Монополия и ее формы

Лекция 8

План:

1. Несовершенная конкуренция: чистая монополия в коротком периоде

2. Монополия в длительном периоде

3. Монополистическая конкуренция в коротком и длительном периодах

1. Несовершенная конкуренция: чистая монополия

Современному рынку более свойственна несовершенная конкуренция. Общие признаки несовершенной конкуренции состоят в том, что отдельные компании имеют возможность контролировать цены на производимую продукцию, тормозят свободный перелив капитала из отрасли в отрасль, тем самым не допускают дополнительных производителей в свою сферу деятельности. Одним словом, не выполняется ни одно из условий свободной конкуренции. Несовершенная конкуренция чаще всего предстает в виде монополистической и олигополистической конкуренции.

а)
Одним из главных отличий монополии от совершенной конкуренции является способность воздействовать на цену продукции, при этом цена зависит от объема производимой продукции монополистом.

б)
На рис.1, а кривая спроса на продукцию монополии одновременно является кривой рыночного спроса и линией цен, т.к. монополия является единственным производителем данного вида продукции. График предстает как прямая, имеющая отрицательный наклон, т.к. отражает обратную зависимость количества продаваемой продукции и цены.

Если монополист производит Q1, то цена устанавливается на Р1, а величину суммарного дохода будет отражать прямоугольник ОР1LQ1. Если по оси абсцисс выбирать различные значения объема производства, то в зависимости от его величины будет меняться и величина цены. Их совместное действие будет оказывать влияние на величину прямоугольника, иллюстрирующего суммарный доход, изменения величины которого, представлено на рис.1, б. С увеличением объема продукции площадь прямоугольника растет, а вместе с ним растет и доход. Достигнув максимума, величина прямоугольника и, следовательно, дохода начинают теми же темпами уменьшаться. Все движение в целом образует параболическую кривую общего дохода TR.

Очевидно, что объем производства оказывает на доход двойственное влияние. С одной стороны, его рост ведет к увеличению объема продаж, а с другой – вынуждает монополию понижать цены.

В основе проявления этих зависимостей лежит тот факт, что коэффициент ценовой эластичности спроса изменяется от бесконечности у оси ординат до нуля у оси абсцисс. Между двумя этими крайними точками посредине прямой находится точка, коэффициент эластичности которой равен 1. Сообразно изменению величины эластичности спроса от одной крайней точки до другой, изменяется и общий доход, так за снижением цены на участке эластичного спроса следует его возрастание. Оно продолжается до точки, в которой эластичность равна единице и где общий доход достигает своего максимума. За ней начинается неэластичный спрос, который ведет к сокращению величины общего дохода.

Дать исчерпывающую правильную оценку изменениям в доходе можно только с помощью анализа изменений предельного дохода MR, который выражается формулой

MR = DTR /DQ или D(P·Q) /D Q.

Поскольку в этой формуле Q стремится к нулю, т.е. Q ® 0, то данную формулу можно представит как дифференциальное уравнение

MR = dTR / dQ = d(P·Q) / dQ.

После проведения дифференцирования величины общего дохода получим, что

MR = P + Q · dP / dQ.

Выражение Q · dP / dQ – величина отрицательная, т.к. кривая спроса имеет отрицательный наклон. Сложение положительной величины P и данного отрицательного выражения даст величину меньшую, чем P. В силу этого предельный доход MR < P, а отражающая его кривая будет находиться ниже кривой спроса и цены. Но обе кривые будут исходить из одной и той же точки, т.к. их величины при производстве первых единиц продукции практически одинаковы. Кривая предельного дохода пересекает отрезок ОН в точке К (рис.1, б) и делит его строго пополам, потому что эта точка соответствует единичной эластичности и в ней MR = 0. Ниже этой точки MR < 0, что означает сокращение общего дохода при увеличении объема производства. На деле это выглядит так. При росте выпуска продукции после этой точки монополист получает от каждой дополнительной единицы все меньший прирост величины общего дохода.

Таким образом, рис.1. показывает, что монополия не может устанавливать беспредельно высокую цену и сокращать производство, т.к. покупатели откажутся приобретать столь дорогой продукт. К тому же на рынке из-за небольшого объема производства может возникнуть дефицит данного вида продукта, который неизбежно будет стимулировать приток в данную отрасль новых товаропроизводителей. Поэтому монополия не может бесконечно повышать цену и снижать производство. При такой политике она очень рискует потерять монопольное положение.

 
 

Учитывая эти факторы, монополия будет искать наиболее выгодное сочетание

цены и объема на участке, где MR > 0, стремясь приблизится к точке максимума, когда MR = 0, в которой она установит максимальную цену и объем (рис. 2).

Как установлено выше, MR меньше цены (MR < P). Известно, что фирма в условиях совершенной конкуренции максимизирует свою прибыль, когда предельный доход равен предельным издержкам (MR = MC). Это условие верно и для монополии. Поэтому максимизация прибыли монополии будет происходить при условии MR = MC и MR < P. Это означает, что монополия ориентируется на цены, превышающие предельные издержки. Если монополия устанавливает объем производства Q1, то ему соответствует цена Р1. Именно такую цену покупатели согласны заплатить за данный объем продаж. На рис.2 этой цене соответствует точка L, лежащая на прямой рыночного спроса. Кривая предельных издержек MC пересекает кривую предельного дохода MR в точке N. Отрезок Q1L равен цене Р1, которая включает в себя издержки и прибыль. Графически их нетрудно отразить, проведя прямую от Q1 до пересечения с кривой средних издержек АС, получим току К. Отрезок Q1К представляет собой средние издержки на единицу продукции, а отрезок КL будет отражать среднюю прибыль, получаемую монополией в расчете на одно изделие.

Общая прибыль монополии будет равняться произведению средней прибыли на одно изделие (КL) на общий объем производства (КR), которая на рис.2 предстает как площадь прямоугольника P1LКR. Если бы данная фирма работала в условиях совершенной конкуренции, то она исходила бы из условия, что MC = P. В таком случае она выбрала бы объем производства Q2 и цену Р2. Из графика видно, что P2 < P1, Q2 > Q1. Таким образом, монополия в погоне за прибылью выбирает меньший объем производства, чем в условиях совершенной конкуренции и устанавливает на него более высокую цену.

Если монополия выпустит дополнительную единицу продукции сверх объема Q1, то покупатели готовы заплатить за нее цену, равную примерно Р1, которая графически может быть представлена как отрезок Q1L, а дополнительные издержки на нее составят Q1N. Тогда выигрыш монополии от увеличения объема производства за счет общества будет равняться длине отрезка NL. При каждой дополнительной единице выпуска продукции до объема Q2 цена постепенно будет снижаться, а издержки увеличиваться. Объем Q2 – предельный объем, до которого монополия может согласиться увеличивать производство. Чистый ущерб, наносимый монополией обществу, будет измеряться площадью фигуры NLE, а также прямоугольником P1LMP2.

 
 

Как установлено выше, MR меньше цены (MR < P). Известно, что фирма в условиях совершенной конкуренции максимизирует свою прибыль, когда предельный доход равен предельным издержкам (MR = MC). Это условие верно и для монополии. Поэтому максимизация прибыли монополии будет происходить при условии MR = MC и MR < P. Это означает, что монополия ориентируется на цены, превышающие предельные издержки.

Если монополия устанавливает объем производства Q1, то ему соответствует цена Р1. Именно такую цену покупатели согласны заплатить за данный объем продаж. На рис.3 этой цене соответствует точка L, лежащая на прямой рыночного спроса. Кривая предельных издержек MC пересекает кривую предельного дохода MR в точке N. Отрезок Q1L равен цене Р1, которая включает в себя издержки и прибыль. Графически их нетрудно отразить, проведя прямую от Q1 до пересечения с кривой средних издержек АС, получим току К. Отрезок Q1К представляет собой средние издержки на единицу продукции, а отрезок КL будет отражать среднюю прибыль, получаемую монополией в расчете на одно изделие.

Общая прибыль монополии будет равняться произведению средней прибыли на одно изделие (КL) на общий объем производства (КR), которая на рис.3 предстает как площадь прямоугольника P1LКR. Если бы данная фирма работала в условиях совершенной конкуренции, то она исходила бы из условия, что MC = P. В таком случае она выбрала бы объем производства Q2 и цену Р2. Из графика видно, что P2 < P1, Q2 > Q1. Таким образом, монополия в погоне за прибылью выбирает меньший объем производства, чем в условиях совершенной конкуренции и устанавливает на него более высокую цену.

Если монополия выпустит дополнительную единицу продукции сверх объема Q1, то покупатели готовы заплатить за нее цену, равную примерно Р1, которая графически может быть представлена как отрезок Q1L, а дополнительные издержки на нее составят Q1N. Тогда выигрыш монополии от увеличения объема производства за счет общества будет равняться длине отрезка NL. При каждой дополнительной единице выпуска продукции до объема Q2 цена постепенно будет снижаться, а издержки увеличиваться. Объем Q2 – предельный объем, до которого монополия может согласиться увеличивать производство. Чистый ущерб, наносимый монополией обществу, будет измеряться площадью фигуры NLE, а также прямоугольником P1LMP2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: