Л. Эрхард

Имя Людвига Вильгельма Эрхарда (1897—1977) в экономической литературе сопровождается метафорой «германское чудо». Социально-ориентированный подход Эрхарда к экономическим процессам обусловлен перипетиями его жизненного пути. Экономист-теоретик, кабинетный ученый, волей судеб он становится практиком, мини­стром финансов разрушенной Германии. В 1957 г. он заместитель федерального канцлера, а с 1963 до декабря 1966 г. — федеральный канцлер ФРГ.

Мудрость исследовательской стратегии Эрхарда проявилась в двух параллельных хозяйственных реформах 1948 г. — денежной реформе и реформе цен. Первая реформа, задачей которой было избавление от обесцененных денег и создание твердой националь­ной валюты, проводилась не демократическим путем, а на осно­вании декрета военных оккупационных властей, в условиях не­определенности, ей не предшествовали обоснования.

В ночь на 21 июня 1948 г. старые рейхсмарки были объявлены не­действительными и введены новые деньги — дойчмарки. Каждый жи­тель страны получил на руки 40 новых марок (потом к ним было до­бавлено еще 20). Что же касается наличности и частных сбережений, то половину их можно было обменять в отношении 1:10, а половина была заморожена и позже обменивалась по курсу 1:20. Большая часть прошлых денежных обязательств пересчитывалась по курсу 1:10; обя­зательства банков и учреждений бывшего рейха были в основном ан­нулированы. Предприятия получили наличность для выплаты первой заработной платы, а в дальнейшем должны были существовать за счет продажи своей продукции. Был создан новый эмиссионный банк — Банк немецких земель и разработаны правила, регулирующие его от­ношения с частными банками, например размер обязательных денеж­ных резервов.

Основной задачей реформы цен, которая вступила в силу че­рез три дня после денежной реформы, была отменена «лринудительного хозяйства», административного распределения ресурсов и контроль над ценами. Разрегулирование цен и заработной пла­ты проводилось постепенно, но быстрыми темпами.

Если за денежную реформу в существенной мере отвечали ок­купационные власти, то за отмену обязательных цен несли пол­ную ответственность Л. Эрхард и его хозяйственное управление. Он проводил эту реформу вопреки желанию оккупационных вла­стей, которые опасались слишком быстрого перехода к рыночным отношениям.

Л. Эрхард всякий раз подчеркивал, что социальный смысл рыноч­ного хозяйства заключается прежде всего в том, что любой успех экономики, любое достижение рационализации идет на благо всему народу и служит лучшему удовлетворению нужд потребителей. По­нимая разницу (и в экономическом, и в социальном плане) между социальным рыночным и либеральным хозяйством, Эрхард отдавал предпочтение тому, что служит на благо потребителя. В идейном смысле деятельность Эрхарда протекала в русле не буржуазного ли­берализма, или социализма, а в русле идеологии солидарности.

Именно в духе этой идеологии Эрхард критиковал монополии, подчеркивая, что «отрицательные последствия стремлений к мо­нополиям должны были тем сильнее дать себя знать, чем меньше были по своему масштабу те или иные народные хозяйства и чем больше они отгораживались от мирового рынка путем протекци­онистских мероприятий»1.

Исследуя рыночные отношения в новых для Германии усло­виях, Эрхард приходит к выводу, что рынок не самоцель, а сред­ство для достижения социальных целей, в частности для преодо­ления классовых различий в обществе. Свободная частная иници­атива и конкуренция должны разумно сочетаться с активной ролью государства в организации хозяйственной жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: