double arrow

Трансакционных издержеки предприятий

В процессе хозяйственной деятельности предприниматели неиз­бежно сталкиваются с издержками на осуществление сделок — трансакционными издержками. Поддержание договорных отно­шений требует значительных затрат как на подготовку и оформ­ление контракта, так и на последующий контроль за выполне­нием его условий. На первый взгляд, проблема трансакционных издержек может показаться незначительной. Однако в реаль­ной жизни их величина является существенным ограничением количества заключенных субъектами хозяйствования сделок.

Если для крупных фирм, в частности для промышленных пред­приятий, доля трансакционных издержек в составе затрат не превышает 1,5% (из них четверть приходится на издержки ведения
переговоров и заключения сделки), то для малых предприятий наиболее существенны издержки доступа к ресурсам и правам собственности. По нашим оценкам, для малых предприятий процентное отношение издержек и потерь на регистрацию, лицензирование и сертификацию к затратам на производство и реализа­цию продукции достигает 10%.

Трансакционные издержки — это из­держки, возникающие на всех этапах про­цесса совершения сделки, обусловленные техническими аспектами ее подготовки и осуществления, передачей и спецификаци­ей прав собственности посредством дей­ствующих в обществе формальных и нефор­мальных норм и правил и ограниченной ра­циональностью поведения экономических субъектов.

Последнее означает, что решения, при­нимаемые ее участниками, не всегда явля­ются экономически максимально эффек­тивными вследствие личных интересов, не­достаточного уровня образования, ограни­ченных возможностей в обработке доступ­ной информации. В процессе реализации сделки ограниченная рациональность по­ведения индивидов влияет на величину издержек, связанных с поиском и обработ­кой информации, защитой прав собствен­ности, контролем над исполнением ее эле­ментов.

Выделяют следующие виды трансакционных издержек:

• издержки доступа к ресурсам и пра­вам собственности;

• издержки поиска информации; издержки ведения переговоров и за­ключения сделки;

• издержки измерения качества пред­мета сделки;

• издержки оппортунистического по­ведения1;

• издержки спецификации и защиты прав собственности (расходы на формаль­ное и неформальное улаживание конфлик­тов, судебные тяжбы, юридические и нота­риальные услуги);

• издержки осуществления расчетов (расходы на организацию платежей, комиссионные финансовым структурам за услуги).

Представленная классификация трансакционных издержек базируется на эта­пах совершения сделки. Однако такой под­ход не позволяет объединить все виды из­держек в однородные группы, поскольку на предприятии в процессе осуществления хо­зяйственной деятельности одновременно совершаются разнообразные по своему со­держанию сделки.

Для определения величины трансакционных издержек классифицируем их с уче­том уровня управления сделками на пред­приятии.

Для этого выделим две группы трансакционных издержек:

а) общие трансакционные издержки возникающие на уровне административного управления. Эти издержки доступа к ресурсами и правам собственности, спецификация и защита прав собственности;

б) трансакционные издержки, возника­ющие подразделений предприятия (в отделах сбыта, снабжения) в процессе осуществления хозяйственной деятельности (локальные). Это издержки поис­ка информации, ведения переговоров и за­ключения сделки, измерения, осуществле­ния расчетов.

Особо следует отметить издержки оп­портунистического поведения. Если транс­акционные издержки первой и второй групп обусловлены институциональной структу­рой общества, обеспечивающей рыночный обмен, то издержки оппортунистического поведения — результат ограниченной ра­циональности поведения индивидов, пре­следующих личные интересы при принятии экономических решений. Такие издержки возникают в хозяйственных связях между любыми субъектами рынка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: