Тема 8. Возникновение альтернативной школы политической экономии. Немецкая национальная политэкономия

I. Зарождение системы национальной политической экономии. Экономические взгляды Ф.Листа.

2. Концепции исторической школы.

3. Новая историческая школа.

I. Развитие политической экономии в Германии отличалось целым рядом особенностей. Главная из них состояла в том, что в отличие от Англии и Франции эта страна не имела своей классической политической экономии. В лучшем случае имел место импорт идей этой школы в германские университеты, который, однако, не привел к возникновению немецкого варианта данного учения. Более того, в Германии в середине XIX в. возникло новое, альтернативное направление политической экономии, сторонники которого подвергли сомнению основные принципы классической доктрины, критиковали ее. Это находит объяснение в исторических условиях формирования капиталистических отношений в Германии в первой половине XIX в. Их развитие шло по, «прусскому пути», означавшем сохранение в сельском хозяйстве феодальных отношений, что сдерживало экономический прогресс во всем народном хозяйстве. Достаточно сказать, что промышленный переворот произошел здесь значительно позже, чем в Англии и Франции, в 40-60-х годах ХIХ в. Отсталость немецкой промышленности диктовала необходимость ее таможенной защиты. А это, в свою очередь, требовало устранения, существовавшей в то время, политической раздробленности Германии. Таможенный союз между несколькими германскими государствами был образован только в 1833 г. Все это наложило свой отпечаток на развитие немецкой политической экономии, обусловило ее специфику и критическое отношение к учению классической школы.

Свою критику взглядов представителей классической политической экономии немецкие экономисты направили прежде всего против их методов исследования экономических процессов. Они критиковали классиков за их приверженность принципам индивидуализма и гедонизма, за их стремление объявить свою теорию как имеющую всеобщее значение, наконец, за отрицание роли государства в экономической жизни. Они также указывали, что нельзя игнорировать влияние внеэкономических факторов на общественное развитие, не признавать важной роли национальных и государственных составляющих общественной жизни в развитии экономики. Критики классической школы беспощадно атаковали пропагандировавшийся сторонниками классической школы принцип свободы торговли, отстаивали необходимость соблюдения политики торгового протекционизма, проводимой сильным государством.

Наиболее полное отражение концептуальные идеи альтернативной школы политической экономии нашли в сочинениях Ф.Листа и представителей исторической школы.

Основоположником немецкой национальной политической экономии был Фридрих Лист /1798-1846/, идеолог немецкой буржуазии первой половины XIX в. В своем основном сочинении «Национальная система политической экономии» он выступил против классической школы, обвинил ее в стремлении создать экономическую концепцию, имеющую универсальное значение. Лист противопоставил космополитической, по его мнению, точке зрения классиков учение о национальной экономии, которое сводилось к отрицанию общих закономерностей развития капитализма в разных странах. Он утверждал, что экономика каждой страны развивается по своим законам и поэтому для каждой страны характерна своя, "национальная экономия". Ее задача состоит в создании благоприятных условий для развития производительных сил нации. Таким образом, Лист подверг пересмотру определение предмета политической экономии, данное классиками, тем самым зачеркивал ее как науку и подменял ее экономической политикой. Предметом политической экономии он считал «политику, которой должны следовать отдельные нации, чтобы достигнуть прогресса в своем экономическом положении».

Центральное место в сконструированной Листом теоретической системе занимает теория производительных сил, которую он противопоставил трудовой теории стоимости классиков. Он утверждал, что богатство нации определяется не количеством созданных трудом товаров и бережливостью, а способностью их создавать. А это предполагает наличие у нее производительных сил, главной составной частью которых является умственный капитал. Именно он, по мнению Листа, а не физический труд, является основой богатства. К производительным силам он относил разнообразные общественные институты, которые, с его точки зрения, способствуют созданию богатства: государство, прессу, церковь, мораль, искусство, суд, науку и т.п. Эти нематериальные факторы, утверждал он, обеспечивают создание высокоразвитого общества.

Материальную основу развития производительных сил, по теории Листа, составляет «фиксированный капитал», включающий материальное богатство, естественные и приобретенные способности людей. Соединение фиксированного капитала и производительных сил является условием развития производства. Определяющее значение при этом играет определенный уровень организационно-экономических отношений: мануфактурная индустрия и развитая транспортная инфраструктура.

Важным разделом экономического учения Листа является его теория стадий хозяйственного развития, основанная на идее "национально-экономического поступательного движения наций''. Он выделил в подобном движении пять периодов: 1/дикость или охотничий период, 2/пастушеский, 3/земледельческий, 4/земледельчески-мануфактурный, 5/земледельчески-мануфактурно-торговый. В этой периодизации он игнорировал изменения в способе производства, а движущей силой изменений он считал характер торговых отношений между странами.

2. Историческую схему Листа, а также его идею о национальном хозяйстве как предмете политической экономии восприняли и развивали представители возникшей в 40-х гг. XIX в. в Германии исторической школы политической экономии. Свое название эта школа получила от метода на котором основывали свои теории ее основатели и главные представители – Вильгельм Рошер /1817-1894/, Бруно Гиль-дебранд /1812-1872/ и Карл Книс /1821-1898/.

Особенностью исторической школы как особого направления экономической теории является то, что ее представители не ставили перед собой задачу, пользуясь своим методом, создать законченную доктрину политэкономии, которая смогла бы заменить учение классической школы. Они лишь использовали уже разработанный классиками арсенал категорий и выводов и трактовали по-своему их сущность.

Специфика исторической школы как разновидности политической экономии состояла в том, что ее основатели сосредоточили свое внимание на методологических изысканиях, направленных против методологических принципов классической школы. Они выступили против идеи общих закономерностей экономического развития, противопоставили ей идею национальных особенностей конкретных систем хозяйствования в каждой отдельной стране. Таким образом "историки" воспроизводили точку зрения Листа на политическую экономию как национальную науку, призванную изучать национальное хозяйство. Они также отрицали существование общих законов, объективных закономерностей социально-экономического развития, а значит абстрактно-аналитический метод. Ему они противопоставили принцип "историзма'', исторического развития общества.

Сама по себе эта идея верна. Но все дело в том, как понимается историческое развитие человечества. Представители исторической школы признавали лишь эволюционную форму развития и отвергали качественные сдвиги и революционные перевороты в экономике и общественной жизни. Они также всячески подчеркивали значение этических, психологических, правовых и политических факторов, отводили им определяющую роль в хозяйственном развитии общества. Политическая экономия, по их мнению, должна быть нравственной наукой.

Иллюстрацией историзма в понимании корифеев исторической школы может служить периодизация истории наций, данная Гильдебрандом. В истории хозяйственного развития он различал три фазы: натуральное хозяйство, денежное хозяйство, кредитное хозяйство. В основу данной периодизации был положен способ обмена.

Упрощенно понимаемый историзм органически дополнялся в методологии исторической школы с эмпиризмом. Задачей политической экономии объявлялся не теоретический анализ экономических явлений, а простое описание историко-экономических фактов. Таким образом, политическая экономия фактически растворялась, в истории народного хозяйства.

Таким образом, немецкие экономисты начала XIX века, руководствуясь идеей национального единства Германии, создали исторический метод исследования и воспользовались им для основания нового направления в политической экономии, основой которого стало изучение закономерностей развития национального народного хозяйства, определяющей роли государства в этом процессе. Достижением исторической школы было и то, что ее представители широко пользовались историческими и статистическими материалами, а также выводами конкретных исторических исследований.

3. В 70-х гг. XIX в. возникла новая или молодая историческая школа. Главное ее отличие от старой исторической школы состояло в том, что ее сторонники анализировали особенности социально-экономического развития Германии на новом этапе – этапе перехода к монополистическому капитализму и усиления на этой основе националистических и милитаристских тенденций в политике этой страны, роста классовых противоречий и идеологической конфронтации в обществе. Они стремились разработать конструктивные программы "классового мира" и "социального партнерства". Одновременно своей важной задачей эта школа считала теоретическую и идеологическую борьбу с марксизмом.

Особенностью новой исторической школы было стремление объяснить экономические явления в их взаимосвязи с этикой и психологией. При этом они рассматривались не как факторы, влияющие на экономику, а как равнозначные с ней элементы, определяющие сущность хозяйственной системы.

Основателем новой исторической школы считается Густав Шмоллер /1838-1917/, возглавивший ее правое, консервативное крыло. Его основное произведение - "0сновы общего учения о народном хозяйстве".

В своих произведениях Шмоллер отстаивал исторический метод исследования, противопоставлял его методу научной абстракции. Однако, применяя исторический метод, в чем он имел несомненные заслуги, он отрицал единство логического и исторического методов, чем существенно снижал научность своих концепций. Его методу был также свойственен эмпиризм, описательный подход к изучению экономических процессов. Исходя из этого, Шмоллер характеризовал политическую экономию как науку, которая изучает народнохозяйственные явления, определяет и описывает их.

Важной заслугой Шмоллера перед экономической наукой явилось то, что он одним из первых ученых своего времени поставил вопрос о регулирующей и направляющей роли государства в хозяйственной жизни общества. Государство, по его мнению, это основная сила развития общества, наиболее весомый вещественный капитал. Государство он рассматривал как надклассовую силу, способную обеспечить социальную справедливость.

Шмоллер одним из первых в экономической науке применил "этический принцип". Он доказывал, что хозяйственная жизнь определяется не только естественными и техническими, но и моральными факторами. Он считал, что без крепкой моральности нет рынка, денежного обращения, разделения труда, государства. С позиций этического принципа он объяснял и классовую структуру общества.

Моральному фактору Шмоллер уделял большое внимание в решении рабочего вопроса. Лучшим способом его решения, писал он, является моральное воспитание рабочих, что должно привести их к отказу от классовой борьбы и привьет им чувство социальной солидарности с капиталистами.

Одним из видных представителей новой исторической школы, идеологом ее либерально-буржуазного крыла был Луйо Брентано /1844-1931/. Наиболее известными его работами являются: "Классическая политическая экономия" и "Этика и народное хозяйство в истории".

Также как и Шмоллер Брентано признавал определяющую роль в экономике этического и правового факторов, был сторонником меновой концепции.

Защищая интересы либеральной буржуазии. Брентано пропагандировал идею социального мира и общественного равновесия. Он рекомендовал предпринимателям предоставлять рабочим определенные льготы, используя для этого фабричное законодательство, профсоюзы, потребительскую кооперацию и т.п. Он абсолютизировал роль профсоюзов в системе производственных отношений капитализма, полагал, что их распространение способно ликвидировать капиталистическую эксплуатацию без отмены частной собственности на средства производства.

Отношение Брентано к государственному вмешательству в экономику существенно отличается от той точки зрения по данному вопросу, которой придерживался Шмоллер. Он не верил в положительную силу государства, не признавал его верховенства над личностью, которая благодаря своему интеллекту способна на более глубокие реформы, чем те, которые инициирует государство.

Брентано вошел в историю экономической науки как один из идеологов монополистических объединений-картелей, в которых он увидел важное средство преодоления кризисов и безработицы, стабилизации и оздоровления экономики.

Брентано принадлежала популярная среди реформистов теория высокой заработной платы. Он доказывал, что между прибылью капиталиста и заработной платой рабочего нет противоречий. Капиталисты, как товаропроизводители заинтересованы в расширении рынка, в повышении платежеспособного спроса на товары. А это в значительной мере зависит от уровня заработной платы основной массы трудящихся.

Среди других представителей новой исторической школы необходимо отметить Карла Бюхера /1847-1930/ - автора книги "Подъем национальной экономики". Являясь сторонником меновой концепции Бюхер разработал периодизацию экономической истории человечества, включавшую три вида хозяйств: а/замкнутое домашнее хозяйство-хозяйство без обмена; б/городское хозяйство-производство для непосредственного обмена; в/народное хозяйство -произведенные товары проходят несколько хозяйств. Последний вид хозяйства он отождествлял с капитализмом, существенной чертой которого, по его мнению, является обращение товаров. Решающее значение в развитии народного хозяйства Бюхер отводил денежному капиталу, который пребывает в состоянии непрерывного движения.

Бюхер предложил и собственную классификацию форм и стадий развития промышленности: первая стадия – домашнее, замкнутое производство; вторая стадия-труд ремесленника, на заказ; третья стадия – труд ремесленника на свободный рынок; четвертая стадия – домашнее производство для скупщика; пятая стадия – крупное фабричное производство.

Теоретическое наследие новой исторической школы, несмотря на ее противоречивый характер, оказало значительное положительное влияние на дальнейшее развитие политической экономии. Заслуга ее представителей состоит в том, что они заложили основы экономической социологии, обосновав единство правовых, социальных и экономических отношений. В учении новой исторической школы находятся истоки социально-институционального направления политической экономии и частично кейнсианского учения.

Тема 9. Маржинализм. Становление неоклассической традиции в экономической теории.

I. Возникновение маржинализма и его методологические принципы.

2.Австрийская школа "предельной полезности"

3.Становление неоклассической традиции. Кембриджская школа.

4.Американская школа маржинализма в политической экономии.

5.Математическая школа в политической экономии.

I. B последней трети ХIХ в возникло новое направление экономической теории - маржинализм, ставшее впоследствии определяющим течением в политической экономии. Произошло то, что в истории экономических учений получило название "маржиналистской революции" которая означала смену теоретических парадигм – нормы и образцы классической школы были заменены нормами неоклассического направления.

Объективная обусловленность "маржиналистской революции" была связана с теми переменами, которые произошли в указанный период в общественно-экономической жизни развитых стран Запада, а именно: переход их экономики на монополистическую стадию развития, формирование более сложных форм хозяйствования, интенсивный процесс расширения рынка за национальные пределы. Качественные изменения в характере и структуре производства, методах управления на макро- и микроуровнях потребовали переоценки ряда теоретических положений старой классической школы и формирования новых образцов, пригодных для объяснения процессов и явлений экономической практики.

Эту функцию в определенной мере выполнил возникший в 70-90 гг., XIX ст. маржинализм. Данный термин является производным от латинского слова "марго", в переводе означающего "край", "граница", "предел". Он представляет собой методологический принцип экономического анализа, основанный на использовании предельных величин. Его сторонники своей первоочередной задачей ставили создание концепции коренным образом отличающейся от теории трудовой стоимости, разработанной классической школой политэкономии. С этой целью был подвергнут пересмотру понятийный аппарат классической школы. Термин "стоимость" был заменен ими на термин "ценность", а термин "товар" – на термин "хозяйственное благо". Центральным пунктом экономического анализа, по их мнению, является не “стоимость”, а “полезность”, т.е. "потребительная стоимость”. А это означало полную замену трудовой теории стоимости теорией предельной полезности. Другими особенностями методологии маржинализма являются: а)тезис об идеологической нейтральности экономического анализа, замена термина "политическая экономия" аморфным термином "экономикс"; б) пересмотр определения предмета экономической теории: вместо изучения внутренней структуры капиталистического производства предлагалось исследование внеисторической проблемы рационального распределения ограниченных ресурсов; в) статический подход к экономическому анализу, предполагающий существование в капиталистическом обществе устойчивого статического состояния; г) признание примата сферы обмена перед сферой производства, т.е. приверженность меновой концепции; д) отказ от исследования категории общественных классов, замена классовых антагонизмов равноправными отношениями продавцов и покупателем; е) субъективно-психологическое объяснение экономических явлений.

Из сказанного выше не следует делать вывод о непродуктивности методологии маржинализма и о том, что построенные на ней конструкции не принесли научных результатов. Эта методология позволила поставить и успешно решать немало проблем рынка при капитализме, продвинуть вперед познание его конкретных форм. Маржиналисты, при всех своих заблуждениях, дали импульс прикладным исследованиям рынка и ценообразования.

Зарождение методологии маржинализма относится к середине XIX века, предельный анализ был впервые применен в работах экономистов-математиков. К их числу относятся следующие ученые: французский экономист Антуан Курно /1801-1877/, автор книги "Исследование математических принципов теории богатства", немецкие ученые Иоганн фон Тюнен /1783-1850/ – его труд "Изолированное государство в его отношении к сельскому хозяйству" и Герман Госсен /1810 -1858/, написавший книгу "Развитие законов общественного обмена и вытекающие отсюда правила общественной торговли", наконец, англичанин Уильям Стенли Джевонс /1835-1882/, автор книги "Теория политической экономии".

На основе методологии маржинализма в конце Х1Хв. возникли несколько школ экономической теории. В их число входят: австрийская, кембриджская, американская и лозаннская /математическая/ школы.

2.Австрийская школа политической экономии, внесшая наиболее весомый вклад в разработку идей маржинализма, возникла в 70-х гг. XIX ст. в стенах Венского университета в Австро-Венгрии. Ее представителями являлись профессора этого университета Карл Менгер /1840-1921/,Фридрих фон Визер /I85I-I926/ и Ойген Бем-Баверк /1851-1919/.

Теоретическими принципами австрийской школы являлись субъективно-психологический подход к анализу экономических явлений и теория предельной полезности. В соответствии с их концепцией предметом политической экономии является изучение психологии человека, занятого в сфере экономики. Объектом ее исследования, полагали они, является индивидуальное хозяйство, являющееся первичным элементом капиталистического общества. Общественное производство они рассматривали как простую арифметическую сумму этих элементов. Для изучения законов, свойственных всей общественной экономике, необходимо сначала изучить механизм их действия в пределах одного изолированного хозяйства, а затем распространить полученные результаты на всю совокупность хозяйств.

Экономисты австрийской школы стояли на позициях меновой концепции, ограничивали экономические отношения отношениями обмена, которые якобы определяют отношения, складывающиеся в сфере производства.

Центральное место в концепции австрийской школы занимает теория ”предельной полезности”, согласно которой в основании цены товара лежит не стоимость и даже не потребительная стоимость. Единственной реальностью хозяйственного блага является его ценность, которая определяется субъективной оценкой полезности данного блага продавцом и покупателем. Эта оценка зависит во-первых, от имеющегося запаса блага, т.е. от его редкости или изобилия, во-вторых, от степени насыщения потребности в нем, т.е. от интенсивности потребности. По мере удовлетворения потребности в том или ином благе их ценность падает. В конечном счете, ценность блага определяется полезностью предельного его экземпляра, удовлетворяющего наименее настоятельную потребность в нем. Предельная полезность – субъективная оценка человеком; полезности последней единицы запаса определенного блага и определяет меновые пропорций, в которых происходит обмен одних благ на другие.

Подобный подход австрийцы положили в основу своей теории цены, которая в их представлении есть результат столкновения на рынке различных субъективных оценок полезности к-л. блага покупателем и продавцом. При этом покупатель якобы определяет субъективно максимальную границу цены, а продавец – ее минимальную границу. В реальной рыночной практике все обстоит по-иному, вопреки “перевернутойлогике представителей австрийской школы. Попытались австрийцы психологизировать и трактовать как своеобразную полезность и категорию издержек производства. С этой целью они разработали теорию производительных благ. Они разделили все блага на потребительные, удовлетворяющие личные потребности и производительные, к которым отнесли труд и средства производства. Последние не имеют своей полезности, так как не удовлетворяет непосредственно человеческие потребности. Они – потенциальные потребительные блага. А их полезность определяется полезностью тех потребительских благ, которые могут быть созданы с их помощью. Отсюда следовал вывод: ценность благ определяется ценностью издержек производства, а ценность последних – предельной полезностью предельного производительного блага.

Представители австрийской школы попытались создать субъективно-психологическую концепцию распределения, известную под названием "теории вменения". С этой целью они сконструировали такие категории как "настоящее благо" и "будущее благо". По их утверждению то благо, которым человек пользуется сегодня, более ценно, чем то же благо, но предназначенное для использования в будущем. К настоящим благам относится заработная плата, а труд рабочего-благо будущее. Прибыль австрийцы рассматривали как разница между оценкой "настоящего" и "будущего" блага. Она является результатом "ожидания" капиталиста, который авансирует капитал и, следовательно, отказывается от "настоящего блага" во имя "будущего блага".

Таким образом, каждому производительному благу "вменяется" соответствующая часть потребительских благ, созданных этими факторами.

При всех недостатках и слабостях учения австрийской школы, следует отметить, что затронутые в нем проблемы имеют важное значение для понимания механизма функционирования рынка. Изучение и прогнозирование спроса и предложения, особенностей конкретных рынков, является актуальной задачей, стоящей перед экономической наукой в современных условиях. В этом отношении использование некоторых положений теории предельной полезности, созданной этой школой, является плодотворным и полезным.

З.В 90-х гг.XIX столетия в Англии сформировалась кембриджская школа политической экономии, основателем и главой которой был английский экономист Альфред Маршалл /1842-1924/.Эта школа положила начало новому направления в экономической теории, так называемому неоклассическому. В своей книге "Принципы экономики" Маршалл попытался разработать универсальную экономическую концепцию путем соединения нескольких экономических теорий, в частности, трудовой теории стоимости и теории "предельной полезности" Применив функциональный метод исследования он преодолел противоречия последней, а также теории факторов производства и сконцентрировал внимание на разработке теории цены.

Маршалл одним из первых экономистов предложил заменить понятие "политическая экономия" понятием "экономикс", дал свое определение ее предмета. Экономикс – это наука, которая изучает человечество в его повседневной жизни; она рассматривает ту часть индивидуальных или общественных действий, которая связана с получением и потреблением материальных элементов благосостояния.

Для решения поставленной задачи Маршалл использовал своеобразный метод исследования. Он, в частности, отрицал необходимость раскрытия каузальных зависимостей одних явлений от других и сосредоточил внимание на функциональном анализе. Его метод исследования – метод частичного равновесия: в каждой данной ситуации он признает постоянными все элементы, кроме одного и исследует последствия его изменения. Наконец, он попытался сделать политическую экономию математической наукой, но при этом предупреждал, что хорошее математическое изложение экономических явлений может оказаться хорошей математикой, но плохой экономикой.

Центральное место в экономическом учении Маршалла занимает теория цены. Сущность его теории цены заключается в объединении двух групп факторов, влияющих на рыночную цену. С одной стороны, имеется цена спроса, которая формируется под влиянием спроса на товар, определяемого полезностью продукта. Эта группа факторов имеет рыночное происхождение. С другой стороны, есть цена предложения, зависящая от издержек производства, т.е. связана с процессом производства. А средняя цена, по его мнению, есть результат ценообразования, происходящего на рынке.

Из сказанного выше следует, что Маршалл трактовал цены в виде количественных, отношений, в которых товары и деньги обмениваются друг на друга. За этими отношениями не просматривается их внутреннее содержание, т.е. стоимость продукта. Отсюда следует вывод, что Маршалл сконструировал теорию цены без стоимости.

Анализируя факторы, влияющие на величину спроса на товар на рынке Маршалл вывел закон спроса, который рассматривался в курсе политической экономии. Он также одним из первых связал с ценой товара эластичность спроса на него.

Цену предложения, согласно утверждению Маршалла, определяют факторы производства – земля, труд, капитал и организаторские способности. Ее динамика зависит от издержек производства. Однако в отличие от классической политической экономии издержки у него определялся не реальными затратами, а субъективными переживаниями агентов производства. Маршалл сводил издержки производства к комплексу отрицательных эмоций, связанных с расходованием рабочей силы и воздержанием капиталистов. Денежные издержки производства, выступающие в форме цены предложения товара, должны обеспечить компенсацию всех отрицательных ощущений и, следовательно, включать в себя заработную плату и предпринимательский доход.

Итак, в своей теории цены Маршалл динамику спроса объяснял предельной полезностью товара, а динамику предложения – возрастающими издержками производства. Обе эти функции он изображал как связанные между собой две кривые. Цена "равновесия" устанавливается в точке пересечения кривой спроса и кривой предложения при равенстве спроса и предложения. При установлении цены, замечает Маршалл, спрос и предложение имеют равное значение.

Экономическая теория А.Маршалла оказала значительное влияние на развитие мировой экономической науки, заняла в ней прочное место. Она и в современных условиях продолжает играть роль теоретической базы неолиберализма и неоконсерватизма. "Мир Маршалла, - замечает американский экономист Дж.К.Гэлбрейт, - и сегодня продолжает служить целям ортодоксии".

4.В конце XIX ст. появился своеобразный американский вариант теория предельной полезности, создателем которого был экономист Джон Бейтс Кларк /1847-1838/. Автор целого ряда работ, главными из которых являются "Философия богатства" и "Распределение богатства". Главным отличием разработанной им теории от других маржиналистских теорий является анализ проблем производства и распределения, опиравшийся на концепцию предельной производительности труда и капитала.

Претендуя на обогащение методологических средств научного исследования, Кларк разработал собственный метод. По аналогии с теоретической механикой он разделил экономическую науку на три раздела: универсальную экономику, экономическую статику и экономическую динамику.

Первый раздел изучает общие универсальные законы развития экономических явлений. Здесь Кларк, исследуя изолированное хозяйство и психологию потребителей, вывел три универсальных закона: а/закон предельной производительности; б/закон специфической производительности; в/закон убывающей производительности. Экономическая статика изучает действие этих законов в условиях экономики, находящейся в стационарном состоянии, в которой не происходит никаких изменений. Эти условия обеспечивают установление равновесия рыночной экономики. Статические законы, по мнению Кларка, являются основными законами экономики. Экономическая динамика выясняет причины нарушения равновесия, а также перехода от одного равновесного состояния к другому. Эти нарушения он связывал с действием внешних сил.

Учение о статике и динамике Кларк использовал при разработке своей теории распределения /вменения/, в основу которого он положил закон специфической производительности. Он выделил четыре фактора производства: а/капитал в денежной форме; б/капитальные блага /средства производства и земля/; в/деятельность предпринимателя; г/труд рабочего. Кларк утверждал, что каждый из этих факторов обладает специфической производительностью и создает доход, причем каждый собственник получает свою часть доходов от принадлежащего ему фактора. Банкиру "вменяется" процент, капиталисту – рента, предпринимателю – предпринимательский доход, а рабочему – заработная плата. А годовой доход Кларк разделил на три части: общую сумму процентов, общую сумму заработной платы и совокупную прибыль.

В основу своей теории цены Кларк положил "закон предельной производительности", который является видоизмененным вариантом теории предельной полезности. Эту теорию он подверг модернизации с целью -преодоления присущего ей крайнего субъективизма. Суть модификации сводилась к тому, что экономическую оценку блага дают не изолированные индивиды, а группы /классы/потребителей. Кроме того, по его мнению, ценность благ определяется не одним показателем полезности, а суммой полезностей отдельных их свойств /пучком полезностей/.

Значительное место в работах Кларка занимает его теория убывающей производительности. Он сформулировал закон убывающей производительности труда и капитала, сущность которого состоит в том, что с возрастанием одного из этих факторов производства , при неизменном размере второго, его производительность уменьшается. Так, если при неизменном размере капитала количество рабочих будет возрастать, то каждый дополнительный рабочий будет производить меньше продукции, чем ранее нанятый, Производительность труда последнего рабочего Кларк объявлял предельной производительностью труда, которая и определяет заработную плату всех рабочих. Кларк утверждал, что заработная плата всех рабочих равна "продукту труда''. А разность между всем "продуктом промышленности" и "продуктом труда" составляет "продукт капитала", который по праву достается капиталистам. Следовательно, доходы рабочих и капиталистов соответствуют реальному вкладу труда и капитала в конечный продукт, что исключает эксплуатацию и доказывает классовую гармонию.

5. Методология маржинализма дала жизнь еще одной школе политической экономии – математической,возникшем в конце XIX в. в университете г.Лозанна /Швейцария/.Особенностью этой школы по сравнению с другими школами неоклассического направления является опора на математический метод изучения экономических процессов и явлений, как на микро-, так и на макроуровнях.

Математические концепции в политической экономии берут свое начало в трудах, упоминавшихся в первом вопросе данной темы Д. Курно, И.Тюнена, Г. Госсена и некоторых других. Но в зрелом виде математическая теория экономического равновесия была представлена в работах основателя лозаннской школы Леона Вальраса /I834-I910/, основное произведение которого называется "Элементы чистой политической экономии".

Главная заслуга Вальраса состоит в создании экономической модели экономического равновесия. Целью этой модели являлось объяснение во взаимосвязи всех категорий капиталистического хозяйства на базе принципа субъективной полезности.

Всех агентов производства Вальрас разделил на две группы: владельцев факторов производства и предпринимателей. Первые являются продавцами производительных услуг и покупателями предметов потребления, а вторые – предприниматели, выступают покупателями производительных услуг и продавцами предметов потребления. Производство и потребления оказываются связными посредством двух взаимодействующих рынков. Равновесие в экономике Вальрас характеризовал как состояние при котором эффективный спрос и предложение производительных услуг равны, и при котором существует постоянная устойчивая цена на рынке продуктов и, наконец, продажная цена продуктов равна издержкам, выраженным в производительных услугах. Два первых условия относятся к равновесию обмена, третье – к равновесию производства. Эти условия Вальрас выразил посредством четырех взаимосвязанных систем уравнений. Первые две системы уравнений относятся к предложению факторов производства и к спросу на готовую продукцию. И то и другое рассматривается как функция цен. Последние две системы уравнений описывают равновесие между предложением и потреблением производственных услуг, между суммой цен на готовые продукты и суммой цен на производственные услуги.

В теории Вальраса равновесие, с одной стороны, рассматривается как явление чисто функциональное, с другой стороны, как проявление субъективного стремления индивидов к максимуму полезности в условиях конкуренции. Фактически он искал не условия равновесия, а стремился обосновать существование при капитализме свободной конкуренции устойчивого равновесия. Основу такого равновесия он видел в образовании равной прибыли на капитал как предпосылки максимизации полезности.

Теория Вальраса – это теория экономической статики, которая не учитывает факторов риска и неопределенности, циклических колебаний и т.п.

Последователем и преемником Вальраса по лозаннской школе был итальянский экономист Вильфредо Парето /1848-1923/, автор произведения "Курс политической экономии". В этой книге он провозгласил в качестве своей главной задачи создание "чистой" экономической теории, избавленной от понятий ценности и полезности.

По мнению Парето, политическая экономия должна изучать механизм установления равновесия между потребностями людей и ограниченными ресурсами для их удовлетворения.

Парето внес свой вклад в развитие теории экономического оптимума, сущность которой состоит в оптимальном распределении экономических ресурсов и производимых благ. Критерием экономического равновесия он считал максимизацию субъективной полезности. Уточняя этот критерий, он сформулировал его условие, вошедшее в науку под названием "оптимума Парето". Равновесие трактовалось им как состояние, при котором было бы невозможно улучшить положение кого либо из участников обмена без того, чтобы не ухудшить положение хотя бы одного из остальных. Равновесие наступает тогда, когда диаметрально противоположные силы и желания будут сбалансированы.

В отличие от Вальраса Парето рассматривал состояние равновесия во времени, а также попытался "очистить" теорию равновесия от "психологии", исключив этические мотивы поведения в сфере экономики субъектов хозяйствования.

Парето обосновал неправомерность совокупной полезности как суммы индивидуальных полезностей. По его мнению, полезность можно измерять, но не количественно, а путем оценки степени приоритетности для покупателя. Это означает, что полезности ранжируются согласно критерия предпочтения, по уровню приоритетности. Полезность для отдельной личности не равнозначна полезности для общества. К тому же он предложил вместо сопоставления порядковой полезности отдельных благ использовать сопоставление их наборов. Равно предпочтительные наборы двух благ описывались им как "кривые безразличия".

Аналогичную замену психологических категорий "тягость затрат" и "отрицательная полезность" на порядковые полезности Парето производил полезности при анализе издержек производства. В итоге разные сочетания издержек оказывались равно предпочтительными с точки зрения достижения данного эффекта. Взаимные пересечения поверхностей безразличия дает тропинки оптимального восхождения от одного уровня полезности к другому с минимальной "тягостью".

В отличие от модели Вальраса у Парето анализируется не только экономика свободной конкуренции, но и различные типы монополизированных рынков, что стало самостоятельным объектом исследования лишь в середине XX века.

Тема 10. Кейнсианство и его особенности в различных странах.

1. Исторические предпосылки возникновения кейнсианства.

2. Теоретическая система и экономическая программа Дж. М. Кейнса.

3. Распространение кейнсианства в различных странах.

4.Неокейнсианские теории экономического роста. 5.Посткейнсианство.

I.Вплоть до начала 30-х годов XX столетия господствующим направлением в западной экономической теории оставался неоклассицизм. Большинство ученых-экономистов в этот период придерживалось мнения о том, что в экономике с помощью механизма свободного ценообразования устанавливается и поддерживается равновесие. Однако действительность опровергла иллюзии неоклассиков относительно способности рыночного механизма автоматически обеспечивать рыночное равновесие. Наглядным свидетельством этому являлся циклический характер развития капиталистической экономики с постоянным повторением и усилением кризисов. Экономическая наука в тот период обнаружила неспособность дать правильное объяснение явлениям сопутствующим кризисам, а тем более указать способы преодоления кризисов.

Процесс разрушения механизмов автоматического рыночного саморегулирования резко ускорился в условиях утверждения в экономике ведущих капиталистических стран господства монополий. Но наиболее остро неспособность капиталистической экономики к непрерывному развитию обнаружилась в годы мирового экономического кризиса 1929-1933 гг.и последующей депрессии 30-х. годов. Выход из этого затяжного кризиса был настолько длительным и болезненным, что даже в 1938 г.уровень производства во многих странах не достиг показателей 1929 г.

"Великая депрессия" продемонстрировала явное несоответствие между высоким уровнем развития производительных сил и недостач точностью стихийных рыночных процессов. Высокий уровень обобществления производства и усложнение хозяйственного механизма настоятельно потребовали планомерного регулирования экономики в общенациональных масштабах, т.е.усиления роли государства в экономике. Теоретическую платформу подобной экономической политики составило новое направление в политической экономии, которое доказало невозможность саморегулирования экономики капитализма на макроуровне и необходимость государственного вмешательства в экономические процессы. Это направление получило свое название -кейнсианство от имени его основателя, английского экономиста

Дж. М. Кейнса.

2.Джон Мейнард Кейнс /1883-1946/-английский экономист и политический деятель, Его основным экономическим произведением является книга "Общая теория занятости, про цента и денег", вышедшая в 1936 г. Эта книга немедленно была объявлена сторонниками :её автора "библией кейнсианства", положившей; начало "кейнсианской революции" в экономической теории, призванной и ниспровергнуть и неоклассицизму марксизм.

Теоретическая система Кейнса явилась своеобразной реакцией на маржинализм и неоклассическое направление в экономической теории, которое придерживалось принципов экономического либерализма. Кейнс признавал, что с точки зрения неоклассической теории его взгляды являются еретическими. "Я полагаюсь на государство, - писал он, - я покидаю точку зрения "laissez faire" потому, что время ее успехов миновало ". В отличие от неоклассиков он заявил о неспособности капитализма своими внутренними силами справиться с кризисами и безработицей. По его мнению, для решения этих проблем необходимо государственное вмешательство. Он фактически нанес удар по излюбленным принципам неоклассической школы - теории предельной полезности и тезису об ограниченности ресурсов.

Предметом исследования экономической теории Кейнс объявил количественные функциональные зависимости процесса капиталистического производства, закономерные количественные связи совокупных народнохозяйственных величин. Общественные отношения производства при этом остаются неизменными.

В прямой зависимости от сформулированного Кейнсом предмета экономической теории находится примененный им метод исследования. Он характеризуется: а/ отказом от каузального метода, а исследования экономических явлений и применением при их анализе функционального метода; б/ рассмотрением экономических процессов как отражения психологии хозяйствующих субъектов, но не индивидуальной, а общественной; в/приверженностью меновой концепции. Наконец, в историю экономической науки Кейнс вошел как первый ученый, который разработал полностью обоснованную теорию макроэкономического анализа.

В отличие от теоретиков неоклассического направления Кейнс пришел к выводу, что все жизненно важные проблемы капиталистического общества следует искать не в сфере предложения ресурсов, а в сфере спроса, обеспечивающего их реализацию. Главной проблемой воспроизводства, по его мнению, является емкость рынка и ее расширение в соответствии с ростом предложения. Но оно не увеличивает спрос автоматически. Оно может его опережать. В этой ситуации спрос не сможет обеспечить реализацию товаров и прибыли, т.е. будет неэффективным, что неизбежно приведет к сокращению занятости, росту безработицы и наступлению кризиса.

Согласно концепции Кейнса эффективный спрос состоит из двух составляющих – потребительского спроса и производственного спроса.

Первый компонент эффективного спроса – потребительский спрос Кейнс ставил в зависимость от так называемого "основного психологического закона общества", согласно которому, люди склонны увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той мере, в какой растет доход. В результате этого, растут сбережения и относительно сокращается потребление, что, в свою очередь, ведёт к уменьшению спроса на предметы потребления, а это влияет на размеры производства.

Второй компонент эффективного спроса - производственный спрос, по Кейнсу, - показатель стремления капиталистов инвестировать свои капиталы. Реальный размер инвестиций зависит от двух величин: ожидаемого дохода от вложений капитала или предельной эффективности капитала /рентабельности последней инвестируемой единицы капитала/ и нормы процента. Процесс инвестирования капитала продолжается до тех пор,пока предельная эффективность капиталовложений будет выше нормы процента. В противном случае капиталисты предпочитают сберегать свои капиталы в наиболее ликвидной форме, в виде банковских вкладов.

Необходимым условием развития экономики и достижения ее равновесного состояния, по мнению Кейнса, является сокращение сбережений, создаваемых действием " основного психологического закона" и увеличение инвестиционных затрат, призванных поглотить их возрастающий объем. Иными словами: инвестиции должны быть равны сбережениям.

Инвестиционному компоненту эффективного спроса Кейнс придавал основное значение в определении уровня национального дохода и занятости. Он писал: "...при данной величине показателя, который будем называть склонностью общества к потреблению, равновесный уровень занятости...будет зависеть от величины текущих инвестиций".

Важной составной частью проблемы эффективного спроса является концепция мультипликатора, которая составляет основу центрального звена кейнсианской теории-установлению связи между инвестициями, потреблением и национальным доходом. Согласно этой концепции, между приростом инвестиций и приростом национального дохода существует определенное, устойчивое соотношение, основанное на том, что каждый расход на инвестиции превращается в первичные доходы, часть которых, расходуясь, превращается во вторичные доходы и т.п. Одновременно увеличивается и занятость, и объем производства. Величина мультипликатора зависит oт того в какой пропорции доход разделяется на потребляемую и сберегаемую часть.

Теория мультипликатора связала прирост национального дохода с приростом личного потребления, порождаемого расходами-инвестициями или государственными расходами.

Разработанная Кейнсом макроэкономическая модель, в которой были установлена, рассмотренная выше, функциональная зависимость между инвестициями, занятостью, потреблением и доходами, имела своей целью доказать возможность стабилизации капиталистической экономики, преодоления в ней кризисов и безработицы, к тому же консервативным способом. "Получалось, - писал в своей книге американский экономист Дж. К. Гэлбрейт, - что можно заботиться о спасении капитализма, быть в конечном счете консерватором, и в то же время прослыть рьяным новатором-радикалом. Никогда еще радикализм не был так безопасен".

Важная роль в макроэкономической модели Кейнса отводилось государству. Оно должно делать все возможное для повышения пре­дельной эффективности капиталовложений за счет всевозможных дотаций, государственных закупок товарных излишков т.п. В свою очередь, Центральный банк должен понижать ставку ссудного процента и проводить умеренную инфляцию, которая должна обеспечить систематический рост цен, который, в свою очередь, будет стимулировать рост капиталовложений. В результате будут созданы новые рабочие места, что обеспечит достижение полной занятости.

Главную ставку в увеличении совокупного спроса Кейнс делал на увеличение инвестиционного спроса и производительного потребления.


Недостаточное личное потребление он предлагал компенсировать увеличением производительного потребления.

Но и личное потребление Кейнс не оставил без внимания. Потребительский спрос,полагая он, также нуждается в "подкачке",например, через потребительский кредит, который должен распространяться на самые широкие слои населения.

Завершая краткую характеристику экономических взглядов Дж. М. Кейнса, следует обратить внимание на то, что в отличие от представителей неоклассического направления, которые сосредоточивали свое внимание на факторах экономического роста, лежащих на стороне предложения ресурсов, Кейнс сделал акцент на факторах экономического роста, лежащих на стороне спроса, разрушив при этом господствовавшее в экономической науке представление об автоматическом достижении равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением. Тем самым он подорвал веру во внутренние восстановительные силы рыночного механизма и обосновал необходимость вмешательства государства в экономические процессы.

3. Экономическая концепция Кейнса оказала значительное влияние на дальнейшее развитие экономической теории и экономической политики в капиталистических странах. В известном смысле она положила начало новому этапу в политической экономии.

Кейнсианство заняло ведущее место в политической экономии во многих развитых капиталистических странах и длительное время сохраняло свои ведущие позиции.

В США идеи Кейнса получили развитие в трудах экономистов Гарвардского университета Э. Хансена и С.Харриса, которые, восприняв основные положения теории Кейнса, внесли в нее ряд новых моментов, обусловленных особенностями американского капитализма.

Американские последователи Кейнса поставили перед собой задачу создать более общую, чем у него, теорию, призванную обосновать формы экономического регулирования как в условиях спада, так и в условиях роста экономики капиталистических стран. Они подвергли критике и пересмотру те положения теории Кейнса, которые придавали ей статический характер. Они поставили в центр внимания проблемы экономической динамики, т.е.расширенного воспроизводства.

Важной особенностью концепции американских кейнсианцев является то, что они отстаивали необходимость не спорадического и косвенного воздействия государства на экономику, а систематического и прямого ее регулирования.

В условиях развернувшейся во второй половине ХХв. научно-технической революции американские последователи Кейнса вынуждены были отказаться от характерного дал его теории абстрагирования от изменений в производительных силах общества и ввести в свой анализ показатели изменений в экономике, происходящие в результате технического прогресса. В частности, они рассмотрели вопрос о типах технического прогресса – трудоемком, капиталоемком и нейтральном.

Американские кейнсианцы дополнили концепцию мультипликатора концепцией акселератора. Акселератор, т.е. ускоритель,- показатель, характеризующий обратную связь между национальным доходом и инвестициями. Акселератор показывав во сколько раз должны увеличиваться капиталовложения в результате конкретных темпов роста национального дохода.

На основе соединения концепций мультипликатора и акселератора американские кейнсианцы создали концепцию "кумулятивного процесса," согласно которой в зависимости от соотношения этих двух показателей динамика национального дохода может принять либо равномерный, либо циклический характер.

Важной особенностью американского неокейнсианства является разработка его представителями, в частности Э. Хансеном, моделей экономического цикла. Хотя они отвергали конституирующую роль в цикле фазы кризиса, где происходит разрешение присущих капиталистической экономике противоречий, тем не менее, они склонялись к признанию неизбежности циклических колебаний как внутренне присущего ей свойства. Они также стремились искать причины циклических колебаний не во внешних нарушениях экономической системы или в изменениях цен, а в особенностях осуществления воспроизводственных связей. Циклические колебания они рассматривали как результат недостаточности или чрезмерности эффективного спроса. Они также выдвинули соответствующую программу антициклической политики, основанную на использовании бюджетных и кредитно-денежных рычагов регулирования экономики. Такая политика, получила название политики управления эффективным спросом. Ее смысл состоял в том, чтобы ограничивать рост спроса на стадии подъема и, наоборот, расширять его в стадии экономического спада. В этих целях рекомендовалось использовать такие методы как метод "встроенных стабилизаторов" и метод "компенсирующих контрмер". Первый из них состоит в автоматическом применении налоговой и бюджетной политики для регулирования цикла. В условиях быстрого экономического роста они предлагали повышать налоги с целью ослабления функции потребления и сдерживания инвестиций. А в период спадов, наоборот, снижать налоги и увеличивать расходы не обращая внимания на дефицит бюджета, искусственно поддерживая спрос.

Второй метод заключается в регулировании частных капиталовложений и в маневрировании государственными расходами. Предлагалось в период подъема ограничивать государственные расходы, а в период спадов компенсировать сокращение частных расходов увеличением государственных расходов.

Идеи Кейнса о государственном регулировании экономики были восприняты и во Франции. Однако здесь они по-разному трактовались различными учеными. Одни из них, например, Г. Ардан полностью разделяли кейнсианскую доктрину. Другие, например, Ф. Перру, сочли необязательным положение Кейнса о регулировании ссудного процента как средства стимулирования новых инвестиций. Они акцентировали внимание на применении индикативного метода планирования экономики. Не отрицая значения рыночного механизма и конкуренции в ее регулировании, сторонники концепции индикативного планирования придавали преимущественное значение государственному регулированию посредством программирования экономического развития страны. Основу такого программирования составляла система национальных счетов и государственных планов рекомендательного характера. Разработку и принятие национальных планов развития, по мнению Перру, необходимо осуществлять с помощью согласований, компромиссов и "социальных диалогов" разных классов. Подобная система планирования включала механизм как конъюнктурного, так и структурного регулирования национальной экономики.

Наряду с неокейнсианством возникли и другие варианты государственного регулирования, на которые учение Кейнса оказало меньшее влияние. К ним, в частности, относится т. наз. Стокгольмская школа /Швеция/. Ее крупнейшими представителями являлись Э. Линдаль, Г.Мюрдаль, Б.Улин. и Э.Лундберг. Их теоретическая концепция была аналогичной выводам Кейнса. Они были уверены в том, что эффективнейшим способом разрешения основных проблем экономики является вмешательство государства в хозяйственную жизнь, проведение им активной экономической политики с целью, ликвидации безработицы и инфляции. Основным объектом государственного вмешательства является совокупный объем спроса. Но при этом они отвергали идею Кейнса, рассматривавшего снижение заработной платы в качестве фактора рыночного равновесия. Понижение заработной платы, утверждали они, приводит к сокращению покупательной способности рабочих, что означает падение совокупного спроса.

Центральное место в системе антикризисных мероприятий, предлагаемых учеными стокгольмской школы, занимают меры кредитно-денежной политики. Они разделяли кейнсианскую идею о необходимости регулирования центральным банком нормы ссудного процента, что должно обеспечить равновесие между объемом инвестиций и размерами сбережений. Экономический подъем зависит от низкой процентной ставки, зависящей в свою очередь от размеров ссудного капитала. Фактором снижения процентной ставки шведские ученые считали склонность к сбережению.

Не отвергали сторонники стокгольмской школы возможность государственного регулирования посредством бюджетной политики, в частности, путем маневрирования ставками налогообложения. Большое внимание уделяли они государственной инвестиционной политике. Государственные расходы они рассматривали как дополнение мероприятий кредитно-денежного регулирования.

Разработанную на основе экономических концепций стокгольмской школы программу стабилизации экономики правительство Швеции положило в основу формирования экономической политики 30-х гг. XX в. Швеция стала первой в мире страной, которая избрала путь активной политики стабилизации.

4. Наряду с теорией воспроизводственного цикла в послевоенный период развивалась неокейнсианская теория экономического роста. Объективной предпосылкой появления подобной проблемы были процессы происходившие в мировой экономике во второй половине XX века. Развертывание НТР, неравномерное развитие капиталистических стран, высокие темпы роста экономики социалистических стран и заострение на этой основе проблемы экономического соревнования двух систем, все эти процессы поставили задачу ускорения темпов роста в повестку дня. Не впадая в преувеличение можно сказать, что проблема темпов превратилась в проблему самого существования капитализма.

Указанные условия и привели к появлению ряда теорий экономического роста, авторы которых попытались выяснить общие факторы данного процесса. Наиболее авторитетными из них являлись: Р.Харрод/ Англия/ и Е.Домар /США/В основу их теорий был положен общий вывод о целесообразности устойчивого темпа экономического роста как условия динамического равновесия экономики, при котором достижимы полное использование производственных мощностей и трудовых ресурсов. Другим положением модели Харрода-Домара является признание предпосылки о постоянстве таких; параметров как доля сбережений в доходах и средняя эффективность капиталовложений. Наконец, третье общее положение состояло в том, что оба автора достижение динамического равновесия и постоянного роста считали не автоматически возможным, а результатом активного государственного вмешательства в экономику.

Динамическая модель Харриса-Домара конкретно выглядит следующим образом. Рост национального дохода определяется одним фактором-нормой накопления. Остальные факторы - рост числа занятых в производственной сфере, степень использования оборудования и т.п. не учитывались. Отсюда следовало, что спрос на капитал при данном уровне капиталоотдачи /отношения совокупного объема капитала к объему национального дохода/определяется исключительно темпом роста национального дохода.

Исходя из предположения, что предложение сбережений является устойчивой -функцией потребления спрос на инвестиции обусловлен ростом национального дохода и величиной капиталовложений, Харрод предложил формулу сбережений и инвестиций: S = С g, где S -доля сбережений в национальном доходе, С - капиталоотдача, g -темп роста национального дохода.

По этой формуле составляется уравнение динамического равновесия. Если величина капиталоотдачи определяется техническими условиями и является постоянной, а доля сбережений на длительную перспективу имеет тенденцию оставаться постоянной, то темп роста национального дохода должен быть также устойчивым и определяться из соотношения: g=S / С.

Харрод и Домар пришли к выводу, что при устойчивой норме накопления капитала и устойчивой капиталоотдаче, устойчивым будет и темп роста национального дохода. Этот темп они назвали "гарантированным темпом роста”. Но они понимали, что не так просто обеспечить динамическое равновесие экономики в условиях рыночной стихии. Они понимали, что не существует автоматических факторов содействующих быстрому восстановлению нарушенного равновесия.

Существенным недостатком неокейнсианских моделей экономического роста является игнорирование их авторами социально-экономической структуры капиталистического общества, которая оказывает определяющее влияние на динамику макроэкономических показателей.

5. Кейнсианское направление экономической теории на протяжении первых послевоенных десятилетий являлось господствующим в капиталистических странах Запада. Их экономическая политика в эти годы строилась на активном использовании теоретических рекомендаций Кейнса и его последователей.

Однако в конце 60-х и в 70-х гг.рецепты неокейнсианской модели стали все больше противоречить объективным законам развития. Стало очевидным фактом, что государственное регулирование не способно обеспечить полной занятости и равновесия.

Кризис неокейнсианства в качестве официальной доктрины регулирования экономики капиталистических стран ознаменовался резким усилением его критики как со стороны его традиционных противников из неоклассического направления, так и со стороны приверженцев Кейнса, объявивших себя противниками ортодоксии в его учении и сторонниками его нового реформирования. На волне этой критики в 60-70 гг. сложилось и получило научное признание так называемое посткейнсианство.

Посткейнсианство как особая школа кейнсианского учения сформировалось в результате соединения двух идейных потоков- американского неортодоксального кейнсианства, представителями которого являлись Р.Кауэр, П,Девидсон, А.Дейонхуфвуд, Х.Мински и др.и английского левого кейнсианства, виднейшими представителями которого были Дж.В.Робинсон, Н.Калдор и П.Сраффа. Критика ими ортодоксального кейнсианства явилась вынужденным признанием того факта, что традиционная кейнсианская доктрина государственного регулирования не в состоянии обеспечить сбалансированный, безинфляционный рост экономики и нуждается в серьезном обновлении. "Теперь становится очевидным, - писала Дж. Робинсон,- что мнимо кейнсианская эра завершается всеобщим разочарованием...Кейнсианская революция все еще ждет своего осуществления – как в экономической теории, так и в формировании экономической политики".

Посткейнсианцы рассматривают теорию Кейнса в качестве одного из источников новой системы экономических взглядов. Помимо Кейнса они уделяют большое внимание работам экономистов институционального направления. А некоторые из них идут еще дальше – к К. Марксу, признавая преимущества марксистского подхода к проблемам капиталистического воспроизводства. Они призывают довести до конца, начатую Кейнсом, революцию в экономической теории и окончательно ниспровергнуть неоклассическую систему. Однако они не намеревались кардинально пересматривать сущность и цели теоретической системы Кейнса как системы служащей, целям - "критической апологии" капитализма и разработки, практических рецептов для реформирования его экономики.

К числу важнейших особенностей, которыми посткейнсианство отличается от ортодоксального кейнсианства, можно отнести следующие моменты: а/Острая критика и отрицание основных положений неоклассической школы, прежде всего таких характерных ей теорий как теория предельной полезности и теория предельной производительности; б/Возрождение традиций классической школы политической экономии, главным образом в форме неорикардианства и переосмысление на этой основе важнейших категорий экономической теории-стоимости, капитала, прибыли и т.д.; в/Расширение поля экономического анализа за счет введения в него социально-экономических институтов, характеризующих реальную экономическую действительность.

Противопоставляя свою теоретическую систему неоклассицизму и традиционному кейнсианству посткейнсианцы стремились построить более реалистическую теорию, что неизбежно толкало их к критическому реализму в оценке капиталистической экономики.

В сфере экономической политики посткейнсианцы выступили как сторонники дальнейшего совершенствования механизма регулирования капиталистической экономики. Большое внимание уделили они вопросу контроля над инфляцией, с которой, по их мнению, нельзя справиться, используя традиционные методы ограничения спроса, жертвуя ради этого темпами роста и объемом занятости. Традиционные антиинфляционные методы бюджетной и кредитной политики, утверждали они, должны быть дополнены справедливой "политикой доходов", которая должна быть результатом соглашения всех заинтересованных сторон о темпах увеличения доходов. Однако "политика доходов" не являлась самодовлеющей в программе посткейнсианцев. Они выступали за то, чтобы увязывать ее с политикой роста в целом, в том числе и с политикой определяющей темпы и структура инвестиций. А это означает, по их словам, необходимость осуществления общенационального планирования, которое призвано придать государственному регулированию недостающие ему централизованность, скоординированность и долгосрочность.

Из сказанного выше следует, что посткейнсианство, выступавшее с реформистской программой, направленной на существенное расширение и обновление государственного вмешательства в экономику, явилось радикальной формой переоценки ценностей в западней экономической науке.

Тема 11. Эволюция неоклассических идей. Неолиберализм.

I."Неоклассическое возрождение" и "консервативный сдвиг" в

западной политической экономии.

2.Возникновение и общая х


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: