Принцип разнообразия рынков

Тема 14. Инновационные рынки

Инновационная экономика (экономика знаний, интеллектуальная экономика) — тип экономики, основанной на потоке инноваций, на постоянном технологическом совершенствовании, на производстве и экспорте высокотехнологичной продукции с очень высокой добавочной стоимостью и самих технологий. Предполагается, что при этом в основном прибыль создаёт интеллект новаторов и учёных, информационная сфера, а не материальное производство (индустриальная экономика) и не концентрация финансов (капитала).

Некоторые исследователи (Э. Тоффлер, Ф. Фукуяма, Д. Белл, Дж. Нейсбитт и др.) считают, что для большинства развитых стран в современном мире именно инновационная экономика обеспечивает мировое экономическое превосходство страны, которая её создает.

Инновационная экономика строится через образование новых рынков. На новых рынках идей, разработок, интеллектуальной собственности, инновационных продуктов заменяются старые структуры экономики и переводятся в новое качество.

В качестве отдельного рынка создаётся рынок всевозможных разработок новых организационных форм для компаний и структур инновационной экономики.

Используются такие организационные формы, как технопарки при университетах, корпоративные учебные центры, кластеры малого бизнеса, бизнес-инкубаторы для инновационных компаний, центры трансфера технологий при исследовательских институтах, специальные торговые площадки для инновационной сферы.

Рынок инновационных продукции и услуг, их предложения, спроса и ожиданий.

Рынок интеллектуальной собственности.

Рынок интеллектуального труда и конкурентоспособных профессионалов высокой квалификации.

Рынок инвестиций.

Рынок знаний и идей.

Рынок инноваций.

Рынок новых организационных форм инновационных и научных организаций.

Рынок инновационных менеджеров и бизнес-ангелов.

Рынок услуг. Эксплуатация, лизинг и аренда сложного научного и высокотехнологичного оборудования.

Рынок инноваций представляет собой совокупность инновационных видов продукции и процессов, юридических и физических лиц, продающих или приобретающих научно-техническую наукоемкую продукцию.

Интеллектуальная собственность фирм – разработчиков инноваций, как правило, имеет юридическую защиту. Поэтому на первом этапе нововведения эти фирмы часто не имеют прямых конкурентов.

Маркетинг в инновационной сфере имеет следующие особенности:

– возможность реализации инноваций в различных областях и сферах деятельности;

– ориентация на опытного, часто – коллективного покупателя;

– обязательность рекламы, так как потребитель должен знать преимущества нового, как правило, незнакомого продукта;

– обязательное послепродажное сервисное обслуживание, что связано с технической сложностью наукоемкой продукции;

– необходимость учета научно-технического уровня возможных потребителей, поскольку многие инженерно-технические инновации не находят покупателей из-за технологической отсталости потребителей. В процессе маркетинговых исследований необходимо определять предварительную эффективность инноваций, т. е. прежде всего экономическую эффективность, выражающуюся в соотношении затрат и результатов реализации того или иного инновационного проекта.

Эффективность инноваций оценивается на основе следующих основных показателей:

– стоимости проекта с учетом источников его финансирования;

– уровня рентабельности капитала;

– внутренней нормы доходности;

– срока окупаемости капиталовложений. Процесс инвестирования начинается с расходования собственных или заемных средств. При этом предполагается, что в будущем доходы от реализации проекта должны превышать расходы, связанные с этим.

Финансирование инвестиционного проекта предполагает наличие собственных средств предприятия или заимствование денежных средств из внешних источников. Предполагается, что заемные средства (кредит) предоставляются с условием обязательной возвратности, причем они должны возвратиться с процентами, представляющими собой плату за пользование кредитными ресурсами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: