Чистая монополия. "Несовершенство" конкуренции проявляется: в ограничении числа рыночных агентов и наличии у них "рыночной власти"; в ограниченности

"Несовершенство" конкуренции проявляется:

  • в ограничении числа рыночных агентов и наличии у них "рыночной власти";
  • в ограниченности доступа конкурентов в отрасль (барьеры входа-выхода);
  • в неоднородности производимого продукта;
  • в "стратегическом" поведении фирм на рынке;
  • в ограниченности и неоднородности ресурсов.

К рыночным структурам несовершенной конкуренции относятся "чистая" монополия, монополистическая конкуренция и олигополия. В этих структурах спрос на продукцию фирмы уже не абсолютно эластичен, как при чистой конкуренции, а убывающий по мере роста объёма продаж; фирма может устанавливать (влиять на) цены, цена - не постоянная величина, а убывающая функция объёма: Р=Р(q), dP/dq < 0. По-прежнему будем предполагать, что фирмы ведут себя "рационально" - стремятся к максимизации прибыли, причём условие максимума прибыли остаётся прежним - фирмы выбирают такую производственную программу, чтобы соблюдалось равенство предельной выручки и предельных издержек (MR=MC).

представляет собой рыночную структуру, при которой на рынке существует только один продавец, производимый товар не имеет близких заменителей, а доступ на рынок закрыт серьёзными входными барьерами. Таким образом, понятия "фирма" и "отрасль" для чистой монополии совпадают.

Рассмотрим процесс ценообразования и выбора оптимального объёма производства при чистой монополии.

Общая выручка монополиста ТR = ТR(Q) = Р(Q)Q. Средняя выручка равна цене, также является убывающей функцией и соответствует спросу на продукт монополиста: AR = AR(Q) = R(Q)/Q = Р(Q)Q/Q = Р(Q) = D.

Предельная выручка определяется следующим образом:

MR = ТR'Q = (Р(Q)Q)'Q = Р'(Q) Q + Р(Q) (1)

Поскольку Q0, Р'(Q) < 0 (как производная убывающей функции), а Р(Q) = AR, то получается, что при монополии всегда MR < AR, т.е функция предельной выручки убывает быстрее функции средней выручки и спроса. Выручка достигает максимума, когда MR = 0 (Рис 5.1).

Рис. 5.1 Общая, средняя и предельная выручка монополиста.

На эластичном участке линии спроса >1 снижение цены приводит к росту выручки, на неэластичном - наоборот, при =1 MR=0, R=max. В точке Qmax отрезок 0Q1 делится пополам. Поскольку при малых Q dР/dQ Р/Q, линии MR и AR=D выходят из одной точки.

Перепишем выражение (1) в следующем виде (первое слагаемое умножили и разделили на цену):

где - абсолютное значение ценовой эластичности спроса.

Фирма-монополист не может до продажи товара знать значение своей предельной выручки, однако оптимальную цену она должна установить заранее. Учитывая, что в точке оптимального (максимизирующего прибыль) выпуска Q* выполняется условие МR = МС, подставим МС в уравнение (2):

, следовательно,

(3)

Это и есть формула для определения оптимальной монопольной цены для случая, когда фирма устанавливает единственную цену на свой продукт. Установление монопольной цены изображено графически на Рис. 5.2.

Из рисунка видно, что при убывающем спросе Р*(Q*)>МС (при конкуренции было Р=МС). При этом эффективный выпуск, соответствующий минимуму средних издержек, как правило, не совпадает с оптимальным.

Рис. 5.2. Установление монопольной цены и максимизация прибыли

Способность фирмы-монополиста назначать цену выше предельных издержек называется рыночной властью. Для оценки рыночной власти запишем формулу (3) в несколько ином виде:

Выражение в левой части называется индексом рыночной (монополь-ной) власти, или индексом Лернера, который показывает долю экономической прибыли в цене. Рыночная власть зависит от ценовой эластичности спроса - чем более эластичен спрос, тем меньше монопольная власть и тем ближе рынок к конкурентному.

Рис. 5.3 Безвозвратные потери от монополии

Стремление к извлечению экономической прибыли и назначение цены выше предельных издержек приводит к сокращению объёма производства относительно конкурентного уровня и возникновению т.н. "потерь мёртвого груза" - безвозвратных потерь от монополии (Рис. 5.3). Конкурентное равновесие представлено точкой Е. Площадь прямоугольника С - это потери потребительского излишка, которой переходит к монополисту вследствие повышения цены. Площадь треугольников А+В - это и есть безвозвратные потери общественного излишка, причём А - потери от недопотребления, В - потери от недопроизводства.

Стремясь минимизировать безвозвратные потери и захватить большую часть потребительского излишка, монополист прибегает к ценовой дискриминации - назначению разных цен на один и тот же товар разным покупателям в зависимости от спроса.

Естественной монополией называется такая ситуация, когда весь объём общественного спроса на данный продукт может быть удовлетворён только одним предприятием.

Монопсонией называется экономическая структура, на которой рыночной властью обладают не продавцы, а покупатели. Монопсония характерна для рынка факторов производства, например, для рынка труда, когда фирмы могут воздействовать на ставку заработной платы. Фирма-монопсонист сталкивается с возрастающей кривой предельных затрат на данный фактор, лежащей выше кривой средних затрат. В результате, фирма устанавливает цену из условия равенства предельных затрат на фактор и предельного дохода, полученного от производительной реализации данного фактора. Соизмерив данное условие со спросом на фактор, получим равновесие, соответствующее меньшей цене и меньшему объёму использования фактора, чем это было бы при чистой конкуренции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: