Эластичность спроса по цене. Спрос на товары по-разному реагирует на изменение их цен, доходов потребителей и цен других товаров

Понятие эластичности

Спрос на товары по-разному реагирует на изменение их цен, доходов потребителей и цен других товаров.

Эластичность одно из самых важных понятий мировой экономической науки и представляет собой выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной.

Понятие эластичности имеет важное значение для товаропроизводителей, так как дает ответ на главный вопрос о том, на какую величину изменяется объем спроса или предложения при изменении цены. Обычно товаропроизводители полагают, что повышая цену на свою продукцию, можно увеличить выручку от реализации. Однако в действительности может и по другому. Возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а наоборот, к снижению выручки в силу сокращения объема спроса и соответственно уменьшению сбыта.

Эластичность спроса по цене – это степень воздействия изменения цены на изменение количества продукции, на которое предъявлен спрос.

Ед = Процентное изменение объема покупок

Процентное изменение цены товара

В зависимости от величины эластичности спроса по цене различают неэластичный спрос (Ед < 1), единичную эластич­ность (Ед = 1) и эластичный спрос (Ед >1). В случае абсолютной неэластичности (Ед = 0), кривая спроса представляет собой вертикальную прямую линию, в случае абсолютной эластично­сти (Ед = &) она горизонтальна. К товарам неэластичного спроса относятся товары первой не­обходимости. Ведь при росте цен на необходимые товары, спрос на товары если и сокращается, то ненамного. К товарам эластич­ного спроса относят товары длительного пользования и предме­ты роскоши. При росте их цены покупатели в значительной степе­ни реагируют на удорожание и сокращают число покупок.

 
 
P


D1 - абсолютно неэластичный спрос Ed = О (при любом изменении цены спрос остается постоянным)
D2 - неэластичный спрос Ed от 0 до 1 (когда общая выручка при снижении цены падает)

D3 - единичная эластичность Ed = 1 (когда общая выручка при снижении цены остается постоянной)
D4 - эластичный спрос Ed от 1 до бесконечности (когда общая выручка от продажи продукции по сниженным ценам возрастает)

D5 - абсолютно эластичный спрос Ed = бесконечности (когда сколь угодное мелкое изменение цены приводит к падению спроса до нуля или к росту спроса до бесконечности)

Эластичность спроса по цене всегда отрицательна (цена растет - количество покупок уменьшается), но знак минуса ча­ще всего не ставится.

Что означает коэффициент эластичности? Напр., Ед = 2: при росте цены на 1% величина спроса сократится на 2%.

Если Ед=1, то при однопроцентном изменении цены на 1% в противоположную сторону сокращается потребление. Абсолютно эластичный и абсолютно неэластичный спрос встречаются очень редко. Как пример абсолютно неэластично­го спроса обычно приводят пример такого товара, как лекарст­ва (инсулин при диабете).

Эластичность предложения (Es)

Понятие эластичности применяется и при определении ре­акции производителей на изменение цен.

Эластичность предложения – это степень изменения количества предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменение их цены. Эластичность предложения зависит от способности товара к длительному хранению, возможности расширения производства товаров, времени.

Эластичность пред­ложения товара определяется как отношение процентного из­менения величины предлагаемого товара к процентному изменению цены этого товара.

Es = Процентное изменение объема предложения товара Процентное изменение цены товара

S 1 - абс. неэластичное предложение Es = О

S 2 - неэластичное предложение Es от 0 до 1

S 3 - эластичное предложение Es больше 1

S 4 - абс. эластичное предложение Es = бесконечности

Перекрестная эластичность спроса

Перекрестная эластичность спроса по цене характеризует относительное изменение объема спроса на один товар при изменении цены другого

товара. Коэффициент перекрестной эластичности спроса эластичности вычисляется по формуле:

Коэффициент перекрестной эластичности спроса может иметь положительное, отрицательное и нулевое значение.

1. Взаимозаменяемые товары имеют коэффициент перекрестной эластичности > 0. Так как товар А заменяет товар Б, то повышение цены на товар Б повышает спрос на товар А.

2. Взаимодополняемые товары имеют коэффициент перекрестной эластичности < 0. Так например с повышением цен на автомобили спрос на бензин, на солярку изменится.

3. Независимые товары имеют коэффициент перекрестной эластичности = 0. Речь идёт о том, что изменение цены на один товар никак не скажется на спросе на другой товар.

Эластичность спроса по доходу – характеризует чувствительность спроса потребителей при изменении их дохода. Коэффициент эластичности спроса по доходу показывает, насколько процентов изменяется спрос на продукцию при изменении дохода покупателя на 1 %.

Концепция полезности

Полезность - способность удовлетворять какую-либо по­требность человека. Полезность не является объективным свойством товара, а выражает субъективное отношение людей к тем или иным благам. Поэтому полезность одного и того же товара для разных людей может быть различной.

Предельная полезность - полезность, получаемая в ре­зультате потребления последней (еще одной) единицы товара. За относительно короткий промежуток времени (в течение кото­рого вкусы потребителя не изменятся) предельная полезность каждой последующей единицы товара будет падать. Это объяс­няется тем, что потребитель будет постепенно удовлетворяться в этом конкретном продукте. Падение предельной полезности по мере потребления потребителем дополнительных единиц блага известно как закон убывающей предельной полезности. Ког­да предельная полезность, получаемая в расчете на каждую де­нежную единицу стоимости одного товара, становится равной предельной полезности, получаемой в расчете на каждую денеж­ную единицу стоимости другого товара, достигается потреби­тельское равновесие. Иначе: отношение предельной полезности блага к его цене должно быть одинаковым для всех благ:

Предельная полезность X Предельная полезность У

------------------------------------- = -----------------------------------

Цена блага X Цена блага У

Преобразуем данное равенство:

Предельная полезность блага X Цена блага X

------------------------------------------- = -------------------------

Предельная полезность блага У Цена блага У

Левая часть данного равенства - субъективная оценка, пра­вая часть - объективная реальность рынка.

Предпочтения людей - это оценка потребителями това­ров и услуг независимо от цен и доходов.

Ассортиментные наборы Количество видов продуктов питания Количество видов одежды
А    
В   5,5
С    

Теория поведения потребителей включает три основных предположения, касающихся предпочтения потребителем определенного набора благ по отношению к другому.

Первое предположение - предпочтений уже сформирова­лись и потребители способны ранжировать альтернативные наборы. Т.е. потребители могут сравнивать и классифициро­вать все альтернативные наборы. Но эти предпочтения игнорируют стоимость. Так, потребитель может предпочитать биф­штекс гамбургеру, но купит гамбургер - он дешевле.

Второе предположение - предпочтения транзитивны. т.е. если потребитель предпочитает набор А набору В, а набор В набору С, то он предпочтет также набор А набору С. Это гаран­тирует рациональность предпочтений.

Третье предположение - все товары желательны и потребите­ли всегда предпочитают большее количество любого товара мень­шему: при прочих равных условиях 2 кг винограда лучше, чем 1 кг.

Эти предположения не объясняют потребительских пред­почтений - они лишь описывают их. Однако возможно богатое разнообразие таких описаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: