Лекция 9
Вопросы:
1.Совокупный спрос
2.Совокупное предложение
1.
Общее экономическое равновесие (идеальное состояние экономики) - это ситуация, когда совокупный спрос имеет точку пересечения с кривой совокупного предложения. Рис 9.1.
Совокупный спрос (AD) - это сумма всех макроэкономических агентов на конечные товары и услуги в течении года.
В соответствии с наличием четырех основных секторов в экономике совокупный спрос можно разделить на следующие группы:
1) С - спрос на потребительские товары и услуги;
2) G - государственные закупки;
3) I - инвестиции;
4) Хn - чистый экспорт (Xn=Ex-Im) - разница между экспортом и импортом.
AD=C+G+I+Xn
Кривая совокупного спроса имеет отрицательный наклон (рис. 9.2)
Отрицательный наклон обусловлен следующими эффектами:
1) эффект реального богатства или эффект Пигу: если уровень цен повышается, то величина реальных денежных
запасов снижается. Люди чувствуют себя относительно беднее и сокращают величину потребления.
2) эффект процентной ставки или эффект Кейнса: если уровень цен повышается, то возрастает спрос на деньги для инвестиций, возрастает ставка процента, инвестиционный спрос сокращается.
|
|
3) эффект импортных закупок или эффект Манделла-Флеминга: при повышении уровня цен в стране товары данной страны становятся относительно дорогими для иностранцев, поэтому сокращается экспорт. Импортные товары становятся относительно дешевыми, поэтому растет импорт.
На уровень спроса влияют неценовые факторы:
1) ожидания (ценовые, дефицитные)
2) доходы потребителей
3) процентные ставки
4) налоги.
Потребительские расходы определяются уровнем благосостояния потребителей, однако по мере роста потребления склонность к потреблению (MPC) снижается и рост спроса отстает от роста доходов.
2.
Совокупное предложение (AS) - это стоимость того количества конечных товаров и услуг, которое предлагают на рынке все производители в течение года.
Форма кривой AS может быть различной. В зависимости от того, в краткосрочном или долгосрочном периоде мы ее рассматриваем. Она состоит из трех отрезков:
1) а - горизонтальный или кейнсианский (краткосрочный период): неполная занятость, фиксированный уровень цен, экономика в стадии депрессии.
2) б - восходящий, происходит одновременный рост цен и ВВП, экономика близка к полному использованию ресурсов (стадия оживления).
3) в - вертикальный или неоклассический: полная занятость, максимальная загрузка производственных мощностей, предложение физически не растет, происходит его качественная и денежная переоценка. (стадия оживления,
долгосрочный период).
|
|
Неценовые факторы совокупного предложения - это факторы, изменяющие издержки на единицу выпускаемой продукции: цена на ресурсы, количество ресурсов, производительность ресурсов, налоги на бизнес, трансферты, государственное регулирование экономики.
На практике возможны различные варианты пересечения кривых AS и AD:
1) на горизонтальном участке (рис 9.3); движение к равновесному объему не сопровождается изменением уровня цен, оно вызвано вовлечение в производство неиспользуемых ресурсов, растет реальный объем производства.
2) на участке б (рис 9.3): растут цены и реальный объем производства, изменение цен исключает перепроизводство товаров
3) на вертикальном участке (рис 9.4): увеличение предложения невозможно, растут цены, улучшается качество товаров.
При обратном смещении кривой совокупного спроса происходит эффект храповика. (рис 9.5)