Ценовая эластичность предложения

Предложение, как и спрос, может быть охарактеризовано с использованием понятия «эластичность».

Эластичность предложения – это степень изменения объема предложения товаров в зависимости от изменения цены.

Коэффициент эластичности предложения определяется как отношение процента изменения объема предложения к росту или снижению цен (в процентах) по формуле:

Процент изменения предложения ∆Qs / Qs

Es = ─────────────────────── = ──────

Процент изменения цены ∆P / P

Эластичность предложения, как и эластичность спроса, может колебаться в пределах от ∞ до 0.

Если 0 ≤ Es < 1, то предложение неэластичное.

Когда Es = 1, то имеет место единичная эластичность предложения.

Если 1 < Es ≤ ∞, то предложение является эластичным.

Более того, когда Es = 0, то предложение является абсолютно неэластичным, так как товар поставляется на рынок в точно определенном количестве, независимо от его цены.

В случае, когда малейшее увеличение цены приводит к громадному росту объема предлагаемого товара, а малейшее снижение цены – к падению предложения до 0, имеет место абсолютная эластичность предложения.

Теперь покажем графическое изображение видов эластичности предложения.

Рис.4. Виды эластичности предложения: S1 – абсолютная неэластичность предложения; S2 – единичная эластичность предложения; S3 – абсолютная эластичность предложения.

Факторы, влияющие на эластичность предложения:

1. Мобильность экономических ресурсов: чем быстрее может производитель организовать дополнительные поставки товара на рынок, тем эластичнее его предложение. Отсюда следует: эластичность предложения по цене увеличивается на долгосрочных временных интервалах.

2. Время. Важным фактором, влияющим на эластичность предложения. Является время. Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются три временных периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный. Дадим им определения.

Под краткосрочным периодом понимается период, слишком короткий для осуществления фирмой каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции. Предложение в этом периоде является неэластичным. Мгновенное изменение спроса – предложение неэластично.

Среднесрочный период достаточен для расширения или сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но не достаточен для введения новых мощностей. Эластичность предложения в этом случае, повышается. Относительно меньшее изменение цены, чем в краткосрочном периоде. Производственные мощности производителей и всей отрасли остаются неизменными.

Долгосрочный период предполагает расширение или сокращение фирмой своих производственных мощностей, а также приток новых фирм в отрасль в случае расширения спроса или уход при условии сокращении спроса на данную продукцию. Эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях.

3. Структура издержек. Эластичность предложения также зависит от структуры издержек на разных предприятиях.

4. Степень загрузки производственных мощностей,

5. Наличие свободной рабочей силы.

6. Быстрота перелива капитала из одной отрасли в другую.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow