Монополистическая конкуренция - это рыночная структура, приближающаяся по своим характеристикам к конкурентному рынку, но содержащая элементы монополии. Она отличается большим числом продавцов и покупателей, незначительными барьерами входа-выхода, неоднородностью производимого продукта и наличием большого числа несовершенных товаров-заменителей. Спрос на продукцию фирм достаточно эластичен, но всё-таки убывает, рыночная власть невелика.
Дифференциация (неоднородность) продукта проявляется в различном качестве товаров и способах их предподажного и послепродажного обслуживания, в различных условиях продажи, в рекламе, торговых марках и знаках и т.п.
Монополистичекая конкуренция напоминает совершенную конкуренцию тем, что вследствие низких барьеров вхождения и колебаний спроса долгосрочное равновесие отрасли достигается при нулевой экономической прибыли (LRAC=P). Монополистическая конкуренция напоминает монополию тем, что цена превышает предельные издержки (Р>МС), а оптимальный выпуск не соответствует эффективному (минимуму LRAC - Рис. 5.4).
Рис. 5.4 Краткосрочное а) и долгосрочное б) равновесие при монополистической конкуренции
К преимуществам монополистической конкуренции относится то обстоятельство, что она стимулирует производство очень широкого ассортимента разнообразных потребительских благ и услуг.