Производственная программа разрабатывается в натуральных и стоимостных показателях. Примерная форма производственной программы приведена в табл. 8.
Таблица 8 - Примерная форма производственной программы
| Продукция | План | Факт | |||||
| количество, шт. | цена, руб./шт. | всего, руб. | количество, шт. | цена, руб./шт. | всего в фактических ценах, руб. | всего в плановых ценах, руб. | |
| 1. | |||||||
| 2. | |||||||
| … | |||||||
| Итого |
По результатам выполнения производственной программы рассчитываются следующие показатели:
1) процент выполнения плана товарной (или валовой) продукции:
, (6)
или
, (7)
где ТПфакт. (ВПфакт.) - фактический объем соответственно товарной или валовой продукции, руб.;
ТПпл. (ВПпл.) - плановый объем соответственно товарной или валовой продукции, руб.
Данный показатель учитывает в том числе изменение цен на продукцию, чтобы исключить влияние ценового фактора фактическое значение товарной (или валовой) продукции следует брать в плановых ценах или в сопоставимых ценах;
2) процент выполнения плана по ассортименту. При определении процента выполнения плана по ассортименту по каждой ассортиментной позиции в числителе берется минимальное значение из двух: либо фактическое значение товарной (или валовой) продукции (если план не выполнен), либо их плановое значение (если план перевыполнен):
. (8)
Рассмотрим расчет этих показателей на примере. Плановые и фактические показатели выпуска продукции в табл. 9.
Таблица 9 - Исходные данные для расчета выполнения плана
| Продукция | План | Факт | Значения для расчета выполнения плана по ассортименту | |||||||
| количество, шт. | цена, руб./шт. | всего, тыс. руб. | количество, шт. | цена, руб./шт. | всего в фактических ценах, руб. | всего в плановых ценах, руб. | количество, шт. | цена по плану, руб./шт. | всего в плановых ценах, руб. | |
| 1. Изделие А | ||||||||||
| 2. Изделие Б | ||||||||||
| 3. Изделие В | ||||||||||
| Итого | - | - | - | - | - | - |
Без учета изменения цен предприятие перевыполнило план на 0,5%:
,
но с учетом того, что в отчетном периоде имел место рост цен, фактическое выполнение плана составило 94,8% (то есть план не выполнен):
.
План по ассортименту выполнен только на 90,4%:

На большинстве предприятий выполнение и перевыполнение плана является основой для премиальных выплат. Но следует помнить, что факт выполнения плана по производству продукции не гарантирует ее реализацию, а именно реализация продукции гарантирует возмещение всех затрат и получение прибыли.






