Живопись. В первой половине века господствовали два художественных направления: годуновский стиль и строгановское письмо. Годуновский стиль - монументальные традиции рублевско-дионисиевской эпохи. Строгановская школа - это искусство иконной миниатюры: тщательное мелкое письмо, богатство орнаментации, полихромный колорит, использование золота и серебра. Знаменитым худ. строгановской шк. был Прокопий Чирин. Новое направление получило развитие в творчестве царских изографов Оружейной палаты.
После окончания интервенции идет восстановление фресковые росписи храмов- взлет фресковой живописи в XVII в. Фрески этого периода: необычайно декоративны, сплошным узором покрывали все свободные плоскости церкви. Декоративный стиль живописи получил наибольшее развитие в творчестве ярославских мастеров артели Гурия Никитина и артели Дмитрия Григорьева.
В последней четверти XVI в. в России зарождается жанр портретной живописи. Портреты реальных исторических лиц назывались парсунами - писали на досках, яичными красками. В конце XVII в. появились парсуны, написанные маслом на холсте.
Театр. В 1672 г. в Москве был создан придворный театр. В нем играли немецкие актеры, все роли исполняли мужчины, в репертуаре были пьесы на библейские и легендарно-исторические сюжеты. Придворный театр просуществовал четыре года. При Славяно-греко-латинской Академии сложился школьный театр. Пьесы писали преподаватели, используя евангельские сюжеты, житийные предания. Роли исполняли учащиеся. Представления ставили по праздникам. Широкое распространение получил бродячий театр, продолжавший национальные традиции: народные обряды, колядование с участием ряженых, праздники, выступления скоморохов.
50. Быт и нравы различных слоев населения: традиционный уклад и новые веяния.
Культура и быт русского народа в 17 веке испытывали качественную трансформацию, выразившуюся в трех основных тенденциях: "обмирщение", проникновение западного влияния, мировоззренческий раскол.
Новые веяния в области быта коснулись лишь верхушки города – царского двора, бояр, богатых посадских людей: главной чертой была забота о комфорте. За столом появились приборы для еды и салфетки. В ход пошли скатерти и индивидуальная посуда. В больших каменных домах бояр Голицыных, Нарышкиных, Морозова и др. стены были покрыты дорогими обоями, коврами. Отдельные помещения выделялись под библиотеки. Концерты, различные развлечения, шахматы стали элементами быта богатых людей.
В XVII в. изменился царский быт. Охрана царя доходила до 2000 человек. Появляются постоянные летние резиденции - Коломенское и Измайловское. Для приема гостей используются парадные залы. Главным развлечением царя были псовая и соколиная охота.
Быт горожан: более скромный, подворье включало жилой дом и хоз. постройки. Основой мебели были столы, лавки, сундуки. Основным украшением считался красный угол с иконами. В XVII в. посадские жители стали возводить кирпичные дома.
Крестьянский двор: изба, хлев, сарай. Избы топились по-черному, печи были редкостью. Для освещения применялась лучина. Из мебели были столы и лавки. Спали на печи и лежанках около нее. Посуда была деревянной и глиняной.
Основой питания были зерновые культуры, рожь, просо, овес, пшеница, горох. Мясо готовили на большие праздники. На севере и в Центре собирали грибы и ягоды. Семья состояла не более чем из 10 человек. В брак вступали юноши с 15,а девушки с 12 лет. Браки могли заключаться до 3 раз. С XVII в. венчание в церкви стало обязательным.
В 17 веке в России одевались в широкие и длинные платья. Носили полукафтаны, длиной по икры с большими висячими воротниками. Головы покрывали высокими колпаками. Богатые носили бархатные, унизанные жемчугом; купцы имели суконные, а бедные люди – войлочные. На зиму колпаки подбивали мехом. Носили остроконечные полусапоги с весьма высокими каблуками. Большая часть дворянства уже тогда носила башмаки и шёлковые чулки или вязаные шерстяные, а поселяне и рабочие обворачивали ноги войлоком или толстым сукном.
Фольклор XVI в., как и все искусство этого времени, жил традиционными формами и использовал выработанные ранее художественные средства. Памятки письменности, дошедшие до нас от XVII в., свидетельствуют, что обряды, в которых сохранилось немало следов язычества, повсеместно бытовали на Руси, что былины, сказки, пословицы, песни были основными формами словесного искусства.