Экономический термин «рынок» имеет множество значений. Исторически это слово всегда означало место, где продавались и покупались товары. Здесь непосредственно встречались продавцы, доставившие товар на рынок, и покупатели, имеющие деньги, и здесь в результате договоренности устанавливались цены и количество товара, который в обмен на деньги переходил из рук продавца в руки покупателя. В этом узком смысле понятие «рынок», естественно сохранилось до сих пор как место, где продаются и покупаются товары.
Характерными чертами такого рынка являются:
· взаимодействие продавцов и покупателей;
· предварительное наличие товаров у продавцов и денег у покупателей;
· установление цен и количеств товаров в процессе и в результате договоренности;
· переход товара в собственность покупателя.
В настоящее время вследствие развития хозяйственно – правовой инфраструктуры экономики, средств коммуникации и существенного прогресса общей коммерческой культуры бизнеса некоторые из перечисленных характеристик потеряли свое определяющее значение.
|
|
В современной трактовке рынок – это упорядоченная структура (или механизм), посредством которой(ого) взаимодействуют продавцы и покупатели товара, чтобы определить его цену и количество.
В этом определении существенными являются: взаимодействие продавцов и покупателей посредством некоторой упорядоченной системы общения и определение цены и количества товара в результате такого взаимодействия.
Несущественным для современного рынка, особенно для некоторых типов рынков, оказалось предварительное наличие товаров у продавца и денег у покупателя и переход товара в результате сделки в собственность покупателя.
Рыночное хозяйство пришло на смену натуральному. Каковы же исторические условия, сделавшие рынок объективно необходимым?
Условия возникновения рынка:
а) Общественное разделение труда.
Разделение труда – специализация людей и их групп на выполнении определенного вида работ.
Общественное разделение труда – разделение труда, связанное с появлением отдельных отраслей народного хозяйства.
Следствием общественного разделения труда стало возникновение товарного производства и развитие товарно-денежных отношений.
Товарное производство – это такая организация хозяйства, когда продукты производятся для продажи. Важнейшим объектом товарного хозяйства выступает товар – продукт труда, предназначенный для обмена путем купли-продажи. Любой товар обладает двумя свойствами:
· потребительная стоимость или полезность – способность вещи удовлетворять какую-либо человеческую потребность;
|
|
· меновая стоимость – способность товара обмениваться в определенных пропорциях на другие товары.
Развитие товарного производства привело к возникновению денег, особого товара, на который можно обменять любой другой товар.
Деньги – всеобщий эквивалент, особый товар, обладающий способностью обмениваться на все другие товары и удовлетворять любые потребности их владельцев.
Наиболее полно сущность денег раскрывается в выполняемых ими функциях:
· мера стоимости;
· средство обращения;
· средство платежа;
· средство накопления;
· мировые деньги.