double arrow

А. Смит


Первым выдающимся английским экономистом был Адам Смит(1723—1790). Сохранились записи его лекций, в которых он говорит о юриспруденции, военной организации, налогообложении и «полиции»; последнее означает управление внутренними делами, в терминах той эпохи — «политическая экономия». Рабо­тая на кафедре нравственной философии, А. Смит в 1759 г. опуб­ликовал работу «Теория моральных чувств» — интересное иссле­дование в области морали и психологии, в котором затрагивают­ся острые социальные проблемы Англии того периода.

Имя А. Смита равно чтится всеми последующими и современ­ными учеными-экономистами, сколь бы различных точек зрения они ни придерживались. Такую широкую известность ему принес­ла книга «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776), начальные главы которой посвящены разделению труда и концепции трудовой теории.

Зайдя в мастерскую, где несколько рабочих делали булавки, Смит в разговоре с одним из них выясняет: «Сколько булавок вы один можете сделать за день? - Примерно двадцать пять, сэр. - А сколь-. ко здесь работает людей? — Двенадцать, сэр. — И сколько булавок вы делаете за день все вместе? - Четырнадцать тысяч, сэр». Смит изу­мился: «Помножьте двадцать пять на двенадцать и получите триста, но никак не четырнадцать тысяч. Чудо, однако, объяснялось просто. Один рабочий резал проволоку, второй заострял один конец будущей булавки, третий выполнял головку на другом конце... Каждый умел делать всего одну операцию, но очень быстро». Смит назвал это яв­ление разделением труда.




Разделение труда, считал Смит, повысит его производитель­ность, если в работе будет участвовать машина. Для Смита это ста­ло ключевым принципом, так как, с одной стороны, позволяет объяснить причины повышения производительной силы, а с дру­гой — приводит к необходимости эффективного развития рынка. Решая проблему стоимости произведенных товаров и услуг, Смит считал, что именно труд создает эту стоимость.

Стоимость товара определяется затраченным трудом не одного конкретного человека, а средним трудом всех работающих, кото­рый осуществляется при среднем уровне общественно-нормаль­ных условий производства (средний уровень техники, техноло­гии). Богатство нации представляет продукт совокупного годово­го труда: ремесленников, торговцев, земледельцев, моряков и др.

Экономика, по Смиту, — это огромная мастерская, где разво­рачивается соперничество различных видов труда. Стоимость со­здается только производительным трудом, а цена складывается из затрат труда, прибыли, процента на капитал и земельной ренты. Первая книга заканчивается изложением теории распределения, где рассмотрены заработная плата, рента и прибыль.



После проблемы разделения труда Смит рассматривает сущ­ность денег, их происхождение, формулируя закон обмена това­ров на деньги. В главе «О действительной и номинальной цене товаров, или о цене их в труде и цене их в деньгах» содержатся три теории: теория ценности («какую ценность имеет некоторое благо для некоторого человека?»), теория цены («почему это бла­го имеет именно такую цену на рынке?») и трудовая теория сто­имости. Ответ на эти и другие вопросы указанных теорий Смит находит в центральном механизме рыночной системы — конкурен­ции. Каждое действующее лицо на рынке вынуждено принять цены, предложенные конкурентами. Этот процесс, который А. Смит назвал «невидимой рукой» рынка, заключается в том, что благодаря свободной конкуренции предпринимателей рыночная экономика приведет к гармонии личной и коллективной воли с максимально возможной выгодой для всех и каждого.

Рыночный либерализм заключается в том, что при частной собственности, свободе обмена и определении цен потребители, производители и поставщики ресурсов делают свой выбор, гармо­низируя интересы всех участников рынка.



Смит показал также, что эта система саморегулируется: если цена, заработная плата или прибыль выходят за установленные пределы, сила конкуренции их оттеснит; рынок как высшая точ­ка экономической свободы одновременно является и строжайшим экономическим надсмотрщиком.

Рыночные законы, считал А. Смит, оптимально могут воздей­ствовать на экономику, когда частный интерес превышает обще­ственный, когда интересы общества в целом рассматриваются как сумма интересов составляющих его лиц. Развивая эту идею, Смит вводит понятие «экономический человек», считая, что можно ско­рее достигнуть своей цели, если обратиться к человеческому эго­изму. По его убеждению, великие нации никогда не беднеют из-за эгоизма, расточительности и неблагоразумия частных лиц, но они беднеют в результате расточительности и неблагоразумия го­сударственной власти.

Смит подготовил почву для будущих дискуссий по многим ключевым проблемам экономики и ее социальных аспектов. Сей­час, более чем 200 лет спустя, удивляет предвидение Смитом мно­гих социально-экономических процессов, требующих глубокого теоретического исследования.

Так, изучая на основе своей трудовой теории стоимости механизм товарного обмена, А. Смит гениально предвидел развитие этого про­цесса, но не смог найти действующую в нем объективную «силу», которая управляет экономическим обменом. Эту «силу» он назвал «невидимой рукой рынка». По его мнению, именно она и будет так или иначе проявлять себя на всех последующих этапах социально-экономического процесса.

Основной методологический принцип экономики, по Смиту, — саморегулирование рынка на основе конкуренции, свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. Разде­ление труда осуществляет «экономический человек», который свя­зывает в единое общество «эгоистов-индивидов». Основная соци­альная идея А. Смита — идея либерализма, минимального вмеша­тельства государства в экономику, где «невидимая рука рынка» формирует и стоимость труда, и необходимую прибыль.







Сейчас читают про: