Социальный интерес как показатель психического здоровья

Согласно Адлеру, выраженность социального интереса оказывается удобным критерием оценки психического здоровья индивидуума. Он ссылался на него, как на "барометр нормальности" – показатель, который можно использовать при оценке качества жизни человека. То есть, с позиции Адлера, наши жизни ценны только в той степени, в какой мы способствуем повышению ценности жизни других людей. Нормальные, здоровые люди по-настоящему беспокоятся о других; их стремление к превосходству социально позитивно и включает в себя стремление к благополучию всех людей. Хотя они понимают, что не все в этом мире правильно устроено, они берут на себя задачу улучшения участи человечества. Короче говоря, они знают, что их собственная жизнь не представляет абсолютной ценности, пока они не посвятят ее своим современникам и даже тем, кто еще не родился.

У плохо приспособленных людей, напротив, социальный интерес выражен недостаточно. Как мы увидим далее, они эгоцентричны, борются за личное превосходство и главенство над другими, у них нет социальных целей. Каждый из них живет жизнью, имеющей лишь личное значение – они поглощены своими интересами и самозащитой.


№ 20. Основные разногласия индивидуальной психологии с классическим психоанализом З.Фрейда.

Классический психоанализ Индивидуальная психология
Физиологическое основание теории Социальная психология
Характерна абсолютизация и материализация бессознательного Бессознательное имеет одинаковую с сознанием природу, являясь лишь его частью, не подвластной пониманию и невыразимой в ясных понятиях. Сознание и бессознательное охвачены единым "жизненным стилем" и подчинены одной цели.
Редукционистский подход. Индивид разделен на “части”, которые антагонистичны друг другу, например, ид-эго-суперэго, Эрос против Танатоса, сознательное против бессознательного. Холистический подход. Личность неделима. Она представляет собой единство и все “части” (память, эмоции, поведение) находятся на службе всей личности.
Психика рассматривается как некий аппарат, структура, а между Я и ОНО существуют причинно-следственные отношения (Я - агент ОНО). Основной принцип психики - бессознательная детерминация. В психической жизни человека действуют смысловые связи. Я - первично, это фокус всей жизненной конструкции личности, стиля жизни.
Акцент на эдиповой ситуации и ее разрешении. Акцент на семейной констелляции.
Ответственность за психологическое развитие ребенка во время и после Эдипова периода лежит на отце. Мать является ключевой социализирующей фигурой в развитии ребенка. В связи с этим триединая задача матери: - развить у ребенка интерес к себе; - развить привязанность к себе, любовь к себе; -развить у ребенка возможность сотрудничества. Все эти способности развиваются благодаря доверию между матерью и ребенком в раннем детстве. Позднее мать должна способствовать тому, чтобы они были перенесены в окружающий мир.
Описание З. Фрейдом развития ребенка ретроспективно и основано не на непосредственном наблюдении детей, а на материале свободных ассоциаций взрослого. Дети исследовались непосредственно в семьях, в школах и образовательных центрах.
Является наукой об индивидууме, о единичной личности, он раскрывает человеку самого себя. Предметом изучения является интрапсихическая область. Занимается проблемами коллективного смысла, метафизического значения; выводит человека за пределы своего Я и вводит его в человечество. Человека можно понять только по поведению и взаимодействию с окружением.
Установление интрапсихической гармонии составляет идеальную цель психотерапии. “Там, где находилось ид, должно стать эго”. Развитие личности, самореализация, усиление социального интереса представляют идеальные цели для индивидуума.
Движущая сила развития - Либидо. Основными мотивами развития являются: стремление преодолеть свою беспомощность, слабость, стремление быть значимым, причастным, а также стремление к превосходству, социальный интерес.
В своей основе человек “плохой”. Цивилизация пытается его приручить, за что он платит огромную цену. Посредством терапии возможна сублимация инстинктивных требований. Человек ни “плохой”, ни “хороший”. Но как творческое, принимающее решения человеческое существо, он может выбрать быть ли ему “хорошим” или “плохим” или и тем и другим одновременно, в зависимости от его стиля жизни и от его оценки непосредственной ситуации, ее положительных исходов. Посредством терапии человек может выбрать самоактуализацию.
Человек – жертва, как своей инстинктивной жизни, так и цивилизации. Человек имеет возможность выбора, возможность формировать свою внутреннюю и внешнюю среду. Хотя он и не совершенный господин своей судьбы и не всегда может предопределить события в будущем, но он всегда имеет возможность выбора в том, как относиться к жизненным стимулам.
Люди – враги. Они наши соперники, и мы должны защитить себя от них. Теодор Райк (1948) цитирует Нестроя: “Если случай сведет двух волков вместе… ни один из них не почувствует никакого беспокойства, поскольку другой – волк; однако, два человеческих существа никогда не встретятся в лесу, чтобы при этом не пришла в голову мысль: “Этот человек может оказаться грабителем” Другие люди – наши ближние, братские человеческие существа. Мы все равноправны Люди наши соратники и сотрудники в жизни.
Психология иррационального. Концепция здравого смысла.
Невроз имеет сексуальную этиологию. Невроз – неудача в обучении, продукт искаженных восприятий.
Женщины чувствуют неполноценность из-за зависти к пенису. Женщины чувствуют неполноценность, так как недостаточно оценены в культурной среде.
Невроз - цена, которую мы платим за цивилизацию. Невроз - цена, которую мы платим за недостаток цивилизации.

Эти кратко сформулированные идеи стали фундаментом нового направления - Индивидуальная психология


21. «Толкование сновидений» - история создания и основные идеи.

«Толкование сновидений» работа изданная в 1900 году, является единственной монографией З.Фрейда и имеет неформальный статус «Библии» психоанализа.

Теория сновидений Зигмунда Фрейда представляет собой приложение идей и методов психоанализа к проблеме сновидения. Фундаментальная для этой теории идея о том, что сновидение представляет собой код, шифр, в виде которого находят своё удовлетворение скрытые желания, пришла к Фрейду вечером в четверг, 24 июля 1895 года, в северо-восточном углу террасы одного венского ресторана. Фрейд придавал своему открытию исключительное значение. Он в шутку говорил потом, что на этом месте следовало бы прибить табличку: «Здесь доктором Фрейдом была раскрыта тайна сновидений»

Впервые "Толкование сновидений" было опубликовано в 1900 г. Предисловия 3. Фрейда к первым шести изданиям книги позволяют проследить путь развития и распространения психоанализа. Для нас важно, что к моменту первого издания разработка теории сновидений была практически завершена. В последующем Фрейд внес ряд поправок и уточнений. Начиная с четвертого издания, Фрейду в работе помогает один из его ближайших учеников - Отто Ранк, который дополняет список литературы, составляет примечания, а также прилагает к шестой главе книги Фрейда две собственные статьи. Однако все эти уточнения и дополнения не принципиальны. К проблеме сновидений Фрейд возвращается неоднократно, но в большинстве случаев это упрощенное, популярное изложение его взглядов: третья лекция в "Пяти лекциях об истории психоанализа" (в 1989 г. они опубликованы под названием "О психоанализе", ранее включались в "Хрестоматию по истории зарубежной психологии"), небольшая работа "О сновидении" ("Психология сна") и, наконец, пятая - пятнадцатая лекции во "Введении в психоанализ".

Сновидение — это искажённый заместитель чего-то другого, бессознательного; кроме явного сновидения существует бессознательное скрытое сновидение, которое и проявляется в сознании в виде явного сновидения. Содержание бессознательного — вытесненные желания.

Скрытое сновидение:

– одна часть –это дневные впечатления (воспринимаемые образы, обдумываемые мысли, переживания), которые человек днём, в бодрствующем состоянии, полностью осознаёт когда они актуально переживаются (сознательное) или актуально не осознаёт, но может свободно вспомнить (предсознательное). Остатки, обрывки этих дневных впечатлений проявляются в сновидении.

– другая часть – находится в бессознательном. Из бессознательного в сновидения приходят только скрытые желания. Днём эти желания вытесняются, не допускаются в сознание особой инстанцией (цензура сновидения, или — в терминах более поздней модели Фрейда — Сверх-Я). Ночью же, когда человек неподвижен и физически не способен осуществить вытесняемые желания, деятельность цензуры ослабевает, что позволяет сэкономить психическую энергию, затрачиваемую на вытеснение; бессознательные желания же получают лазейку, через которую могут проникнуть в сознание, то есть в сновидение.

Бессознательные, вытесненные желания — это желания, неприемлемые «в этическом, эстетическом, социальном отношении». Это:

сексуальные желания

агрессивные жедания

Бессознательные желания, облачаясь во фрагменты дневных впечатлений, используя их как материал, появляются в сновидении. Именно бессознательное желание является активной, движущей силой скрытого сновидения, проталкивающей его в явное сновидение; оно «отдаёт психическую энергию для образования сновидения»; оно — «собственно, создатель сновидения».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: