Функция потребления в кейнсианской теории
С точки зрения Д.М.Кейнса главным фактором, определяющим решение субъекта о выделении необходимой суммы на потребление, является располагаемый доход. Связь между потреблением и располагаемыми доходами называют функцией потребления. При этом вводят понятие средней склонности к потреблению (АРС), которое показывает какую часть располагаемого дохода субъект тратит на потребление.
.
Введено понятие предельной склонности к потреблению (МРС), которое отражает какую часть дополнительного дохода субъект тратит на потребление.
.
При этом МРС находится в пределах от 0 до 1, так как прирост располагаемого дохода распадается на прирост потребления и прирост сбережений.
При анализе потребления выделяют два компонента:
· автономное потребление, которое не зависит от величины располагаемого дохода и направлено на поддержание жизнедеятельности человека,
· стимулированное потребление, величина которого зависит от величины располагаемого дохода.
Функция потребления показывает планируемый или желаемый уровень потребительских расходов для каждого определенного уровня личного располагаемого дохода. При этом Кейнс в результате анализа потребления выводит основной психологический закон: “… люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но в меньшей степени, чем увеличение дохода… ”
С учетом этих показателей можно выразить функцию потребления (Рис.3.1):
,
где С – объем потребления;
Са - автономное потребление;
МРС – предельная склонность к потреблению;
Yd – располагаемый доход, Yd = Y - T;
Д.М. Кейнс формулирует четыре правила, характеризующих совокупное потребление:
1) потребление является функцией располагаемого дохода;
2) предельная склонность к потреблению (MPC) находится в интервале от 0 до 1; это объясняется тем, что доход распадается на потребление и сбережение, а приращение дохода распадается на приращение потребления и приращение сбережения; если приращение дохода берем за 1, то MPC=1-MPS, т.е. в интервале от нуля до единицы.
3) по мере роста располагаемого дохода средняя склонность к потреблению (APC) убывает. Это связано с тем, что MPC < APC и математической зависимостью между средними и предельными величинами.
Рис.3.1 Функция потребления
4) по мере роста располагаемого дохода МРС падает, что объясняется действием основного психологического закона.
В дальнейшем было выделено два периода для характеристики поведения потребителя:
а) краткосрочный. Потребление в этом периоде описывается уравнением Кейнса:
.
б) долгосрочный (примерно 50 лет). В долгосрочном периоде рассматривается весь период сознательной жизни человека, включающий как трудовой, так и пенсионный. И весь заработанный доход тратится на потребление на протяжении всей сознательной жизни. Потребление в этом периоде описывается функцией Саймона Кузнеца: