения связанные с формированием и использованием. Источники его пополнения: доходы госпредприятий и безвозмездные платежи
(~=80%), затрат: социальные нужды (50%), ВПК (20%), обслуживание гос. долга, трансферты, инфраструктура.
|
|
Использование госбюджета направлено на создание наилучших условий функционирования рыночной системы: института частной собственности, мобильность ресурсов, социальной стабильности, конкурентной среды, система встроенных стабилизаторов, поддержание конкурентоспособности.
После ВМВ госбюджет стал рычагом регулирования пропорций производства, то есть стимулирование стратегически значимых объектов и антициклического регулирования.
2) Бюджеты субъектов федерации - то есть финансовые отношения, замыкающиеся на данном регионе.
3) Местные бюджеты - источники их пополнения: второстепенные налоги, в основном поимущественные, административные сборы и местные налоговые лицензии.
Бюджеты различных уровней - консолидированный бюджет.
4) Внебюджетные фонды - это фонды госсоцстрахования, целевые фонды, финансовые учреждения. Они обособлены от госбюджета и используются центральными властями в критических ситуациях для маневрирования.
Сущность финансов раскрывается в их функциях:
1) контрольная - использование госсредств и выплата налогов;
2) мобилизационная - то есть поступление средств для государственных нужд;
3) распределительная - то есть перемещение дохода в другие сферы производства для формирования оптимального соотношения между потреблением и сбережениями. (в странах с кейнсианской доктриной)
2.
Для формирования государственных ресурсов правительство изымает безвозмездно часть доходов предприятий и граждан. Любой вид обязательного платежа государству и его институтам является налогом. Налоги наполняют казну деньгами, но не должны при этом подрывать воспроизводственный процесс. Тяжесть налогового бремени (ТНБ) определяется величиной налоговых изъятий, отнесенных к ВВП.
|
|
В начале XX века ТНБ составляла 10%. В середине ХХ века - 20%, в конце - от 30% (монетаристская доктрина) до 50% (кейнсианская доктрина). Зависимость налоговых поступлений от величины налоговой ставки описана
Лафером: чрезмерное налоговое бремя ведет к уменьшению налоговых поступлений в госбюджет. Описывает эту зависимость кривая Лафера.
Сообщение: кривая Лоренца.
Функции налогов:
1) фискальная - пополнение государственной казны;
2) регулирующая: антициклическая программа, коррекция направлений экономического роста, стимулирование отдельных товаропроизводителей, социальная гармонизация через перераспределение доходов.
3.
Когда расходы госбюджета превышают доходы, то образуется дефицит госбюджета.
Варианты покрытия дефицита гос. бюджета:
1) сокращение расходов;
2) увеличение налогового бремени;
3) превращение дефицита госбюджета в государственный долг:
- обращение государства за кредитом в национальные банки - это чревато ростом процентных ставок, ростом издержек производства, а следовательно и цен;
- обращение к иностранным государствам - это чревато тем, что по истечении срока заимствования происходит утечка государственных средств за рубеж;
- выпуск государственных ценных бумаг - облигаций - это чревато повышением спроса на деньги, удорожанием кредитов, снижением инвестиций;
- выплата государственного долга за счет увеличения предложения денег за счет эмиссии - чревато лавинообразным течением инфляции;
Управление госдолгом:
- эффективное использование средств заимствования;
- поиск средств для выплаты госдолга;
- нейтрализация негативных последствий госдолга.
Во многих странах существуют специальные службы по управлению госдолгом. Их задача - недопустить превышение госдолга над ВВП более чем в 2,5 раза. Погасить обязательство госдолга при недостаточности средств можно следующим способом:
1) отказ от долга или его части - подрывает репутацию государства;
2) использование новых заимствований для выплаты прежних долгов - сокращаются надежды кредиторов вернуть свои деньги;
3) пролонгирование долга - увеличиваются суммы процентов;
4) реструктуризация долга - превращение долга в долгосрочных;
5) конверсия долга - перевод долга в долгосрочные иностранные инвестиции (покупка недвижимости, участие в акционерном капитале);
6) продажа безнадежных долгов.
Для избежания негативных явлений, вызванных госдолгом, следует постоянно вести работу по его балансированию.