Производственная программа

Объемные показатели деятельности организации

Основной целью любой коммерческой организации является получение прибыли. Поэтому прибыль является одним из основных финансовых показателей деятельности, но величина прибыли зависит от объемов продаж и уровня затрат. Сущность, порядок расчета и виды прибыли подробно рассматриваются в главе 11. Для характеристики производственных результатов деятельности организации используются показатели, рассмотренные ниже.

Основные объемные показатели деятельности организации отражаются в производственной программе. Наряду с понятием производственная программа используются понятия «план производства», «плановый объем производства» и др. Производственная программа - это подробный план производства продукции, который отражает объем, номенклатуру, ассортимент и качество продукции [27, с. 47]. Производственная программа - это развернутый план предприятия в целом и его производственных подразделений по объему, номенклатуре, ассортименту, качеству и срокам производства [32, с. 127]. Таким образом, производственная программа разрабатывается:

1) в целом по предприятию и в разрезе отдельных структурных подразделений (производств, цехов, участков);

2) по всей номенклатуре и ассортименту выпускаемой продукции;

3) по объемным показателям;

4) по срокам.

Этапы разработки производственной программы приведены на рис. 2.

 
 


Основной разработки производственной программы является формирование портфеля заказов и разработка плана продаж. Портфель заказов отражает наличие заказов от покупателей на начало планируемого периода. План продаж может быть скорректирован с учетом прогноза объемов продаж, который отражает возможность появления новых покупателей и зависит от работы отдела сбыта и отдела маркетинга. Далее при разработке производственной программы учитывается наличие фактических остатков готовой продукции на начало планируемого периода, планируемые остатки готовой продукции на конец периода, а также ограничения по производственным мощностям предприятия.

Основными показателями производственной программы являются номенклатура, ассортимент и объем.

Номенклатура продукции - это укрупненный перечень наименований продукции, выпускаемой предприятием (условно это все товарные группы, выпускаемые предприятием). Ассортимент продукции - это полный и подробный перечень всех видов продукции, выпускаемых предприятием (то есть это все модификации товара, входящего в одну товарную группу), при этом каждая ассортиментная единица отличается характерными отличительными признаками и определенными качественными показателями.

И номенклатура, и ассортимент продукции планируются в натуральных и стоимостных показателях (в объемных показателях), а в отдельных случаях, и в трудовых показателях. Характер натуральных показателей зависит от особенностей выпускаемой продукции, например, в электроэнергетике - это киловатт-час, в ювелирной промышленности - караты. В ряде случаев используются двойные показатели, например:

- производство стальных труб оценивается в тоннах и метрах;

- производство тканей - в погонных и квадратных метрах;

- производство тракторов - в единицах (штуках) и суммарной мощности двигателей и др.

Также могут использоваться условно-натуральные показатели - в тех случаях, когда одинаковые по назначению виды продукции имеют разные потребительские характеристики. Например, кирпич может иметь разные габаритные размеры, может быть изготовлен из разных материалов, поэтому производство кирпича может планироваться в миллионах штук условного кирпича.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: