Теории потребительского поведения. Кривые безразличия

Поведение потребителя следует рассматривать поэтапно. Пер­вый заключается в изучении предпочтений потребителя, выработке критериев, по которым он может предпочесть один товар другому. На втором этапе необходимо учесть, что каждый потребитель рас­полагает определенным доходом, т.е. его бюджет ограничен. И, на­конец, на третьем этапе, совместив желания и возможности потре­бителя, мы раскроем механизм потребительского выбора.

Необходимо представить модель ситуации выбора:

1)предполагается, что есть из чего выбирать;

2)из множества вариантов надо выбрать один, отвергнув остальные;

3)мы можем сравнивать блага, а также знаем, что большее количество товара предпочтительнее меньшего.

Кривые безразличия представляют собой совокупность по­требительских наборов, которые обеспечивают одинаковый уро­вень удовлетворения потребностей, т.е. потребитель безразли­чен к выбору наборов, представленных точками на кривой. Кривая безразличия – это множество точек, каждая из которых представляет собой набор из двух товаров, что потребителю безразлично, какой из этих наборов выбрать, поскольку их полезность одинакова.

x

В любой точке кривой потребитель получает одинаковую по­лезность - потребностей. Чем дальше находится кривая безразличия, тем выше степень

поэтому кривая и называется - кривая безразличия.

Для описания предпочтений человека по всем наборам двух товаров, изображают карту кривых безразличия для разных уровней удовлетворения удовлетворения по­требностей. Карта кривых безразличия позволяет показать на одном графике взаимосвязь трех переменных: уровень полез­ности, количество товара X и количество товара У.

Свойства кривых безразличия:

Кривая безразличия имеет отрицательный наклон.

Кривые безразличия не могут пересекаться.

Кривая безразличия выпукла к началу координат.

Кривая безразличия может быть проведена через каждую точку в пространстве.

Кривая безразличия воплощает в себе «субъективную» ин­формацию о предпочтениях товару X или У.

Бюджетное ограничение

Рассматривая кривые безразличия, мы обращаемся к жела­ниям потребителей. Но в реальной жизни человек ограничен размерами своего дохода, а рынок устанавливает цены на те или иные товары. Каковы же возможности покупателя?

Если I - доход потребителя, Qx, Qy - количество благ X и У, то: I = Qx Рх + Qy Ру

Предположим, I = 12 руб., Рх = Зруб., Ру = 4 руб.

Бюджетная линия показывает различные комбинации про­дуктов, которые могут быть приобретены при фиксированном доходе. Точка на линии бюджетного ограничения показывает, что при заданном доходе потребитель может приобрести опреде­ленное количество товара X и определенное количество товара У.

Факторы, влияющие на бюджетное ограниченние:

Если изменится цена на один из товаров линия бюджетного ограничения изменит угол своего наклона.

x

а б

а) Цена товара У возросла, потребитель может приобрести меньше товара У

б) Цена товара У уменьшилась, и покупатель может приоб­рести больше данного товара.

Кривые безразличия отражают субъективные желания или предпочтения потребителей. Линия бюджетного ограничения - объективные возможности.

Потребитель стремится максимизировать получаемую по­лезность. Следовательно, потребитель будет находиться в равновесии в точке касания кривой безразличия и линии бюд­жетного ограничения.

Конкуренция и монополия


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: