Совокупный спрос

Совокупный спрос (AD) – это зависимость между количеством произведенной продукции, на которое предъявляется покупательский спрос, и общим уровнем цен. Другими словами, кривая совокупного спроса показывает количество товаров и услуг, которое будет закуплено при каждом данном уровне цен. Совокупный спрос представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике; отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами, и общим уровнем цен в экономике.

В структуре совокупного спроса можно выделить;

1. Спрос на потребительские товары и услуги;

2. Спрос на инвестиционные товары;

3. Спрос на товары и услуги со стороны государства;

4. Спрос на наш экспорт со стороны иностранцев (или спрос на чистый экспорт, если спрос на импорт входит в первые три компонента совокупного спроса).

Одни компоненты совокупного спроса относительно стабильны, изменяются медленно, например, потребительские расходы. Другие – более динамичны, например, инвестиционные расходы, их изменения вызывают колебания экономической активности.

Совокупный спрос показывает реальную потребность в товарах и услугах, выраженную в денежной форме.

Потребность складывается у следующих секторов:

· домашнее хозяйство;

· предприниматели, фирмы;

· правительство, государственные учреждения;

· внешний мир.

Э та потребность удовлетворяется на рынке товаров и услуг при каждом значении общего уровня цен. Значит, потребитель готов приобрести необходимый ему товар или услугу при каждом уровне цен.

Факторы, которые определяют совокупный спрос:

1. Уровень цен; спрос может увеличиваться при снижении цен, и уменьшаться при увеличении цен.

2. Доход населения, домашнего хозяйства; они должны иметь тенденцию к увеличению.

3. Правительственные закупки; те налоги, которые формируют доходы бюджета. Налоговая система дает возможность увеличивать ресурсы, возможность предоставления их государственным учреждениям определенного вида услуг или инвестиционные вложения. Также экспорт и импорт играют немало важную роль, здесь уже идет зависимость от мировых цен, как складываются соотношения между экспортом и импортом.

Факторы определяются в зависимости от того, какую категорию совокупного спроса мы рассматриваем. В целом, совокупный спрос можно изобразить в виде графика.

На оси ординат откладываем значения общего уровня цен, а на оси абсцисс – либо Q, либо валовой доход, который формируется в процессе производства. Это кривая, которая отражает соотношение между уровнем цен и объемом производства. При высоком уровне цен, цены растут, объем производства незначительно падает, и наоборот. При увеличении цен мы двигаемся по кривой вверх, при снижении – вниз. Кривая отражает соотношение между ценами и стоимостью производства. Такое положение кривой называется отрицательным, кривая AD имеет отрицательный наклон.

При снижении цен увеличиваются реальные денежные остатки; цены снижаются, значит, доходы имеют ту величину, которая распределяется между потреблением и сбережениями. Какая-то часть уменьшается потому, что низкие цены позволяют меньше затрачивать ресурсов на приобретение товаров. Значит, образуется и увеличивается сберегаемая часть этих доходов, увеличиваются денежные остатки.

Также понижается процентная ставка при характеристике отрицательности кривой. В результате совокупный спрос и выпуск продукции растет, это положительный момент снижения цен. Таким образом, спрос будет тем выше, чем будет ниже уровень цен, и наоборот. Колебания цен отражают эту отрицательность.

Форму и характер кривой определяет действие трех основных факторов:

1. Эффект богатства (эффект Пигу). В этом случае номинальная стоимость денег фиксирована, постоянна, а их реальная стоимость является переменной величиной. При снижении уровня цен покупательная способность денег, будет увеличиваться, в результате потребители приобретают больше количества товаров и услуг, и наоборот; значит, деньги обесцениваются. С психологической точки зрения, домашнее хозяйство полагает, что у них увеличивается богатство, объем тех ресурсов, которыми они располагают, т.к. увеличиваются остатки из-за уменьшения цен на товары и услуги. Таким образом, потребители могут увеличить свои расходы, что влияет на увеличение совокупного спроса. И для Правительства в такой ситуации остро ставится вопрос: Как этот спрос удовлетворять?

2. Эффект процентной ставки (эффект Кейнса). Кейнс говорил о том, что общий уровень цен зависит от количества денег в обращении. Чем ниже уровень цен, тем меньше необходимо денежных средств экономическим субъектам для удовлетворения своих потребностей. Значит, вытекает из этого, что при снижении уровня цен экономические субъекты стремятся уменьшить свои наличные запасы денег. Таким образом, свободные денежные средства вкладывают в банки на сберегательные счета. В результате увеличиваются банковские ресурсы и банки могут увеличить кредитование. А увеличение ресурсов и кредитов приводит к тому, что за выданный кредит уменьшается платеж, процентная ставка по кредитам. Значит, кредиты дешевеют, увеличиваются инвестиции в экономику и совокупный спрос возрастает.

3. Эффект обменного курса. Снижение уровня цен ведет к уменьшению процентной ставки. Выгодно ли это инвесторам в целом? Они будут искать более высокие доходы; если в стране ставки снижаются, в первую очередь они будут обращаться к вложениям заграницей. Если эти вложения при конвертируемости национальной валюты, то это приводит к тому, что повышается спрос на эту национальную валюту зарубежом и, следовательно, ее обменный курс будет падать. А это выгодно для национальных производителей, т.к. они будут получать преимущества перед зарубежными инвесторами, они могут расширить свои инвестиционные возможности.

При этом заграничные потребители увеличат спрос на экспортируемые из страны продукты. При увеличении цен на отечественные товары потребители могут переключиться на импортируемые товары, что сократит спрос на результат национального производства, происходит сбалансирование между потребностями в внешнеэкономических связях, если валюта приобретает определенный спрос за рубежом. Рост на импорт будет увеличиваться, если не будет производства внутри необходимой отечественной продукции, тогда будет потребность в импорте, но импорт нужно осуществлять только тогда, когда растут инвестиции в производство импортной продукции, когда инвестиции перекладываются уже на зарубежные страны.

Указанные выше 3 фактора являются ценовыми, т.е. зависят от цены, но также существуют и неценовые, которые влияют на положение кривой:

· уровень налогообложения; чем выше налоги, тем меньше доходов, т.к. доходы изымаются в бюджет;

· предложение денег – объем денежной массы; скорость обращения денег;

· ожидание прибыли от инвестиций.

При изменении предложения денег со стороны центрального банка меняется набор возможных сочетаний цен и выпуска. При этом кривые могут принимать различные положения.

Кривая совокупного спроса может занимать различные положения. Если сокращается предложение денег, то снижается стоимостной объем производства, падает производство в номинальном выражении и, поэтому, каждому заданному уровню цен будет соответствовать меньшее количество произведенной продукции. Кривая AD в этом случае будет смещаться влево. Если предложение денег увеличивается, то этому будут соответствовать большие запасы денег в реальном выражении, а в результате будет увеличиваться производство. Рост предложения денег вызывает смещение кривой AD вправо. Здесь можно говорить об общем влиянии предложения денег на связь цен с доходами.

Основная закономерность, выявленная при анализе совокупного спроса и его графического изображения, состоит в том, что реальный спрос на товары в экономике падает по мере роста уровня цен.

Характеристика совокупного спроса: реальный спрос на товары в экономике будет падать по мере роста уровня цен. Сама по себе кривая AD не определяет уровень цен или объем создаваемого продукта, но она будет показывать возможные соотношения между этими двумя переменными: увеличение цены – уменьшение производства, и наоборот. По существу, это и важно для того, чтобы оценить от чего зависит совокупный спрос в экономике, от каких факторов – от дохода и от цен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: