Русская архитектура в XVII веке

Русская литература XVII века.

Литература XVII в. характеризуется усилением светского начала, а также тесной связью с общественно-политической мыслью. Изживает себя традиция летописей. В 30-е годы XVII в. было создано последнее летописное сочинение - "Новый летописец", в котором излагались события от смерти Ивана Грозного до окончания Смутного времени.

Жанр жития приобретает элементы автобиографического жанра ("Житие протопопа Аввакума, им самим написанное").

Новые черты приобретает историческая повесть. Утрачиваются церковные элементы, героями становятся обычные люди, описываются реальные события. Многие произведения рассказывают о событиях Смутного времени: "Сказание" Авраамия Палицына, "Новая повесть о преславном Российском государстве" и др.

Появляются новые литературные жанры: драматургия, поэзия, демократическая сатира, бытовая повесть. Родоначальником русской драматургии и поэзии считают Симеона Полоцкого - "Притча о блудном сыне". В 1 пол. XVII в. распространяется демократическая сатира. В XVII в. был составлен первый русский библиографический труд "Оглавление книг, кто их сложил" (С.Медведев). Монах К.Истомин написал книгу энциклопедического содержания "Полис".

Дальнейшее развитие получила публицистика, отражающая развитие общественно-политической мысли: Авраамий Палицын и Иван Тимофеев в своих сочинениях стремятся обосновать законность власти Михаила Романова. Популярность приобретает переводная литература, проникавшая в Россию из Польши и Чехии через Белоруссию, реже с Востока.

Поучительные повести и рассказы издавались в сборниках "Великое зерцало" и "Римские деяния". Переводились рыцарские романы, бытовые новеллы. В устном народном творчестве преобладает героическая тематика - события "смуты" и борьбы с интервентами. Большое распространение получили песни о разбойниках и о Степане Разине.

Происходит обмирщение зодчества. Отказ от строгих церковных канонов приводит к сближению культового и гражданского каменного зодчества. Церкви становятся похожи на светские хоромы. Гражданское строительство приобретает невиданный ранее размах. Появляется большое количество общественных зданий. Архитектура - переход от строгости и простоты к декоративности, нарядной полихромии, тщательной проработке множества мелких деталей, заимствованием восточных, западных форм.

В первое тридцатилетие XVII в. господствовало шатровое строительство. В 1652 г. патриарх Никон, пытаясь возродить строгие канонические традиции древнего зодчества, запретил воздвигать шатровые храмы. Образцом был провозглашен храм "гроба Господня" в Иерусалиме. Но шатер не исчез из русского зодчества. Его широко использовали вдали от столицы - в Ярославле, Костроме и других городах. Здания XVII в.: изобилие рельефных многоцветных украшений, "солнечные плитки" - изразцы и украшения из резного камня и кирпича. В конце столетия появляется московского барокко: четкость и симметричность композиции, многоярусность, тщательная проработка деталей, декоративная резьба по белому камню, устремленность здания вверх, сочетание красного и белого цветов - церковь Покрова в Филях - усадебный храм Л.К.Нарышкина.

В XVII в. переживает расцвет деревянное зодчество (дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском - яркая раскраска, золоченая резьба и причудливые формы придавали ансамблю вид сказочного города). Деревянные церкви и крепостные стены, башни используют принципы квадратной, прямоугольной, крестообразной, восьмигранной клети для основного здания; высокой двускатной или «кубоватой» крыши, шатра, одно- и пятиглавого завершения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: