Двусторонняя монополия

Дуополия.

Монопсония.

Когда на рынке имеется только один покупатель. Монопольная власть покупателя ведёт к тому, что он является создателем цены.

Рыночная структура, в которой действует только две фирмы.

Рынок на котором одному покупателю, не имеющему конкурентов, противостоит один продавец – монополист.

Двойственная роль монополии. С одной стороны, дифференцируя цены, фирмы увеличивают свои прибыли за счет покупателей. С другой стороны, продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать господствующее положение на рынке. Монополизация воздействует на повышение эффективности производства; только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения исследований и разработок.

Ценовая дискриминация

Иногда монополия, используя свое исключительно рыночное положение, может продавать один и тот же товар на разных рынках по разным ценам. Это ни в коей мере не связано с диф­ференциацией цен а зависимости от качества товаров и услуг, а также с различиями в издержках. Практика применения раз­личных цен применительно к одному и тому же товару со сторо­ны фирмы называется ценовой дискриминацией. Применение таких цен не только возможно в силу обособления рынков друг от друга географически или тарифными барьерами, но и ста­новится возможным вследствие разной реакции спроса на из­менение цены (эластичности спроса) на этих обособленных рынках, а следовательно, готовности отдельных потребителей: приобрести необходимое количество товара по цене выше рыночной.

Монополист при установлении цены на свою продукцию ориентируется на кривую спроса со стороны покупателей. Некоторые покупатели готовы приобрести товар по более высокой цене, другие - по более низкой. Если производитель-монополист сумеет правильно сегментировать рынок, то сможет продать свою продукцию по разным ценам разным категориям покупателей. 10 тыс. аппаратов будет продано по 400 руб.,

следующие 10 тысяч - по цене 300 руб., 10 тысяч - по 200 руб. и 10 тысяч - по 100 руб. При этом выручка производителя = (400 * 10000 + 300 * 10000 + 200 *' 10000 + 100 * 10000 = 10000000). А какова была бы выручка при продаже по единой цене в 200 руб. за один аппарат? Всего лишь часть многоугольника (200 * 10000-2000000).

Ценовую дискриминацию подразделяют на два типа:

1. Дискриминация по единицам продаваемой продукции. Суть ее заключается в различных условиях покупки товара или оплаты услуги потребителем в зависимости от количества при­
обретаемого блага. Так, цены на товары, приобретаемые в розницу, всегда выше, чем на те же товары при оптовых закуп­ках. Цена на железнодорожные билеты будет возрастать с уве­личением пути следования, но цена первых километров будет выше, чем последующих.

2. Дискриминация среди покупателей. Покупатели имеют различные доходы и соответственно готовы платить за один и тот же товар разную цену. Продавцы устанавливают диффе­ренцированные цены на один и тот же товар на разных рынках.
Эти рынки могут различаться по группам потребителей, по территории, во времени и т.д. Так, многие покупатели предпочита­ют совершать покупки во время сезонных или иных распродаж, что в конечном счете выгодно фирмам.

Условия проведения ценовой дискреминации:

- фирма должна обладать достаточной монопольной силой, чтобы контролировать производство и ценообразование;

- фирма должна быть способна сегментировать рынок.

Многие фирмы систематически занимаются анализом по­ведения покупателей, классифицируя их с учетом характера работы, доходов, пола, возраста, семейного положения, вку­сов, места жительства, выделяя покупателей в отдельные груп­пы, каждая из которых готова платить разную цену.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: