Тема 2 Экономическая мысль Древнего мира и средневековья. Меркантилизм

СОДЕРЖАНИЕ

Днепропетровск 2004

История экономических учений

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Подготовлено профессором кафедры экономической теории Института экономики ДНУ Карцевым Ю.А.

Рецензенты: Щетинин А.И., доктор экономических наук, профессор,

Дучинская Н.И., кандидат экономических наук, доцент,

Ульянова Л.П., профессор кафедры экономической теории Института экономики ДНУ,

Карцев Ю.А. История экономических учений. Опорный конспект лекций. ДНУ,2004,-110 с.

В учебном пособии последовательно изложены основные темы курса „История экономической теории”, которые определены программой подготовки специалистов в высших учебных заведениях.

Карцев Ю.А., 2004

Тема I. Предмет и задачи курса "История экономических учении" - 4

Тема 2. Экономическая мысль Древнего мира и средневековья.

Меркантилизм. - 6

Тема 3. Классическая школа политической экономии. - 14

Тема 4. Эволюция классической политической экономии в первой

половине XIX столетия. Завершение классической традиции. - 31

Тема 5. Критическое направление политической экономии. - 42

Тема 6. Экономические учения западноевропейских

социалистов-утопистов. - 47

Тема 7. Возникновение и развитие марксистской экономической

теории. - 52

Тема 8. Возникновение альтернативной школы политической

экономии. - 67

Тема 9. Маржинализм. Становление неоклассической традиции

в экокомической теории. - 72

Тема 10. Кейнсианство и его особенности в различных

странах. - 81

Тема 11. Эволюция неоклассических идей. Неолиберализм. - 90

Тема 12. Институционализм. -100

Литература - 110

Тема I. Предмет и задачи курса "История экономических учений”.

I.Предмет курса.

2.Задачи курса.

I.Исходным пунктом изучения любой научной дисциплины является выяснение ее предмета, его сущности и смыслового содержания. Не составляет исключения в этом отношении и курс истории экономических учений, который является неотъемлемой частью системы экономических наук. Предметом изучения этой дисциплины является исторический процесс возникновения, развития, борьбы и смены систем экономических взглядов и идей, выражающих интересы различных общественных классов на различных этапах существования человеческого общества.

Свое наиболее полное и глубокое отражение экономические воззрения и идеи находят в такой науке как политическая экономия. Ей по праву принадлежит первенство среди всех остальных экономических наук.

Политическая экономия является относительно молодой наукой, возникновение которой относится только к ХУII в. Однако зарождение ее в качестве самостоятельной научной дисциплины не являлось чем то случайным или навеянным свыше. Оно было результатом длительного исторического развития экономической мысли.

Экономическая мысль зародилась в глубокой древности и прошла сложный путь от эмпирического, т.е. опытного понимания человеком экономических процессов и явлений до формирования научных теорий. Первые попытки систематизации экономических взглядов относятся к эпохе древнего мира. Однако они не представляли еще научной системы и являлись лишь частью единой науки об обществе.

Экономические знания стали самостоятельным направлением исследовательской деятельности в период крушения феодальных и зарождения капиталистических общественных отношении. Этой переходной в истории эпохе соответствовало первое экономическое учение-меркантилизм. Хотя он не был наукой в подлинном смысле слова, не стремился проникать в сущность экономических процессов и явлений, тем не менее он подготовил предпосылки возникновения научной классической политической экономии.

Процесс развития экономических взглядов и идей является предметом истории экономической мысли. В ходе этого процесса постепенно формировалась и наука о собственной истории экономической мысли, составной частью которой является история экономических учений, т.е. экономических взглядов, которые объединены в определенную систему. Из этого следует, что история экономических учений является более узким понятием, чем история экономической мысли. Основу истории экономической мысли составляет история политической экономии.

Анализ истории экономических учений может осуществляться различными методами. Главными из них являются: а/исторический или хронологический, предусматривающий рассмотрение теорий и концепций в порядке их возникновения и формирования; б/логический, предполагающий исследование концепций и теорий без учета их связи с другими теориями и с историческими условиями; в/мотивационный или классовый, когда анализ экономической мысли подчиняется экономической мотивации; г/территориальный, который предусматривает исследование истории экономической мысли в отдельных странах или регионах.

Каждый из названных методов имеет свои преимущества и недостатки. Поэтому в учебной работе по курсу истории экономических учений возможно использование объединения этих методов.

С проблемой изложения материала курса истории экономических учений непосредственно связан вопрос его периодизации. Здесь все зависит от выбора метода исследования и изложения материала данного курса. Наиболее предпочтительным в этом отношении несомненно является историко-хронологический метод, означающий изучение экономических теорий и школ в исторической последовательности их возникновении и развитии. Однако по мере необходимости следует в некоторых темах и разделах курса придерживаться мотивационного и территориального методов.

Важным моментом исследования и изучения истории экономических учений является соотношение между экономической теорией и идеологией. Эта проблема является особо актуальной для современного этапа развития нашего общества. Однозначного ответа на данный вопрос не существует. Часть ученых экономистов и преподавателей экономической теории под флагом борьбы с чрезмерной заидеологизированностью общественных наук, характерной для советского периода, впадают в другую крайность – возражают против любой связи экономики и идеологии. Но игнорировать эту связь абсолютно неправомерно. Такой точки зрения придерживается большинство западных экономистов, которые подчеркивают непосредственную зависимость экономических теорий от идеологии. Любые попытки опровергнуть этот тезис, создать деидеологизированную историю экономической мысли контрпродуктивны и обречены на неудачу.

2.Какие задачи решаются в процессе изучения курса истории экономических учений? Ответ на этот вопрос содержится в определении предмета этой науки. Являясь составной частью того раздела системы экономических наук, которая изучает законы экономического развития, история экономических учений неотделима от политической экономии и ее варианта-экономической теории. Обе эти научных и учебных дисциплины взаимно дополняют и обогащают друг друга. Поэтому первой задачей, которую призвана решать история экономических учений, является углубление и расширение знаний студентов в области экономической теории. Овладение экономической теорией требует знания магистрального пути развития экономической мысли. История экономической мысли раскрывает процесс возникновения экономических категорий, теорий и концепций, показывает их преемственность и непрерывность процесса.

Второй задачей, стоящей перед историей экономических учений, является формирование у студентов представлении о закономерностях и тенденциях развития экономической мысли. Экономическая теория, равно как и ее история, не является набором устоявшихся и неизменных положений и определений. Изменения, происходящие в экономической жизни общества, вызывают необходимость их познания и теоретического осмысления. А это, в свою очередь, предполагает возникновение новых школ и направлений экономической мысли, познание тенденций развития которых является существенным признаком экономического профессионализма.

Третьей задачей истории экономических учений является анализ научного вклада в экономическую теорию отдельных школ и направлений экономической мысли. При этом важно выработать у изучающих данный курс студентов умения отличать главное от второстепенного в обширном спектре оттенков экономической мысли.

Наконец, четвертой задачей, стоящей перед историей экономических учений, является развернутая характеристика современных экономических теории и концепций. Глубокое понимание сущности этих теорий дает возможность понимать экономическую политику государства, в основу которой кладутся те или иные теории.

Таким образом, история экономических учении, ее изучение имеет большое значение для овладения культурой экономического мышления, для творческого восприятия политической экономии, всей системы экономических наук.

I. Экономическая мысль Древнего Востока.

2.Экономическая мысль античного мира.

3.Экономическая мысль средневековья.

4.Меркантилизм.

I. Экономико-специфическая сфера человеческой деятельности родилась одновременно с возникновением человеческого общества. В процессе своей хозяйственной деятельности первобытные люди накапливали производственный опыт, приобретали навыки решения проблем экономического характера. Все это закреплялось в родовой памяти поколений. Однако в те отдаленные от нас времена экономические представления людей являлись составной частью их архаического мышления. Поэтому ошибочно утверждать, что члены первобытного общества умели мыслить экономически. Экономические представления древних народов облеклись в форму экономического мышления лишь с появлением письменности, которая является одним из атрибутов цивилизации. Процесс его формирования нашел свое отражение в письменных памятниках древневосточных цивилизаций.

В странах Древнего Востока, являвшихся обществами азиатского способа производства, экономическая жизнь имела натурально-хозяйственную основу и регулировалась как первобытнообщинной традицией, так и государственной регламентацией. Поэтому в письменных источниках той эпохи важное место отводилось вопросам укрепления натурального хозяйства, организации и управления государственным хозяйством, защите имущественных интересов частных рабовладельческих хозяйств и регламентации нарождавшихся товарно-денежных отношении.

Одним из древнейших центров человеческой цивилизации был регион Месопотамии, где во II тысячелетии до нашей эры возникло могущественное Вавилонское царство, достигшее своего расцвета в период правления царя Хаммурапи /ХУIII в.до н.э./При нем был разработан сборник законов, известный под названием "Кодекса Хаммурапи", являющийся ценным источником дающим представление об экономической мысли той эпохи. В этом своде законов была изложена система правовых норм, направленных на укрепление натурально-хозяйственных отношений, а также на всестороннее укрепление экономической власти государства. В частности, он содержал статьи защищавшие собственность граждан Вавилона, а также регламентирующие отношения аренды, найма рабочей силы, ростовщичества и долгового рабства.

Выдающимся письменным памятником, характеризующим состояние хозяйства и экономическую жизнь Древней Индии в IV- IIIвв., является знаменитый трактат "Артхашастра". В переводе с языка санскрит это название означает науку о материальной выгоде под которой понималось пополнение государственной казны. В этом, утверждается в трактате, состоит главная цель экономической политики государства. Основным источником государственных доходов в трактате назы­ваются прибыль от царских хозяйств и различные налоги и пошлины. Важным источником обогащения государственной казны признается также торговля, которая рассматривалась как объект государственной регламентации. В частности, фиксировалась норма торговой прибыли, устанавливалась "справедливая" рыночная цена. В целом, "артхашастра" характеризует довольно высокий уровень общественного развития Древней Индии и характерные черты экономической мысли в этой стране.

В Древнем Китае основные течения общественной жизни оформились в IV- IIIвв. до н.э. Своеобразие экономической мысли древнекитайского общества этого периода наиболее полно отразилось в коллективном трактате "Гуань-цзы", написанном в IV в. до н.э. Авторы этого трактата, руководствуясь желанием умножения богатства государства и удовлетворения потребностей его населения, уделяют большое внимание экономической политики государства, высказываются за регулярное влияние ее на хозяйственную жизнь страны. С этой целью они разработали систему государственного регулирования экономики, которая включала такие меры как регламентация труда земледельцев, ремесленников и торговцев, "усиление земледелия" путем более равномерного распределения земельных участков, определения их плодородия, установления налогообложения с учетом качества земли, предоставления крестьянам кредитов и т.д. Большое значение авторы трактата придавали использованию государством товарно-денежных отношений в целях регулирования экономики. Они сформулировали принцип "уравновешивания хозяйства" путем создания государственных зерновых фондов в целях стабилизации цен на хлеб. Рассматривались в трактате и вопросы налогообложения и денежного обращения. В целом, трактат "Гуань-цзы" сыграл огромную роль в становлении экономической мысли Древнего Китая.

2.Экономическая мысль Древнего мира получила значительное развитие в античную эпоху-период завершения формирования рабовладельческого способа производства и утверждения рабства в его классической или античной форме. Наибольшее развитие экономические отношения этой эпохи получили в Древней Греции и Древнем Риме. Важнейшими экономическими проблемами периода античности, нашедшими отражение в древнегреческих и древнеримских письменных памятниках, являлись: обоснование преимуществ и незыблемости устоев натурального хозяйства, обоснование законности и справедливости рабства, организация и управление частным рабовладельческим хозяйством, наконец, разработка ряда проблем товарного хозяйства.

Наиболее глубоко и полно экономическая мысль античности была выражена в трудах древнегреческих мыслителей - Ксенофонта, Платона и Аристотеля.

Афинский писатель Ксенофонт /430-355 г.г. до н.э./свои экономические воззрения выразил в трактате "Экономикос", что в переводе на русский язык означает "Домострой". Его экономическим идеалом было замкнутое, автаркическое натуральное хозяйство, основанное на райском труде. Рабство, по его мнению, являлось естественной формой эксплуатации.

В историю экономической мысли Ксенофонт вошел как ученый, который одним из первых определил значение разделения труда, указал на его зависимость от размеров рынка. Его заслугой является и то, что "ценность" товара он объяснял двояко, как вещи обладающей двумя свойствами -полезностью и способностью к обмену. Представляют интерес и его высказывания о природе денег, которые он трактовал как специфический товар, накопление которого не имеет пределов.

Видное место в истории экономической мысли Древней Греции - занимает философ Платон /427-347 г.г. до н.э./. Свои экономические воззрения он изложил в сочинениях "Политейя" и "Законы".

Для экономических взглядов Платона характерна натурально-хозяйственная концепция. Наиболее почетным видом деятельности он считал земледелие, менее по четным - ремесло и совершенно недостойным для свободных людей занятием он считал торговлю. Рабство, по его мнению, есть естественная и вечная форма эксплуатации. В сочинении "Политейя" Платон высказал идею идеального государства. У него государство есть форма разрешения противоречия между многообразием потребностей людей и однообразием их способностей. Оно обеспечивает удовлетворение всех человеческих потребностей, так как его граждане занимаются различными видами производства. Тем самым он отметил прогрессивное значение разделения труда в обществе. В нем он видел не только основу деления общества на сословия, но и основной принцип строения государства. В своем труде "Политейя" он разработал концепцию идеального государства, в которых свободные граждане разделены на три сословия: а/правители, б/стражи, в/ земледельцы, ремесленники и торговцы. Рабы находятся за пределами сословий. Два первых сословия не должны заниматься производительным трудом, он - удел членов третьего сословия и рабов. Но ни правители, ни стражи не должны иметь никакой собственности и жить в лагерях-общежитиях, питаться совместно и не пользоваться деньгами. Всем необходимым им для подобной жизни должны были их обеспечивать третье сословие и рабы.

Как видим Платон в своем идеальном государстве сохранял торговлю и деньги. Торговля, по его мнению, необходима потому, что она обслуживает в государстве разделение труда. А деньги являются неизбежным спутником торговли. Поэтому он уделил деньгам специальное внимание. Но сущности их он не понял. Он признавал лишь две функции денег - мера стоимости и средство обращения. К функции денег в качестве сокровища он относился крайне отрицательно. Одним из первых среди античных мыслителей Платон поставил вопрос об основе и уровне цен. Он считал, что рыночные цены должны регулироваться государством, а сами они должны обеспечивать продавцам товаров умеренную прибыль.

Наиболее глубоким исследователем экономических проблем Древней Греции был ученик Платона философ Аристотель /384-322 г.г. до н.э./. Как и его предшественники наиболее важной и почетной сферой деятельности людей этот ученый считал земледелие, где свободные должны выполнять лишь функции управления и надзора, а физическим трудом должны заниматься рабы. Рассуждая о путях приобретения богатства и удовлетворения потребностей он выделил две сферы - экономику и хрематистику. Целью экономики, по его мнению, является приобретение полезных, необходимых людям вещей. Деятельность в этой сфере, обусловленной естественными причинами, и является необходимой. Хрематистика - это искусство наживать состояние посредством торговли. Целью здесь является богатство в его денежной тюрьме. Поэтому она не является необходимой и не сообразуется с законами природы. Исходя из этого он заявлял, что "экономика заслуживает похвалы, а хрематистика - порицания".

Большой вклад в развитие экономической науки Аристотель внес своим анализом форм стоимости. Указав на то, что любая вещь может быть использована двояким путем для удовлетворения потребности и для обмена, он, по существу, открыл потребительную и меновую стоимо­сть товара. Анализируя обмен он сделал вывод, что обмениваться друг на друга могут лишь вещи, которые имеют нечто общее между собой. По его мнению, единой мерой товаров является потребность, которая "все связывает вместе". А ее заменой являются деньги. Следовательно деньги, как считал Аристотель, делают товары соизмеримыми, что абсолютно не соответствует истине. Сами деньги он трактовал, упрощенно, как средство, изобретенное людьми для удобства обмена. Естественными их функциями он считал функции средства обращения и меры стоимости.

В целом экономическая мысль Древней Греции была своеобразной и довольно зрелой. В анализе экономических явлений древнегреческие мыслители обнаружили большую глубину и оригинальность. Они, образно выражаясь, заложили первые, хотя и грубообработанные камни в фундамент мировой экономической науки.

Историю античного общества завершает история Древнего Рима. В этом могущественном государстве рабовладельческие экономические отношения были более развитыми, чем в Древней Греции, а свойственные им антагонистические противоречия достигли наибольшей остроты. Центральное место среди социально-экономических проблем, характерных для всех этапов развития древнеримского общества, занимали проблемы рациональной организации рабовладельческих хозяйств. Эти сложные вопросы пытались решить в своих произведениях древне-римские писатели - аграрии.

Идеологом крупных римских рабовладельцев,хозяйства которых были связаны с рынком, был М.П.Катон Старший /234-149 г.г. до н.э./ Он написал трактат "О земледелии" в котором обосновал достоинства и преимущества сельского хозяйства по сравнению с другими отраслями экономики. По его мнению, доход от земледелия "самый чистый, самый верный". Его идеал -высокоинтенсивное хозяйство, основанное на хорошо организованном труде рабов. Вместе с тем в трактате просматривается идея: придания натуральному рабовладельческому поместью определенной рыночной ориентации.

Проблемы рациональной организации рабовладельческого хозяйства нашли свое отражение в трактате "О сельском хозяйстве", написанном М.Т. Варроном /116-27 г.г. до н.э./,. В отличие от Катона, Варрон рекомендовал сочетать занятия земледелием с животноводством, ибо писал он, домашний скот является "фундаментом всякого состояния" Варрон был сторонником самообеспеченности латифундий, и не придавал особого значения производству сельскохозяйственных продуктов на рынок.

Подъем сельского хозяйства Варрон мыслил только путем использования рабского труда, усиления эксплуатации рабов. Он называл их "говорящими орудиями", которые применяются в земледелии наряду с "бессловесными орудиями" – скотом и "немыми орудиями"- сельскохозяйственным инвентарем. Но в то же время, опасаясь восстаний рабов, он рекомендовал владельцам имений применять более гибкие методы принуждения их к труду, а также не допускать скопления в имении большого количества рабов одной народности.

Важное место в истории римской экономической мысли принадлежит Л.Ю.М. Колумелле /I в.н.э./, автору сочинения "О сельском хозяйстве". Этот ученый-агроном был свидетелем кризисных явлении в рабовладельческой экономике Рима. Их причины он видел не в падении плодородия почвы, а в ограниченных возможностях рабского труда. Рабов он называл палачами сельского хозяйства. Колумелла, по существу, первым из античных авторов, поставил вопрос об интенсивном пути развития рабовладельческого поместья, Для этого, по его мнению, наряду с применением системы удобрений и мелиорацией земли, необходимо реорганизовать рабский труд. Понимая, что перестроить существенным образом рабовладельческое хозяйство будет трудно он предлагал сдавать землю в аренду свободным колонам, занимавшим промежуточное положение между свободными и рабами.

Таким образом, рассмотренные выше сочинения римских авторов-аграриев являются важными литературными источниками по аграрным проблемам Древнего Рима, отразившими эволюцию экономических взглядов римлян по вопросам организации рабовладельческого хозяйства.

Общий вывод из содержания второго вопроса: экономическую мысль античного мира следует рассматривать как сумму плодотворных идей, которые получили развитие в последующие периоды и вошли в сокро­вищницу мировой экономической науки.

3.Новый этап в развитии экономической мысли связан с эпохой средневековья хронологические рамки которой охватывают период с конца У в.до начала ХVII в. В социально-экономическом отношении этот период совпадает с феодальной системой, главными моментами генезиса которой была превращение свободных общинников и рабов в феодально-зависимых крестьян и образование крупного феодального землевладения. Экономика периода средневековья была преимущественно аграрной, в ней господствовали натурально-хозяйственные отношения. Это отразилось на экономических взглядах этой эпохи, которые охватывали широкий круг проблем, начиная от обоснования законности владения феодалами землей и кончая вниманием к проблемам товарно-денежных отношений. Говоря об особенностях экономической мысли средних веков, следует выделить два момента: а/ ее религиозно-этичесное оформление в трудах запад о европейских авторов; б/особенности развития экономической мысли этой эпохи в различных регионах, в зависимости от особенности формирования в них феодальных отношений.

Характерная особенность генезиса феодализма в Западной Европе состояла в том, что этот процесс имел здесь две основы: распад рабовладельческого хозяйства, унаследованного от Древнего Рима, и разложение общинного строя германских и других" народов. Эти особенности нашли свое отражение в исторических документах раннего средневековья. Например, вопрос об отношении к общине нашел свое отражение в "Салической правде" - кодексе обычного права германского племени Франков /V-VI в.в./. В этом документе признается верховное - право общины на сельскохозяйственные угодья и защищается суверенитет общины от покушения чужестранцев. Земельный надел /аллод/ еще не стал частной собственностью отдельных лиц. Вместе с тем в этом документе нашел отражение процесс разложения общинного строя франков и постепенного формирования феодальных сословий. Завершение этого процесса отражено в другом памятнике этого периода "Капитулярии о поместьях"/IХ в./. В этом документе община уже не упоминается как особая форма землевладения. Владелец поместья в этом законе признается монопольным собственником земли. Большая часть бывших общинников к тому времени была закрепощена. За пользование земле и, принадлежавшей владельцу поместья, они обязаны были вносить натуральный оброк.

Экономическая мысль классического средневековья развивалась на базе церковного права, а систематическое истолкование и развитие его идеи получили в трактате "Сумма теологии" написанным итальянским монахом Фомой Аквинским /1225-1274/. В этом трактате он рассмотрел ряд проблем актуальных для его времени. Опираясь на Аристотеля, Фома Аквинский оправдывал социальное неравенство людей, защищал частную собственность, идеализировал натуральное хозяйство. Но одновременно он порывал с натурально-хозяйственными воззрениями, оправдывал обмен. В его работе нашли отражение специфические вопросы товарного производства. Наиболее важным из них является проблема "справедливой цены". Основанием обмена Аквинат считал равенство пользы обмениваемых вещей. Выражением этого принципа у него выступает "справедливая цена", которую он объяснял в виде необходимых для изготовления товара "количеств труда и издержек". Здесь имеется внешнее сходство с трудовой теорией стоимости, но оно обманчиво. Постановка проблемы "справедливой цены" у Аквината носила этически-нормативный характер, была основана на сословном понятии справедливости. При такой трактовке трудовой момент играл условную роль.

В своем трактате Фома Аквинский рассматривал и другие атрибуты товарного хозяйства. В трактовке денег он придерживался номиналистической теории их происхождения, признавал необходимость их как меры стоимости и средства обращения. Его отношение к ростовщичеству и торговле страдало противоречивостью. С одной стороны, он осуждал ростовщичество, а с другой – обосновывал благопристойность ссудных операций осуществляемых церковью. Он осуждал торговлю с целью получение барыша, но в целом – оправдывал ее.

В Восточной Европе формирование экономических воззрений, характерных для эпохи средневековья, происходило в иных условиях, отличных от западноевропейских. В этом регионе никогда не было рабства в его классической форме, поэтому экономические отношения феодализма возникли и развивались здесь в процессе разложения общинных отношений. Хозяйство, возникшей в IX в. Киевской Руси, носило преимущественно натуральный характер. В связи с ростом крупного феодального землевладения и превращением свободных общинников в зависимых от феодальной знати смердов возникало много экономических и политических проблем, зарождалась экономическая мысль. Об уровне ее развития можно судить по таким источникам как правовые акты, договоры князей, летописи и другим древнерусским памятникам. Выдающимся памятником общественной мысли Киевской Руси является "Русская правда" – свод законов состаренный в XI –XII в.в. Статьи этого кодекса отражают социальную структуру и отношения собственности древнерусского общества. Они регулируют имущественные отношения, защищают право собственности князя и феодальной знати на землю и крепостных, право взимать налоги, получать ренту и т.п. В целом в "Русской правде" в известной мере отражены все основные процессы экономической и общественной жизни Древней Руси.

К числу памятников древнерусской литературы, включающих экономическую составляющую жизни общества, следует отнести также летопись "Повесть временных лет", написанную киевским монахом Нестором и "Поучение детям" великого князя Владимира Мономаха /XII в./. Об экономической политике галицко-волынских князей рассказывается в галицко-волынской летописи.

В период зрелого феодализма /ХIV-ХVI в.в./, в связи с образованием трех восточнославянских народностей, общественно-экономическая мысль начинает приобретать соответствующий национальный характер. С этого периода берет начало развитие экономической мысли Украины, России и Белоруссии. О русской экономической мысли ХVI в, можно судить по трудам идеологов поместного дворянства И. Пересветова и Ермолая-Еразма. На Украине в том же веке возникла обширная полемическая литература. Среди авторов-полемистов особо следует выделить поборника социального равенства И. Вышенского. Труды полемистов оказали значительное влияние на формирование самосознания украинского народа.

4. В период позднего средневековья экономические отношения феодального общества вступили в стадию разложения. Устои свойственного этому строю натурального хозяйства все больше подтачивались стремительно развивавшимися товарно-денежными отношениями. В этих условиях воплощением богатства становится не совокупность натуральных продуктов, а деньги-атрибут товарной экономики.

Развитие товарно-денежных отношений подготовило возникновение нового общественного строя-капитализма. В этом процессе большую роль играло развитие торгового капитала, чему в огромной степени способствовали великие географические открытия ХV-ХVII в.в. Создание предпосылок капиталистических отношений осуществлялось в процессе первоначального накопления капитала, составлявшего предысторию капитализма.

Развитие торговли поставило перед торговой буржуазией задачу-разработку соответствующих ее интересам экономических мероприятий и одновременно дать им теоретическое обоснование. Выражением интересов торговой буржуазии стал меркантилизм.

Меркантилизм /от итальянского слова "мерканте", означающего в переводе "купец"/ - термин, имеющий двоякое значение. С одной стороны, это течение экономической мысли, экономическое учение, выражающее интересы торговой буржуазии, а с другой – экономическая политика периода первоначального накопления капитала. Его основные черты могут быть выражены в. следующих тезисах:а / Абсолютной формой богатства, выражением его сущности являются деньги; б/Предметом изучения является исключительно сфера обращения; в/Методом изучения экономики являлся эмпиризм; г/Сферой возникновения богатства считалась исключительно внешняя торговля; д/Принципом образования богатства провозглашался неэквивалентный обмен.

Меркантилизм не являлся еще экономической наукой, поскольку его основные положения являлись результатом не теоретического анализа, а простого наблюдения и описания экономических явлений. Но он не был случайным явлением, так как опирался на реальную базу.

Концепция меркантилизма в своем историческом развитии прошла два этапа. Первый из них – период раннего меркантилизм /ХV-ХVI в. в./.В этот период меркантилизм выступал в форме монетаризма. Видными его представителями были: У. Стаффорд /Англия/, Г. Скаруффи /Италия/, Ж. Боден /Франция/ и А.Л. Ордин-Нащекин /Россия/. Сторонники монетаризма выдвинули теорию денежного баланса согласно которой запрещался вывоз денег из страны и поощрялся их ввоз, ограничивался импорт товаров из-за рубежа, устанавливались высокие таможенные пошлины и т.п. Осуществление этих мер предполагало проведение государством протекционистской торговой политики.

Вторым этапом в развитии учения меркантилизма был поздний меркантилизм /ХVII-ХVIII в. в,/.Представителями данного этапа являлись Т.Мен /Англия/, А. Монкретьен /Франция/, А. Серра /Италия/, И.Т.Посошков /Россия/.Эти авторы разработали теорию торгового баланса по которой считалось, что богатство государства будет тем больше, чем больше экспорт товаров превышает их импорт. Эта разница может быть обеспечена двумя методами: а/за счет вывоза готовых изделий своей страны, б / при помощи посреднической торговли. Развитие торговли, по их мнению, должно обеспечиваться преимущественно экономическими методами: ускорением развития судоходства и экспортных отраслей промышленности и т.п. Поздние меркантилисты допускали вмешательство государства в экономическую жизнь, но более ограниченное и преимущественно поощрительное.

В целом можно утверждать, что меркантилисты сделали определенный вклад в экономическую теорию, поскольку они трактовали капитализм как новый общественный строй. Разработанные ими идеи и принципы экономической политики вошли в арсенал современной экономической теории и практики, например, меновая концепция, протекционистские меры защиты национальной экономики, активный торговый баланс – все эти меры активно применяются и в наши дни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: