Финансы и финансовая политика государства

Лекция 13

Вопросы:

1.Финансовая система и ее структура

2.Сущность и экономические функции налогов

3.Дефицит государственного бюджета

4.Фискальная политика государства

1.

Экономика предполагает функционирование денежных отношений. Сфера их деятельности касается обоюдного обслуживания товарных сделок: домохозяйств, предприятий, банков, государства с его институтами.

Финансы являются важной частью денежных отношений и связаны с накоплением и использованием денежных ресурсов или фондов, а отношения субъектов, возникающие в таком процессе называются финансовыми.

Взаимосвязь многообразных элементов финансовых отношений организует их в финансовую систему.

Финансовая система - это бюджеты различных уровней:

1) государственный бюджет - это главное звено финансовой системы, то есть отношения связанные с формированием и использованием. Источники его пополнения: доходы госпредприятий и безвозмездные платежи

(~=80%), затрат: социальные нужды (50%), ВПК (20%), обслуживание гос. долга, трансферты, инфраструктура.

Использование госбюджета направлено на создание наилучших условий функционирования рыночной системы: института частной собственности, мобильность ресурсов, социальной стабильности, конкурентной среды, система встроенных стабилизаторов, поддержание конкурентоспособности.

После ВМВ госбюджет стал рычагом регулирования пропорций производства, то есть стимулирование стратегически значимых объектов и антициклического регулирования.

2) Бюджеты субъектов федерации - то есть финансовые отношения, замыкающиеся на данном регионе.

3) Местные бюджеты - источники их пополнения: второстепенные налоги, в основном поимущественные, административные сборы и местные налоговые лицензии.

Бюджеты различных уровней - консолидированный бюджет.

4) Внебюджетные фонды - это фонды госсоцстрахования, целевые фонды, финансовые учреждения. Они обособлены от госбюджета и используются центральными властями в критических ситуациях для маневрирования.

Сущность финансов раскрывается в их функциях:

1) контрольная - использование госсредств и выплата налогов;

2) мобилизационная - то есть поступление средств для государственных нужд;

3) распределительная - то есть перемещение дохода в другие сферы производства для формирования оптимального соотношения между потреблением и сбережениями. (в странах с кейнсианской доктриной)

2.

Для формирования государственных ресурсов правительство изымает безвозмездно часть доходов предприятий и граждан. Любой вид обязательного платежа государству и его институтам является налогом. Налоги наполняют казну деньгами, но не должны при этом подрывать воспроизводственный процесс. Тяжесть налогового бремени (ТНБ) определяется величиной налоговых изъятий, отнесенных к ВВП.

В начале XX века ТНБ составляла 10%. В середине ХХ века - 20%, в конце - от 30% (монетаристская доктрина) до 50% (кейнсианская доктрина). Зависимость налоговых поступлений от величины налоговой ставки описана

Лафером: чрезмерное налоговое бремя ведет к уменьшению налоговых поступлений в госбюджет. Описывает эту зависимость кривая Лафера.

Сообщение: кривая Лоренца.

Функции налогов:

1) фискальная - пополнение государственной казны;

2) регулирующая: антициклическая программа, коррекция направлений экономического роста, стимулирование отдельных товаропроизводителей, социальная гармонизация через перераспределение доходов.

3.

Когда расходы госбюджета превышают доходы, то образуется дефицит госбюджета.

Варианты покрытия дефицита гос. бюджета:

1) сокращение расходов;

2) увеличение налогового бремени;

3) превращение дефицита госбюджета в государственный долг:

- обращение государства за кредитом в национальные банки - это чревато ростом процентных ставок, ростом издержек производства, а следовательно и цен;

- обращение к иностранным государствам - это чревато тем, что по истечении срока заимствования происходит утечка государственных средств за рубеж;

- выпуск государственных ценных бумаг - облигаций - это чревато повышением спроса на деньги, удорожанием кредитов, снижением инвестиций;

- выплата государственного долга за счет увеличения предложения денег за счет эмиссии - чревато лавинообразным течением инфляции;

Управление госдолгом:

- эффективное использование средств заимствования;

- поиск средств для выплаты госдолга;

- нейтрализация негативных последствий госдолга.

Во многих странах существуют специальные службы по управлению госдолгом. Их задача - недопустить превышение госдолга над ВВП более чем в 2,5 раза. Погасить обязательство госдолга при недостаточности средств можно следующим способом:

1) отказ от долга или его части - подрывает репутацию государства;

2) использование новых заимствований для выплаты прежних долгов - сокращаются надежды кредиторов вернуть свои деньги;

3) пролонгирование долга - увеличиваются суммы процентов;

4) реструктуризация долга - превращение долга в долгосрочных;

5) конверсия долга - перевод долга в долгосрочные иностранные инвестиции (покупка недвижимости, участие в акционерном капитале);

6) продажа безнадежных долгов.

Для избежания негативных явлений, вызванных госдолгом, следует постоянно вести работу по его балансированию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: