Жизненный стиль. Типы стилей. Стиль жизни (по А.Адлеру) - это тот уникальный способ, который выбирает человек для ре­ализации своих жизненных целей. Это ин­тегрированный стиль

Стиль жизни (по А.Адлеру) - это тот уникальный способ, который выбирает человек для ре­ализации своих жизненных целей. Это ин­тегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с ней. Симптом болезни или черта личности могут быть по­няты лишь в контексте стиля жизни, как своеобразное его выражение. Поэтому так актуальны сейчас слова Адлера: «Инди­видуум как целостное существо не может быть изъят из своих связей с жизнью... По этой причине экспериментальные тесты, которые имеют дело в лучшем случае с ча­стными аспектами жизни индивидуума, мало что могут сказать нам о его характере…».

Стиль жизни — это:

1) принятая человеком концепция жизни;

2) принятый им паттерн поведения.

Для жизненного стиля характерны:

— очень раннее формирование;

— ошибочность;

— устойчивость.

В рамках своего стиля жизни каждый "человек создает субъективное представле­ние о себе и мире, которое Адлер называл схемой апперцепции и которое детермини­рует его поведение. Схема апперцепции, как правило, обладает способностью само­подтверждения, или самоусиления. Напри­мер, изначальное переживание человеком страха приведет его к тому, что окружаю­щая ситуация, с которой он вступит в кон­такт, будет восприниматься им как еще более угрожающая.

Стиль жизни складывается надолго — на всю жизнь. Он вос­производится в различных ситуациях и от повторения лишь стано­вится прочнее.

Весомое влияние на формирование стиля жизни имеет порядок рождения ребенка в семье.

Все люди в своей жизни связаны троякого рода узами и по­ставлены перед тремя неизбежными проблемами:

1. Профессиональная проблема: «Как найти занятие, которое по­зволило бы нам выжить при всех ограничениях земного мира».

2. Проблема сотрудничества и дружбы: «Как найти такое по­ложение среди других людей, чтобы мы могли сотрудничать с ними и вместе с ними пользоваться преимуществами сотрудни­чества».

3. Проблема любви и супружества: «Как приспособиться к тому факту, что мы существуем в двух полах, и что продолже­ние и развитие жизни человечества зависит от нашей любовной жизни».

Существуют ли какие-то типы стилей жизни? «Мы не рассмат­риваем людей как типы, потому что у каждого человека свой, ин­дивидуальный стиль жизни...» (Аd1ег А., 1969). Выделен­ные Адлером четыре типа жизненных стилей — лишь «концепту­альное средство» для лучшего уяснения понятия.

Типы жизненного стиля по Адлеру:

1) полезный;

2) правящий;

3) избегающий;

4) получающий.

Эта классификация построена по принципу двухмерной схемы, где одно измере­ние представлено “социальным интересом”, а другие — “степенью активности”. Социальный интерес представляет собой чувство эмпатии ко всем людям; проявляет­ся он в сотрудничестве с другими скорее ради общего успеха, чем для личных выгод. В теории Адлера социальный интерес выступает основным критерием психологической зрелости; его противоположностью является эгоистический интерес. Степень активности имеет отношение к тому, как человек подходит к решению жизненных проблем. Понятие “степень активности” совпадает по значению с современными по­нятиями “возбуждение”, или “уровень энергии”. Как считал Адлер, каждый чело­век имеет определенный энергетический уровень, в границах которого он ведет на­ступление на свои жизненные проблемы. Данный уровень энергии или активности обычно устанавливается в детстве; он может варьировать у разных людей от вялости, апатичности до постоянной, неистовой активности. Степень активности играет конст­руктивную или деструктивную роль только в сочетании с социальным интересом.

Первые три адлеровских типа установок, сопутствующих стилям жизни, — это управление, получение и избегание. Для каждой из них характерна недоста­точная выраженность социального интереса, но они различаются по степени ак­тивности. У четвертого типа, социально-полезного, присутствуют и высокий соци­альный интерес, и высокая степень активности. Адлер напоминает нам, что ни одна типология, какой бы хитроумной она ни была или ни казалась, не может точно описать стремление личности к превосходству, совершенству и целостности. Тем не менее, описание этих установок, сопутствующих стилям жизни, и некото­рой степени облегчит понимание поведения человека с позиции теории Адлера.

Управляющий тип. Люди самоуверенные и напористые, с незначительным социальным интересом, если он вообще присутствует. Они активны, но не в соци­альном плане. Следовательно, их поведение не предполагает заботы о благополу­чии других. Для них характерна установка превосходства над внешним миром. Сталкиваясь с основными жизненными задачами, они решают их во враждебной, антисоциальной манере. Юные правонарушители и наркоманы — два примера людей, относящихся к управляющему типу по Адлеру.

Берущий тип (получающий). Как следует из названия, люди с подобной установкой относятся к внешнему миру паразитически и удовлетворяют большую часть своих потребностей за счет других. У них нет социального интереса. Их основная забота в жизни — получить от других как можно больше. Однако, так как они обладают низкой степе­нью активности, то маловероятно, что они причинят страдания другим.

Избегающий тип. У людей этого типа нет ни достаточного социального инте­реса, ни активности, необходимой для решения своих собственных проблем. Они больше опасаются неудачи, чем стремятся к успеху, их жизнь характеризуется социально-бесполезным поведением и бегством от решения жизненных задач. Иначе говоря, их целью является избегание всех проблем в жизни, и поэтому они уходят от всего, что предполагает возможность неудачи.

Социально-полезный тип. Этот тип человека — воплощение зрелости в си­стеме взглядов Адлера. В нем соединены высокая степень социального интереса и высокий уровень активности. Являясь социально ориентированным, такой человек проявляет истинную заботу о других и заинтересован в общении с ними. Он воспринимаеттри основные жизненные задачи — работу, дружбу и любовь — как социальные проблемы. Человек, относящийся к данному типу, осознает,чторешение этих жизненных задач требует сотрудничества, личного мужества и го­товности вносить свой вклад в благоденствие других людей.

В двухмерной теории установок, сопутствующих стилям жизни, отсутствует одна возможная комбинация: высокий социальный интерес и низкая активность. Однако невозможно иметь высокий социальный интерес и не обладать высокой активностью. Иными словами, индивидуумам, имеющим высокий социальный ин­терес, приходится делать что-то, что принесет пользу другим людям.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: