Механизм макроэкономиического равновесия

Лекция 9

Вопросы:

1.Совокупный спрос

2.Совокупное предложение

1.

Общее экономическое равновесие (идеальное состояние экономики) - это ситуация, когда совокупный спрос имеет точку пересечения с кривой совокупного предложения. Рис 9.1.

Совокупный спрос (AD) - это сумма всех макроэкономических агентов на конечные товары и услуги в течении года.

В соответствии с наличием четырех основных секторов в экономике совокупный спрос можно разделить на следующие группы:

1) С - спрос на потребительские товары и услуги;

2) G - государственные закупки;

3) I - инвестиции;

4) Хn - чистый экспорт (Xn=Ex-Im) - разница между экспортом и импортом.

AD=C+G+I+Xn

Кривая совокупного спроса имеет отрицательный наклон (рис. 9.2)

Отрицательный наклон обусловлен следующими эффектами:

1) эффект реального богатства или эффект Пигу: если уровень цен повышается, то величина реальных денежных

запасов снижается. Люди чувствуют себя относительно беднее и сокращают величину потребления.

2) эффект процентной ставки или эффект Кейнса: если уровень цен повышается, то возрастает спрос на деньги для инвестиций, возрастает ставка процента, инвестиционный спрос сокращается.

3) эффект импортных закупок или эффект Манделла-Флеминга: при повышении уровня цен в стране товары данной страны становятся относительно дорогими для иностранцев, поэтому сокращается экспорт. Импортные товары становятся относительно дешевыми, поэтому растет импорт.

На уровень спроса влияют неценовые факторы:

1) ожидания (ценовые, дефицитные)

2) доходы потребителей

3) процентные ставки

4) налоги.

Потребительские расходы определяются уровнем благосостояния потребителей, однако по мере роста потребления склонность к потреблению (MPC) снижается и рост спроса отстает от роста доходов.

2.

Совокупное предложение (AS) - это стоимость того количества конечных товаров и услуг, которое предлагают на рынке все производители в течение года.

Форма кривой AS может быть различной. В зависимости от того, в краткосрочном или долгосрочном периоде мы ее рассматриваем. Она состоит из трех отрезков:

1) а - горизонтальный или кейнсианский (краткосрочный период): неполная занятость, фиксированный уровень цен, экономика в стадии депрессии.

2) б - восходящий, происходит одновременный рост цен и ВВП, экономика близка к полному использованию ресурсов (стадия оживления).

3) в - вертикальный или неоклассический: полная занятость, максимальная загрузка производственных мощностей, предложение физически не растет, происходит его качественная и денежная переоценка. (стадия оживления,

долгосрочный период).

Неценовые факторы совокупного предложения - это факторы, изменяющие издержки на единицу выпускаемой продукции: цена на ресурсы, количество ресурсов, производительность ресурсов, налоги на бизнес, трансферты, государственное регулирование экономики.

На практике возможны различные варианты пересечения кривых AS и AD:

1) на горизонтальном участке (рис 9.3); движение к равновесному объему не сопровождается изменением уровня цен, оно вызвано вовлечение в производство неиспользуемых ресурсов, растет реальный объем производства.

2) на участке б (рис 9.3): растут цены и реальный объем производства, изменение цен исключает перепроизводство товаров

3) на вертикальном участке (рис 9.4): увеличение предложения невозможно, растут цены, улучшается качество товаров.

При обратном смещении кривой совокупного спроса происходит эффект храповика. (рис 9.5)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: