Бунташный век

Церковный раскол (Реформа Никона)

Вопрос 13

Вопрос №13

1. эволюцией в 17 веке можно назвать смену правящей династии с Рюриковичей на Романовых. в ходе выбора нового царя по завершению Смутного времени:

Краткая инфа из "Вики": После смерти Годунова в 1605 году Речь Посполитая почувствовала выгодный момент для того, чтобы возвести на московский престол благосклонного и зависимого правителя. Польская армия без объявления войны вторглась в пределы России и помогла занять трон Лжедмитрию I, выдававшему себя за спасшегося чудесным образом царевича Дмитрия Ивановича. Его правление продлилось недолго, так как вскоре он был убит во время восстания горожан. Однако новый царь Василий Шуйский также не смог продержаться долго у власти. Поляки повторно вторглись в Россию, чтобы посадить на престол Лжедмитрия II, а впоследствии и собственного королевича Владислава IV. Интервенция поляков сопровождалась кровавым террором против православного населения. Поляки смогли занять Москву, однако сформировавшееся в Нижнем Новгороде ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского осадило их в Московском кремле и принудило к капитуляции. В конечном итоге на трон взошёл молодой Михаил Романов, положив начало новой династии Романовых, которые впоследствии правили Россией до 1917 года.

Несмотря на то, что русско-польская война продлилась до 1618 года, венчание Михаила Романова на царство часто рассматривается как конец Смутного времени. В целом, за время Смуты в России от голода и разбоя польско-литовских войск погибло несколько миллионов человек, а государство как таковое временами просто переставало существовать. В память о возникшей из недр русского общества освободительной и государствообразующей инициативе, в Российской империи до 1917 года отмечали годовщину этого события

Церковная реформа патриарха Никона — предпринятый в 1650-х — 1660-х годах комплекс богослужебно-канонических мер в Русской Церкви и Московском Государстве, направленных на изменение существовавшей тогда в Москве (северо-восточной части Русской Церкви) обрядовой традиции в целях её унификации с современной греческой. Вызвала раскол Русской Церкви и повлекла возникновение многочисленных старообрядческих течений.

В ходе реформы богослужебная традиция была изменена в следующих пунктах: (Учить не обязательно, но иметь представление)

Широкомасштабная «книжная справа», выразившаяся в редактировании текстов Священного Писания и богослужебных книг, которая привела к изменениям даже в формулировках Символа Веры — убран союз-противопоставление «а» в словах о вере в Сына Божия «рождена, а не сотворена», о Царствии Божием стали говорить в будущем («не будет конца»), а не в настоящем времени («несть конца»), из определения свойств Духа Святаго исключено слово «Истиннаго». В исторические богослужебные тексты было внесено также множество других новаций, например, в имя «Ісус» (под титлом «Ic») была добавлена ещё одна буква и оно стало писаться «Іисус» (под титлом «Іис»).

Замена двуперстного крестного знамения трёхперстным и отмена «метаний», или малых земных поклонов — в 1653 году Никон разослал по всем церквям московским «память», в которой говорилось: «не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны; еще и тремя персты бы есте крестились».

Крестные ходы Никон распорядился проводить в обратном направлении (против солнца, а не посолонь).

Возглас «аллилуйя» во время богослужения стали произносить не дважды (сугубая аллилуйя), а трижды (трегубая).

Изменено число просфор на проскомидии и начертание печати на просфорах.

В дальнейшем в силу государственной поддержки церковной реформы имя Русской церкви было закреплено исключительно за принявшими решения Соборов 1666 и 1667, а приверженцев богослужебных традиций (староверов) стали называть раскольниками и преследовать.

· 1662г медный бунт - из-за приравнивания серебряного рубля к медному.

· Соляной бунт - Московское восстание 1648

Московское восстание 1648 года было реакцией низших и средних слоев населения на политику правительства боярина Бориса Морозова – воспитателя и, затем, свояка царя Алексея Романова, фактического руководителя государства (вместе с И.Д.Милославским). При Морозове во время проведения экономической и социальной политики получили развитие коррупция и самоуправство, значительно возросли налоги. Различные слои общества требовали изменений в политике государства. С целью снять напряжение, возникшее в сложившейся ситуации, правительство Б. И. Морозова решило частично заменить прямые налоги косвенными. Некоторые прямые налоги были снижены и даже отменены, зато в 1646 году дополнительной пошлиной были обложены активно использующиеся в быту товары. В том числе налогом была обложена и соль, что вызвало её подорожание с пяти копеек до двух гривен с пуда, резкое сокращение её потребления и недовольство населения. Причина недовольства в том, что в тот период соль была основным консервантом. Поэтому в связи с подорожанием соли срок годности множества продуктов питания резко сократился, что вызвало всеобщее возмущение, особенно у крестьян и купцов. В связи с вновь нараставшим напряжением в 1647 году соляной налог был отменен, но образовавшаяся недоимка продолжала взыскиваться посредством прямых налогов, в том числе и тех, которые были отменены. Недовольство выражали в первую очередь чернослободчики, которые подвергались (в отличие от жителей белой слободы) наиболее сильному гнету, но не для всех.

Причиной взрыва народного возмущения был также разгул произвола чиновников, о чём сообщает Адам Олеарий: «В Москве принято, чтобы, по приказанию великого князя, ежемесячно все царские чиновники и ремесленники получали в срок свое жалованье; некоторым оно даже приносится на дом. Он же заставлял людей ждать целыми месяцами, и когда они, после усиленных просьб, наконец, получали половину, а то и менее еще того, они должны были выдавать расписку в получении всего жалованья. Кроме того, были устроены разные стеснения для торговли и были заведены многие монополии; кто больше всего приносил подарков Борису Ивановичу Морозову, тот, с милостивою грамотою, весёлый возвращался домой. Ещё один [из чиновников] предложил готовить железные аршины с орлом в виде клейма. После этого каждый, кто желал пользоваться аршином, должен был покупать себе за 1 рейхсталер подобный аршин, стоивший на самом деле только 10 «копеек», шиллинг или 5 грошей. Старые же аршины, под угрозой большой пени, были воспрещены. Эта мера, проведенная во всех провинциях, доставила доход во много тысяч талеров»

Итоги: Царь пошёл на уступки восставшим: было отменено взыскание недоимок и созван Земский собор для принятия нового Соборного Уложения. Впервые за долгое время Алексей Михайлович самостоятельно решал основные политические вопросы.

· Восстание Стёпы Разина уч. стр. 152


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: