Национальная экономика и цели ее развития

Выбор определенной макроэкономической модели развития во многом зависит от состояния национальной экономики той или иной страны на данный промежуток времени. Национальная экономика любого современного государства представляет собой сложную хозяйственную систему, включающую ряд взаимосвязанных звеньев. Цен­тральное место в данной системе принадлежит человеку, который в экономике выступает всегда одновременно в двух позициях: с одной стороны, это производитель продуктов и услуг, а с другой — потребитель благ.

Вторым звеном национальной экономики является естественная природа, т.е. территория данной страны со всеми природными ресурсами, в том числе земли и ее недра, водные и воздушные ресурсы, флора и фауна.

Третий фактор национальной экономики — средства производства (средства и предметы труда), с помощью которых человек, воз­действуя на природу, создает необходимые для жизни людей блага. Сюда относятся сельскохозяйственные угодья, продуктивный скот, машины и оборудование, производственные здания и сооружения, путепроводы и продуктопроводы, т.е. средства труда, сырье, матери­алы, полуфабрикаты и энергия — предметы труда.

Важной составной частью национальной экономики является инфраструктура, включающая совокупность учреждений, обеспечивающих функционирование производства (производственная инф­раструктура), в том числе банки, предприятия связи, информации и т.д., а также жизнедеятельность людей (социальная инфраструктура) — жилые дома, объекты культуры, просвещения и здравоохранения.

Наконец, еще одним элементом экономической системы служат предметы потребления, т.е. блага, предназначенные для удовлетворения конечных потребностей людей. Сюда относятся: продукты пи­тания, одежда, товары культурно-бытового назначения, духовные ценности и предметы хозяйственного обихода.

Любая национальная экономическая система состоит из совокупности отраслей — определенных областей экономической деятель­ности. Отраслевая структура экономики складывается из двух групп:

отраслей сферы материального производства и отраслей социальной

сферы. К отраслям первой группы относятся: промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство, транспорт и связь, торговля и общественное питание, материально-техническое снабжение. В со­став второй группы отраслей входят: культура, образование и наука, здравоохранение, социальная защита, управление, жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения.

Наконец, помимо функциональной и отраслевой характеристи­ки экономики существует и региональная, или территориальная, экономическая структура. Она предусматривает разделение националь­ной экономики на части по территориальному принципу. Конкретно региональная экономика представляет собой набор всех экономичес­ких объектов, сосредоточенных на определенной территории стра­ны. Объектом региональной экономики является экономический рай­он. В России это, например, Центральный экономический район, Северо-западный экономический район, Центрально-Черноземный экономический район, Северо-Кавказский экономический район и др.

Экономические районы в качестве подсистемы, как правило, включают районные хозяйственные комплексы или, как их принято называть, территориально-производственные комплексы (ТПК), представляющие собой взаимосвязанное сочетание предприятий определенных отраслей конкретного района с его природными ресурсами, путями сообщения и экономико-географическим положением (в России, например. Курская магнитная аномалия, Западно-Сибир­ский и Ямало-Ненецкий комплексы).

Конечная цель развития любой национальной экономической системы состоит в обеспечении оптимальных условий жизнедеятель­ности всех членов общества на основе экономического роста. Для ее достижения необходима постоянная работа по обеспечению разви­тия науки и техники, рациональному использованию ограниченных ресурсов, контролю уровня инфляции и безработицы, по решению комплекса социальных задач. В условиях рыночной экономики макроэкономические цели до­лжны отвечать двум основным требованиям. Во-первых, цели долж­ны быть конкретны и измеримы (например, снижение уровня инфля­ции или безработицы до определенного размера). Во-вторых, в ка­честве целей должны быть выдвинуты только те, выполнение которых не может (или не в состоянии быстро и эффективно) обеспечить непосредственно рынок, например перераспределение доходов физи­ческих лиц, увеличение расходов на оборону и др.

Макроэкономические цели могут быть: долгосрочными, связанными с реализацией концепции данной модели вообще или краткос­рочными (промежуточными) установленными для претворения об­щей концепции на данный момент. Так, если одна из макроэкономических целей современной российской экономики в долгосрочном пе­риоде—достижение и поддержание уровня умеренной инфляции, то в краткосрочном периоде целью является существенное снижение ин­фляции. Например, целью правительства России на 1997 г. является сокращение уровня инфляции до 11,8 % против 22 % в 1996 г.

Для достижения макроэкономических целей и реализации экономической политики вообще государство должно располагать набором политических инструментов. К ним относятся бюджетная, налоговая, кредитная, денежная и валютная системы данной страны. С помощью этих инструментов происходит реализация конкретной экономической политики государства. Широко известны два вида такой политики: монетарный и фискальный. Первый из них связан с достижением поставленных обществом экономических целей преимущественно за счет использования рычагов (инструментов) денежно-кредитной и валютной системы, а второй осуществляется через сис­тему манипуляций в области налоговой системы. В реальной действи­тельности всегда одновременно используются оба вида, однако прио­ритетным является один из них.

Характерной особенностью современных макроэкономических целей в России является их социальная направленность. Это находит конкретное выражение, например, в разработке на государственном уровне программ по перераспределению бюджетных средств из сфе­ры военно-промышленного комплекса (конверсия и сокращение вооруженных сил) в отрасли экономики, связанные непосредственно с жизнедеятельностью людей. К сожалению, цели такого рода реализуются пока не совсем успешно и крайне медленно.

Для правильного восприятия реально происходящих экономических процессов необходимо различать макроэкономические цели и средства для их реализации. Так, если центральной целью экономических преобразований в современной России является переход к социально-ориентированной рыночной модели, способной обеспе­чить подъем и развитие экономики, то такие неизбежные при этом явления, как разгосударствление (денационализация) и приватизация, являются лишь средствами для достижения поставленной цели.

В экономической практике принято различать и типы экономи­ческой политики. Один из них предполагает, что экономический рост наиболее успешно осуществляется лишь при условии возрастающей роли государства в экономических процессах. Сторонники этого типа развития утверждают, что увеличение государственных расходов и государственного потребления служит основным стимулятором совокупного спроса, а следовательно, и экономического подъема. Кроме того, они настаивают на жестких протекционистских мерах, способ­ствующих защите отечественных производителей, на установлении различного рода ограничений во внешнеэкономической деятельнос­ти с целью защиты государства от внешней зависимости и т.д. Эконо­мистов, отстаивающих такой тип экономического развития, принято называть «государственниками».

Другой тип экономической политики исходит из того, что экономический рост наиболее эффективно может происходить лишь при существенном ограничении государственного участия в экономике. Приверженцы данной концепции экономического развитии настаи­вают на ускорении процессов разгосударствления, сокращении мас­штабов использования государством национальных экономических ресурсов, на стимулировании конкуренции на внутреннем рынке. Экономистов, отстаивающих приоритет этого типа развития, называют «монетаристами» и «реформаторами».

Главным критерием оценки осуществляемой экономической политики служат результаты функционирования национальной экономики. Важнейшим итоговым показателем макроэкономического раз-,вития является темп прироста общественного продукта на душу насе­ления. Именно в темпах экономического роста, в скорости и размерах увеличения общественного продукта и находит отражение уровень.эффективности национальной экономики, а следовательно, и оценка -выбранных моделей, видов, типов и методов экономического разви­тия данного общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: