Понятие эластичности
Спрос на товары по-разному реагирует на изменение их цен, доходов потребителей и цен других товаров.
Эластичность одно из самых важных понятий мировой экономической науки и представляет собой выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной.
Понятие эластичности имеет важное значение для товаропроизводителей, так как дает ответ на главный вопрос о том, на какую величину изменяется объем спроса или предложения при изменении цены. Обычно товаропроизводители полагают, что повышая цену на свою продукцию, можно увеличить выручку от реализации. Однако в действительности может и по другому. Возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а наоборот, к снижению выручки в силу сокращения объема спроса и соответственно уменьшению сбыта.
Эластичность спроса по цене – это степень воздействия изменения цены на изменение количества продукции, на которое предъявлен спрос.
Ед = Процентное изменение объема покупок
|
|
Процентное изменение цены товара
В зависимости от величины эластичности спроса по цене различают неэластичный спрос (Ед < 1), единичную эластичность (Ед = 1) и эластичный спрос (Ед >1). В случае абсолютной неэластичности (Ед = 0), кривая спроса представляет собой вертикальную прямую линию, в случае абсолютной эластичности (Ед = &) она горизонтальна. К товарам неэластичного спроса относятся товары первой необходимости. Ведь при росте цен на необходимые товары, спрос на товары если и сокращается, то ненамного. К товарам эластичного спроса относят товары длительного пользования и предметы роскоши. При росте их цены покупатели в значительной степени реагируют на удорожание и сокращают число покупок.
|
D1 - абсолютно неэластичный спрос Ed = О (при любом изменении цены спрос остается постоянным)
D2 - неэластичный спрос Ed от 0 до 1 (когда общая выручка при снижении цены падает)
D3 - единичная эластичность Ed = 1 (когда общая выручка при снижении цены остается постоянной)
D4 - эластичный спрос Ed от 1 до бесконечности (когда общая выручка от продажи продукции по сниженным ценам возрастает)
D5 - абсолютно эластичный спрос Ed = бесконечности (когда сколь угодное мелкое изменение цены приводит к падению спроса до нуля или к росту спроса до бесконечности)
Эластичность спроса по цене всегда отрицательна (цена растет - количество покупок уменьшается), но знак минуса чаще всего не ставится.
Что означает коэффициент эластичности? Напр., Ед = 2: при росте цены на 1% величина спроса сократится на 2%.
Если Ед=1, то при однопроцентном изменении цены на 1% в противоположную сторону сокращается потребление. Абсолютно эластичный и абсолютно неэластичный спрос встречаются очень редко. Как пример абсолютно неэластичного спроса обычно приводят пример такого товара, как лекарства (инсулин при диабете).
|
|
Эластичность предложения (Es)
Понятие эластичности применяется и при определении реакции производителей на изменение цен.
Эластичность предложения – это степень изменения количества предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменение их цены. Эластичность предложения зависит от способности товара к длительному хранению, возможности расширения производства товаров, времени.
Эластичность предложения товара определяется как отношение процентного изменения величины предлагаемого товара к процентному изменению цены этого товара.
Es = Процентное изменение объема предложения товара Процентное изменение цены товара
S 1 - абс. неэластичное предложение Es = О
S 2 - неэластичное предложение Es от 0 до 1
S 3 - эластичное предложение Es больше 1
S 4 - абс. эластичное предложение Es = бесконечности
Перекрестная эластичность спроса
Перекрестная эластичность спроса по цене характеризует относительное изменение объема спроса на один товар при изменении цены другого
товара. Коэффициент перекрестной эластичности спроса эластичности вычисляется по формуле:
Коэффициент перекрестной эластичности спроса может иметь положительное, отрицательное и нулевое значение.
1. Взаимозаменяемые товары имеют коэффициент перекрестной эластичности > 0. Так как товар А заменяет товар Б, то повышение цены на товар Б повышает спрос на товар А.
2. Взаимодополняемые товары имеют коэффициент перекрестной эластичности < 0. Так например с повышением цен на автомобили спрос на бензин, на солярку изменится.
3. Независимые товары имеют коэффициент перекрестной эластичности = 0. Речь идёт о том, что изменение цены на один товар никак не скажется на спросе на другой товар.
Эластичность спроса по доходу – характеризует чувствительность спроса потребителей при изменении их дохода. Коэффициент эластичности спроса по доходу показывает, насколько процентов изменяется спрос на продукцию при изменении дохода покупателя на 1 %.
Концепция полезности
Полезность - способность удовлетворять какую-либо потребность человека. Полезность не является объективным свойством товара, а выражает субъективное отношение людей к тем или иным благам. Поэтому полезность одного и того же товара для разных людей может быть различной.
Предельная полезность - полезность, получаемая в результате потребления последней (еще одной) единицы товара. За относительно короткий промежуток времени (в течение которого вкусы потребителя не изменятся) предельная полезность каждой последующей единицы товара будет падать. Это объясняется тем, что потребитель будет постепенно удовлетворяться в этом конкретном продукте. Падение предельной полезности по мере потребления потребителем дополнительных единиц блага известно как закон убывающей предельной полезности. Когда предельная полезность, получаемая в расчете на каждую денежную единицу стоимости одного товара, становится равной предельной полезности, получаемой в расчете на каждую денежную единицу стоимости другого товара, достигается потребительское равновесие. Иначе: отношение предельной полезности блага к его цене должно быть одинаковым для всех благ:
Предельная полезность X Предельная полезность У
------------------------------------- = -----------------------------------
Цена блага X Цена блага У
Преобразуем данное равенство:
Предельная полезность блага X Цена блага X
------------------------------------------- = -------------------------
|
|
Предельная полезность блага У Цена блага У
Левая часть данного равенства - субъективная оценка, правая часть - объективная реальность рынка.
Предпочтения людей - это оценка потребителями товаров и услуг независимо от цен и доходов.
Ассортиментные наборы | Количество видов продуктов питания | Количество видов одежды |
А | ||
В | 5,5 | |
С |
Теория поведения потребителей включает три основных предположения, касающихся предпочтения потребителем определенного набора благ по отношению к другому.
Первое предположение - предпочтений уже сформировались и потребители способны ранжировать альтернативные наборы. Т.е. потребители могут сравнивать и классифицировать все альтернативные наборы. Но эти предпочтения игнорируют стоимость. Так, потребитель может предпочитать бифштекс гамбургеру, но купит гамбургер - он дешевле.
Второе предположение - предпочтения транзитивны. т.е. если потребитель предпочитает набор А набору В, а набор В набору С, то он предпочтет также набор А набору С. Это гарантирует рациональность предпочтений.
Третье предположение - все товары желательны и потребители всегда предпочитают большее количество любого товара меньшему: при прочих равных условиях 2 кг винограда лучше, чем 1 кг.
Эти предположения не объясняют потребительских предпочтений - они лишь описывают их. Однако возможно богатое разнообразие таких описаний.