Сущность и условия возникновения рынка

Экономический термин «рынок» имеет множество значений. Исторически это слово всегда означало место, где продавались и покупались товары. Здесь непосредственно встречались продавцы, доставившие товар на рынок, и покупатели, имеющие деньги, и здесь в результате договоренности устанавливались цены и количество товара, который в обмен на деньги переходил из рук продавца в руки покупателя. В этом узком смысле понятие «рынок», естественно сохранилось до сих пор как место, где продаются и покупаются товары.

Характерными чертами такого рынка являются:

· взаимодействие продавцов и покупателей;

· предварительное наличие товаров у продавцов и денег у покупателей;

· установление цен и количеств товаров в процессе и в результате договоренности;

· переход товара в собственность покупателя.

В настоящее время вследствие развития хозяйственно – правовой инфраструктуры экономики, средств коммуникации и существенного прогресса общей коммерческой культуры бизнеса некоторые из перечисленных характеристик потеряли свое определяющее значение.

В современной трактовке рынок – это упорядоченная структура (или механизм), посредством которой(ого) взаимодействуют продавцы и покупатели товара, чтобы определить его цену и количество.

В этом определении существенными являются: взаимодействие продавцов и покупателей посредством некоторой упорядоченной системы общения и определение цены и количества товара в результате такого взаимодействия.

Несущественным для современного рынка, особенно для некоторых типов рынков, оказалось предварительное наличие товаров у продавца и денег у покупателя и переход товара в результате сделки в собственность покупателя.

Рыночное хозяйство пришло на смену натуральному. Каковы же исторические условия, сделавшие рынок объективно необходимым?

Условия возникновения рынка:

а) Общественное разделение труда.

Разделение труда – специализация людей и их групп на выполнении определенного вида работ.

Общественное разделение труда – разделение труда, связанное с появлением отдельных отраслей народного хозяйства.

Следствием общественного разделения труда стало возникновение товарного производства и развитие товарно-денежных отношений.

Товарное производство – это такая организация хозяйства, когда продукты производятся для продажи. Важнейшим объектом товарного хозяйства выступает товар – продукт труда, предназначенный для обмена путем купли-продажи. Любой товар обладает двумя свойствами:

· потребительная стоимость или полезность – способность вещи удовлетворять какую-либо человеческую потребность;

· меновая стоимость – способность товара обмениваться в определенных пропорциях на другие товары.

Развитие товарного производства привело к возникновению денег, особого товара, на который можно обменять любой другой товар.

Деньги – всеобщий эквивалент, особый товар, обладающий способностью обмениваться на все другие товары и удовлетворять любые потребности их владельцев.

Наиболее полно сущность денег раскрывается в выполняемых ими функциях:

· мера стоимости;

· средство обращения;

· средство платежа;

· средство накопления;

· мировые деньги.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: