double arrow

Внешняя среда организации. Основные законодательные акты, регламентирующие правовое положение предприятий различных организационно-правовых форм

Основные законодательные акты, регламентирующие правовое положение предприятий различных организационно-правовых форм

1. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть первая: от 30.11.1994 №51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 26.06.2007)

2. О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный Закон от 14.06.1995 №88-ФЗ (ред. от 02.02.2006) (принят ГД ФС РФ 12.05.1995)

3. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях: Федеральный Закон от 14.11.2002 №161-ФЗ (ред. от 08.12.2003) (принят ГД ФС РФ 11.10.2002)

4. О кредитных потребительских кооперативах граждан: Федеральный Закон от 07.08.2001 №117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 11.07.2001)

5. О производственных кооперативах: Федеральный Закон от 08.05.1996 №41-ФЗ (ред. от 21.03.2002) (принят ГД ФС РФ 10.04.1996)

6. О свободе совести и о религиозных объединениях: Федеральный Закон от 26.09.1997 №125-ФЗ (ред. от 29.06.2004) (принят ГД ФС РФ 19.09.1997)

7. О сельскохозяйственной кооперации: Федеральный Закон от 08.12.1995 №193-ФЗ (ред. от 11.06.2003) (принят ГД ФС РФ 15.11.1995)

8. О собственности в РСФСР: Закон РСФСР от 24.12.1990 №443-1 (ред. от 24.06.1992, с изм. от 01.07.1994) - утратил силу

9. Об акционерных обществах: Федеральный Закон от 26.12.1995 №208‑ФЗ (ред. от 05.01.2006) (принят ГД ФС РФ 24.11.1995)

10. Об обществах с ограниченной ответственностью: Федеральный Закон от 08.02.1998 №14-ФЗ (ред. от 29.12.2004) (принят ГД ФС РФ 14.01.1998)

11. Об общественных объединениях: Федеральный Закон от 19.05.1995 №82-ФЗ (ред. от 02.02.2006) (принят ГД ФС РФ 14.04.1995) (с изм. и доп., вступающими в силу с 18.04.2006)

12. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг: ОК 004-93 (ред. от 01.02.2002) (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 06.08.1993 №17) (Часть III разделы D (коды 3510000 - 3720000), E - Q, часть IV)

13. О принятии и введении в действие ОКВЭД (вместе с "Общероссийским классификатором видов экономической деятельности" ОК 029-2001): Постановление Госстандарта РФ от 06.11.2001 №454-ст (КДЕС Ред. 1)) (дата введения 01.01.2003)

В курсе «Экономика предприятия» в первую очередь рассматриваются внутренние экономические процессы, но стабильность положения организации на рынке, стабильность объемов продаж и, как следствие, стабильность получения прибыли зависит в первую очередь от внешней среды. Кроме того, внешняя среда - это источник различного рода ресурсов, необходимых для существования организации. Внешняя среда - это «окружение, которое, не являясь частью организации, способно оказывать на нее воздействие», это «все то, что находится за пределами организации и определяет ее деятельность» [29, с. 79‑80]. Можно давать разные определения, но в любом случае важно знать, что внешняя среда оказывает влияние на организацию, на ее положение на рынке и поэтому фирма должна учитывать влияние внешней среды в своей деятельности.

Внешнюю среду принято классифицировать по нескольким признакам:

1) по способу воздействия на организацию принято делить на:

­ среду прямого воздействия;

­ среду косвенного воздействия;

2) по возможности контроля различают:

­ контролируемые факторы внешней среды;

­ неконтролируемые факторы внешней среды;

3) по возможности регулирования выделяют:

- регулируемые факторы;

- нерегулируемые факторы.

К среде прямого воздействия относятся факторы, которые оказывают непосредственное влияние на хозяйственную деятельность организации, но и сама организация может каким-либо образом повлиять на эти факторы. Очень часто данную среду называют микросредой, которая представляет собой совокупность субъектов и сил объективного и субъективного характера, оказывающих влияние на организацию из вне, на ее возможности по привлечению и удержанию покупателей, но и сама организация имеет возможность оказывать на них влияние [26]. К факторам прямого воздействия относятся:

- поставщики;

- посредники (торговые, финансовые, по оказанию маркетинговых услуг и др.);

- покупатели;

- конкуренты;

- различные учреждения государственного регулирования;

- профсоюзы и пр.

С данными «факторами» (поставщиками, потребителями, конкурентами и т.п.) предприятие вступает в непосредственные взаимоотношения, в том числе «заключает» с ними различного рода договоры (договор поставки сырья и материалов с поставщиками; договор купли-продажи с покупателями продукции или торговыми посредниками; в заключении коллективного договора между работодателем и трудовым коллективом предприятия всегда участвуют представители профсоюзов; различные органы государственного регулирования контролируют различные аспекты деятельности предприятия, в том числе через процедуры лицензирования, сертификации продукции, проверки пожарной безопасности и т.п.). Поэтому очень часто среду прямого воздействия называют деловым окружением организации.

Следует отметить, что важным элементом данной среды являются конкуренты - с конкурентами организация вступает в соперничество, в первую очередь, за потребителей. Для стабильного положения на рынке организация должна стремиться удовлетворять потребности потребителей более эффективно, чем это делают конкуренты, в противном случае она разорится и просто уйдет с рынка. Кроме того, конкуренты составляют организации конкуренцию и на рынке ресурсов.

К среде косвенного воздействия относятся такие факторы, которые не оказывают непосредственного влияния на деятельность организации, но тем не менее отражаются на ее результатах. В маркетинге данную среду называют макросредой, которая представляет собой совокупность субъектов и сил объективного и субъективного характера, оказывающих влияние на организацию из вне, на ее возможности по привлечению и удержание покупателей, но сама организация, не имея возможность оказывать на них влияние, может только «приспособиться» к действию макросреды [26]. К факторам косвенного воздействия традиционно относятся:

- демографические факторы;

- политические факторы;

- экономические факторы;

- природная среда;

- технология и научно-техническая среда;

- культурные факторы и др.

Контролируемые и неконтролируемые факторы. Контролируемые факторы - это такие факторы, которые организация имеет возможность контролировать и учитывать организацией в своей деятельности. Неконтролируемые факторы организация не имеет возможности контролировать. Естественно, что чем больше у организации неконтролируемых факторов, тем выше риски предпринимательской деятельности.

Регулируемые и нерегулируемые факторы. Регулируемые факторы внешней среды - это те факторы, которые организация одновременно может и контролировать, и каким-либо образом влиять на них. Соответственно, нерегулируемые факторы могут быть и контролируемыми и неконтролируемыми, но на них организация повлиять никак не может.

Рассмотрим несколько примеров:

- поставщики - это элемент среды прямого воздействия (микросреды). В целях контроля данного фактора организация может вести учет возможных поставщиков, отслеживать динамику цен, условия продажи и т.п. То есть данный фактор является контролируемым. возможность регулирования данного фактора может заключаться в следующем: например, закупка сырья и материалов более крупными партиями, что дает возможность получить большую скидку; изменений сроков поставки; изменение условий оплаты на более выгодные для организации, например, снизить процент предоплаты; замена поставщика и т.п. То есть данный фактор является и регулируемым;

- профсоюзы - данный фактор также относится к среде прямого воздействия, но для организации данный фактор является неконтролируемым и нерегулируемым;

- налоговое законодательство - элемент политической среды. Это фактор макросреды, но на предприятие он оказывает прямое влияние. Сам фактор является частично контролируемым в том смысле, что организация имеет полную информацию о налоговом законодательстве в текущий момент, но чаще всего не имеет возможности прогнозировать, как изменится данный фактор в будущем. Естественно, что изменить налоговое законодательство организация не в состоянии, поэтому фактор является нерегулируемым и др.

На практике большинство предприятий уделяют основное внимание факторам прямого воздействия как наиболее важным. Перечень конкретных факторов, которые организация должна учитывать в своей деятельности, зависит от целей и сферы ее деятельности. Более подробно вопрос исследования и оценки факторов внешней среды рассматривается в курсе «Маркетинг».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: