Развитие сельского хозяйства в России в 17 веке

Протопоп Аввакум.

Патриарх Никон.

Родился в 1605 г. По рождению Никита Минов. Рано осиротел, с детства читал духовные книги и готовил себя к службе в церкви. Потерял 3-х малолетних детей, после этого постригся в монахи под именем Никона. Становится игуменом монастыря.

Произошло знакомство с царем; Никон понравился царю и остался в Москве. В это время около царя формируется кружок ревнителей истинного благочестия. К ним принадлежит духовник царя Стефан Вонифатьев, протопоп Аввакум, окольничий Федор Михайлович Ртищев. Все они были высокообразованны.

В 1652 г. Никон становится патриархом. Происходит реформирование церкви: поклоны в храмах только в пояс, двоеперсное крещение заменено трехперстным, изменение книг, замена икон написанных по древним канонам новыми, усиление нравственности церковнослужителей – борьба с пьянством в церковной монастырской среде. Все эти идеи потрясли верующих. Им казалось, что это подмена их вековой старой религии. Не согласные объявили себя приверженцами старой веры, или староверами.

В 1658 г. Никон оставляет паству (но сан патриарха с себя не снимает) и уезжает в свой подмосковный Воскресенский монастырь, который называл Новым Иерусалимом, т.к. был обижен на царя. В 1666 г. на общем соборе вселенских патриархов, съехавшихся я в Москву, Никон был лишен патриаршего сана. Было решено определить его монахом в Ферапонтовом монастыре. Позднее его сослали еще дальше в Кирилло-Белозерский монастырь. При царе Федоре по его повелению Никона перевозят в Воскресенский монастырь, т.к. он был уже стар и болен, в дороге 17 августа 1681 г. он скончался.

Аввакум Петров (протопоп Аввакум) - один из основателей русского старообрядчества, родился в 1620 г., в селе Григорово Нижегородского уезда в семье священника. Отец умер, когда Аввакуму исполнилось 16 лет. Мать оказала большое влияние на его нравственно-религиозное развитие. В 1638 г. Аввакум обзавелся женой и поселился в селе Лопащцы, где был рукоположен в диаконы, а в 1644 г. — в священники. Раздоры с местным «началием» привели к тому, что в 1647 г. он с женой и сыном ушел в Москву. Там Аввакум сблизился с членами «Кружка ревнителей благочестия» с целью борьбы с недостатками и пороками духовенства. Членом «Кружка» был архимандрит Новоспасского монастыря, будущий патриарх Никон. Затем Аввакум познакомился и с царем, а когда Никон стал патриархом 1652 г., Аввакум был назначен протопопом. Он ратовал за строгость нравов, за уплату налоги в патриаршую казну мирянами, и духовенством, за что был избит толпой и бежал в Москву, где остался служить в Казанском соборе, что неподалеку от Красной площади. В том же 1652 г. выступил против реформы Церкви, проводимой Никоном, за что был арестован и через год выслан в Тобольск.

Проповедями за чистоту нравов и благочестие, за приверженность старой вере восстановил против себя и прихожан, и местное начальство и по доносу был сослан в Якутск, откуда началось его беспрерывное странствие по острогам Сибири. После 10 лет скитаний вернулся в Москву. В 1666 г. решением Церковного собора лишен сана и предан проклятию, а в 1667 г. с тремя единомышленниками сослан в Пустозерск и посажен в «земляную тюрьму». Но и там выказывал непризнание новой, никонианской Церкви, отстаивал «древлее византийское благочестие». В тюрьме написал 80 посланий, писем и челобитных с разъяснениями причин смысл своего противостояния «никонианам». Еще сочинил автобиографическое «Житие» и «Книгу бесед», распространились по России рукописными копиями его сторонников.
В апреле 1682 г. Аввакум и трое его союзников Лазарь, Епифаний и Федор (расстриги) решением очередного Церковного собора 1681—1682 гг., были заживо сожжены в срубе в Пустозерске 14 апреля 1682 г.

Для развития с/х первой половины 17 в. характерно преодоление последствия Смуты. Происходит сокращение посевных площадей; демография; неурожай; голод; нарушение вотчинного и монастырского хозяйства; упадок КПД в экономике страны; уходу людей на окраины и т.д. По подсчетам исследователей восстановление затянулось на 20-30 лет.

Далее идет медленное восстановление зоны запашки. К факторам роста можно отнести территориальное расширение и связанное с ним включение в оборот плодородных земель юга, развитие товарно-денежных отношений и специализация районов. Перемены в господствующем классе России. Происходит расширение посевных площадей. Помимо посадки: рожь, пшеница, овес, гречиха, горох получает распространение скотоводство, но его могло позволить себе либо богатые, либо в тех местах, где нельзя заниматься земледелием. А если говорить о северных районах, то это промысловое хозяйство (рыболовство).

Специализация в сельском хозяйстве распространилась не только на животноводство. На западе и северо-западе были уезды, население которых было занято преимущественно разведение технических культур (льна и конопли). В Поморье и на северо-западе промысловые районы начинают выделяться. Влияние специализации было невелико, однако она свидетельствовала о серьезных переменах в хозяйстве. Как правило, типичными были хозяйства средних и мелких землевладение. Ограниченные экономические возможности делали их связь с рынком неустойчивой, как правило, они основывались на натуральном хозяйстве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: