Метод сравнительного анализа

Восхождение от абстрактного к конкретному

Данный метод как бы содержит в себе в определенном соот­ношении предыдущие общенаучные методы исследования.

Социально-экономические и политические процессы первона­чально воспринимаются субъектом как некая совокупность явле­ний, с которыми он постоянно сталкивается в повседневной жиз­ни. Возникающие при этом его эмпирические, чувственно-конк­ретные представления о данных явлениях отражают те или иные их стороны и содержат некие знания о складывающихся из ука­занных явлений социально-экономических и политических про­цессах, однако носят довольно поверхностный характер.

Процесс познания на этом не останавливается — он движется дальше от чувственно-конкретных представлений о том или ином явлении или процессе к мысленно-абстрактным знаниям о его отдель­ных сторонах, свойствах и т.д. Любая научная абстракция, выражен­ная в форме того или иного понятия, более глубоко отражает свой­ства изучаемого явления или процесса, чем эмпирические представ­ления о них, ибо выражает необходимые и существенные их свойства, отделяя их от всего случайного и несущественного.

Следовательно, происходит более глубокое познание содержания и сущности того или иного явления и процесса. Совершаются такие операции, как анализ и синтез, соответствующие индуктивные и дедуктивные умозаключения, аналогия, построение мысленных мо­делей. В результате абстрактные понятия, выстраиваясь в определен­ную систему, способствуют появлению целостного знания об изучае­мом явлении или процессе, отражающего внутренние связи и взаи­модействия составляющих их элементов. Данный познавательный процесс характеризуется как восхождение от абстрактного к мыслен­но конкретному знанию о предмете исследования.

Формой проявления мысленно-конкретного является теорети­чески-конкретное знание — целостное воспроизведение в теории исследуемого явления (процесса) со знанием взаимодействия его сторон, сущности и законов его развития.

В исследовании социально-экономических и политических процессов следует стремиться к получению именно теоретически-конкретного знания о них.

Суть этого метода относительно проста: сопоставление отдель­ных социальных явлений и процессов с целью обнаружения их сходства и различий. На основе выявленного сходства делается предположительный или достаточно обоснованный вывод, напри­мер о их социальной однородности, более или менее аналогичном содержании, общей направленности их развития и т.д. В этом случае известные данные об одном из сравниваемых явлений или процессов могут быть использованы для изучения других. Выявленные же в ходе сравнительного анализа различия исследуемых явлений и процессов указывают на их специфику и, возможно, уникальность некоторых из них.

Из сказанного следует, что метод сравнительного анализа в зна­чительной степени основан на таком общенаучном методе, как ана­логия. Вместе с тем в сравнительном анализе общественных явлений используются и такие общенаучные методы мышления и познания, как анализ и синтез, моделирование, индукция, дедукция и др.

Этим методам соответствует и система категорий, т.е. наибо­лее общих понятий, в рамках которых совершаются мыслитель­ные процедуры сравнительного анализа: «сравнение», «сходство», «различие», «объект сравнения», «субъект, осуществляющий срав­нительный анализ» (с его взглядами, идеологическими установ­ками и ценностными ориентациями), «угол видения» сравнивае­мых явлений», «целое», «часть», «сегментация» (деление целого на отдельные сегменты с целью их исследования), «социальная од­нородность» и «социальная неоднородность» исследуемых явлений и процессов, «метод сравнения» и др.

Основное значение сравнительного анализа — получение новой информации не только о свойствах сравниваемых явлений и про­цессов, но и о их прямых и косвенных взаимосвязях и, возмож­но, об общих тенденциях их функционирования и развития. Как справедливо указывают французские исследователи М. Доган и Д. Пеласси, «хотя вначале сравнение может быть вызвано поис­ком информации, оно одновременно является ключом к позна­нию. Именно это делает его одним из наиболее плодотворных на­правлений мышления».

Сравнительный анализ способствует критическому пересмот­ру взглядов исследователя на те или иные общественные явления и процессы, которые сложились при изучении им какой-то от­дельной страны и которые он готов считать универсальными, т.е. приемлемыми для многих других стран. Тем не менее при срав­нительном анализе будут выявлены специфические особенности, характерные для разных стран, которые ранее не были известны исследователю, станет явной беспочвенность притязаний на уни­версальность его прежних взглядов, которые характеризуются понятием «этноцентризм» (т.е. замыкающийся на данных изуче­ния одной страны, прежде всего собственной).

Итак, сравнительный анализ различных явлений и процессов общественной жизни способствует более глубокому познанию их общих свойств и различий, тенденций их развития, а также более обоснованной критической оценке опыта своей страны и других стран. Это, в свою очередь, ставит проблему усвоения опыта этих стран, расширения сотрудничества с ними в экономической, по­литической, научной и других сферах общественной жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: