Традиционные теории международного движения капитала. Вопреки широко распространенному мнению, ставшему чуть ли не аксиомой, что рынок и социальное развитие несовместимы, взаимоисключающи, можно доказать

Приложения.

Литература.

Заключение.

Вопреки широко распространенному мнению, ставшему чуть ли не аксиомой, что рынок и социальное развитие несовместимы, взаимоисключающи, можно доказать следующую теорему:

- успешное решение проблем выхода из глубочайшего социально-экономического кризиса, повышения уровня и качества жизни невозможно без умелого использования эффективных рыночных механизмов.

Можно привести три аргумента и доказательство этой теоремы.

Первый. Рыночные механизмы, возбуждающие дух предпринимательства, соревнования, деловой активности, напряжения трудовой энергии людей, является главным источником роста национального богатства, выделяемого на поддержку фундаментальной науки и культуры, на воспитание и образование детей, на содержание инвалидов и т.п. Чем богаче нация, тем более значительны потоки средств, которые она может направлять на социальное развитие. Убедительны примеры – Германии и Японии, которые от послевоенной разрухи и нищеты, заменив тоталитарные механизмы рыночными, сумели достичь блестящих результатов в темпах экономического роста, повышения качества жизни населения.

Второй. Социальная сфера, отрасли услуг и духовного воспроизводства – не только потребители национального богатства, но и его производители. В перспективе значимость сферы услуг, в качестве источника общественного богатства будет нарастать, прежде всего, за счет рыночных услуг. Развивая науку и образование, культуру и здравоохранение мы способствуем увеличению национального богатства – единственного источника роста уровня и качества жизни.

Третий. Социальная сфера становится все более эффективным полем приложения капитала. Спрос на услуги здравоохранения, образования, культуры и искусства в развитых странах растет опережающими темпами, увеличивается доля вложенного в эти сферы капитала, приносящего высокие прибыли. В начале 90-х годов продажа видеокассет в США превысила 10 млрд. долларов в год. Быстро растет рынок программного и мультимедийного продукта, огромны доходы мощных телерадиокомпаний. Ренессанс искусства, превращение его в крупнейший экономический ресурс, американский футуролог Джон Нэсбитт считает одной из глобальных тенденций 90-х годов. Это одна из характерных черт гуманистически-информационной постиндустриальной цивилизации, которая станет доминирующей в этом веке. Десятки миллиардов долларов прибыли вкладываются в медицину, здравоохранение, услуги отдыха, туризм, который вскоре завоюет первенство на мировом рынке, потеснив нефть.

На этом фоне мирового прогресса сложившиеся в России, в связи с переходом к рынку, тенденции представляются неутешительными. А именно: обнищание десятков миллионов работающих, пенсионеров и членов их семей, уменьшение вложений в социальную сферу, сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни, ухудшения ее качества для большинства населения.

Россия исторически обладает крупнейшим в мире духовным потенциалом. Однако, наше культурное и интеллектуальное наследие, накопленное трудом и талантом десятков поколений, используется плохо, расхищается, скудеет. Россия может сохранить высокое звание великой державы, одно из лидирующих мест в мировом сообществе XXI века не путем добычи и экспорта исчерпаемых полезных ископаемых (нефти), не на основе могущества своего ВПК (который теряет одну позицию за другой). Основа ведущего места России в мировом сообществе – в ее духовном потенциале, высоком интеллекте и богатейшем культурном наследии, развитой системе образования. Если в России сохранятся преобладающие ныне тенденции, то народ будет продолжать нищать, страна надолго откатится на периферию мирового прогресса, накопленное за тысячелетие российской истории духовное богатство будет бездарно растрачено. Но если мы сумеем изменить приоритеты социально-экономической стратегии государства и частного капитала, сделать сферу науки, культуры, образования и здравоохранения полем выгодного применения государственного и частного капитала, то перспектива возрождения России и решения сложнейшего комплекса проблем социального

характера становится яснее.

1. Экономическая теория (под ред. И.П. Николаевой). М., Проспект, 2006.

2. Экономическая теория (под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко). Минск, 1998.

3. Социальная политика доходов и заработной платы (под ред. В. Левашева), М., 2000.

4. Ивашковский С.Н. Макроэкономика. М., Дело, 2004.

5. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. М., 1998.

6. Официальный сайт Госкомстата РФ /www.gks.ru

7. Официальный сайт Министерства финансов РФ /www.minfin.ru

Приложение 1. Вопросы для самопроверки знаний студентов.

1. Что означает распределение дохода, и на каких принципах оно осуществляется в рыночной экономике?

2. Почему распределение национального дохода приводит к неравенству в доходах между членами общества?

3. Дайте определение и сущность закона Парето.

4. В каком случае и почему коэффициент Джини может быть равен единице?

5. Почему даже в самых богатых странах мира существует бедность и можно ли ее устранить и добиться равенства в распределении доходов?

6. Что такое уровень жизни и по каким показателям он определяется?

7. Каковы сущность и цели социальной политики государства?

8. Какие основные направления государственной социальной политики в России и ее результаты?

Приложение 2.

СТРУКТУРА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ РАСХОДОВ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ
(по материалам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств; в процентах)

               
Потребительские расходы - всего              
в том числе:              
расходы на покупку продуктов для домашнего питания 49,0 47,6 45,9 41,7 37,7 36,0 33,2
из них на покупку:              
хлеба и хлебных продуктов 8,2 8,1 8,5 7,1 6,5 6,5 5,6
картофеля 1,0 0,9 0,8 0,8 0,8 0,6 0,5
овощей и бахчевых 2,9 2,5 2,4 2,4 2,3 2,1 2,0
фруктов и ягод 2,8 2,4 2,3 2,3 2,2 2,2 2,0
мяса и мясных продуктов 13,2 13,1 13,3 12,5 10,9 10,5 10,1
рыбы и рыбных продуктов 2,2 2,5 2,6 2,4 2,1 2,1 2,0
молока и молочных продуктов 7,4 6,4 6,0 5,6 5,1 4,9 4,6
сахара и кондитерских изделий 6,0 5,9 4,4 3,5 3,1 2,7 2,3
яиц 1,5 1,2 1,1 0,9 0,8 0,8 0,6
масла растительного и других жиров 1,5 1,5 1,3 1,3 1,0 0,9 0,7
чая, кофе, безалкогольных напитков и других продуктов 2,3 3,1 3,2 2,9 2,9 2,7 2,6
расходы на питание вне дома 3,0 1,8 2,5 2,4 3,0 3,5 2,9
расходы на покупку алкогольных напитков 2,5 2,5 2,4 2,2 2,2 2,1 1,9
расходы на покупку непродовольственных товаров 31,8 34,3 34,4 36,2 37,3 37,2 38,6
в том числе на покупку:              
одежды, обуви, белья, тканей 14,6 15,5 13,4 13,3 12,4 11,4 10,5
телерадиоаппаратуры, предметов для отдыха и увлечений 3,9 3,2 3,2 3,4 4,4 4,6 5,2
транспортных средств 2,0 2,8 3,6 4,6 4,3 5,1 6,7
товаров и принадлежностей по ведению хозяйства, мебели 3,6 4,5 5,2 5,7 6,4 6,0 6,3
строительных материалов 1,4 1,0 1,4 1,5 1,9 2,0 1,9
топлива 1,1 1,5 1,3 1,6 1,7 1,8 2,1
табачных изделий 1,0 1,2 1,1 1,0 1,0 0,9 0,8
предметов личной гигиены, фармацевтических и медицинских товаров и др. 2,9 3,9 3,9 3,9 4,0 4,0 3,9
других непродовольственных товаров 1,3 0,7 1,3 1,2 1,2 1,4 1,3
расходы на оплату услуг 13,7 13,8 14,8 17,5 19,8 21,2 23,5
в том числе на оплату:              
жилищно-коммунальных услуг 4,3 4,6 5,2 6,2 7,2 7,7 8,3
из них:              
жилья 1,3 1,2 1,0 1,2 1,3 1,4 1,4
электроэнергии 0,7 0,8 0,9 1,0 1,0 1,0 1,0
газа 0,3 0,6 0,6 0,6 0,7 0,7 0,7
центрального отопления 0,9 0,7 1,0 1,3 1,6 1,7 1,9
прочих коммунальных услуг 1,1 1,3 1,7 2,1 2,6 2,9 3,4
бытовых услуг 2,2 1,8 1,6 2,2 2,7 2,4 2,8
из них по ремонту:              
одежды и обуви 0,3 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2
транспортных средств 0,2 0,3 0,3 0,6 0,4 0,4 0,5
квартир, домов и других построек 0,6 0,5 0,4 0,8 1,4 1,0 1,0
услуг учреждений культуры 0,2 0,5 1,0 1,1 1,4 1,7 2,1
услуг в системе образования 1,2 1,2 1,4 1,7 1,6 2,0 2,2
из них в системе дошкольного воспитания 0,7 0,2 0,1 0,1 0,2 0,2 0,2
медицинских услуг 0,4 1,0 0,6 0,9 0,7 0,8 1,0
санаторно-оздоровительных услуг 0,7 0,6 0,4 0,3 0,5 0,5 0,4
услуг правового характера 0,1 0,1 0,0 0,1 0,0 0,1 0,1
услуг пассажирского транспорта 3,6 2,6 2,5 2,7 2,8 2,9 2,9
услуг связи 1,0 1,2 1,2 1,5 1,9 2,2 2,7
прочих услуг 0,0 0,3 0,9 0,8 1,0 0,9 1,0

Приложение 3.

СРЕДНЕМЕСЯЧНАЯ НОМИНАЛЬНАЯ НАЧИСЛЕННАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ
ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(рублей; 1995 г. - тыс. руб.)

               
Всего 472,4 2223,4 3240,4 4360,3 5498,5 6739,5 8550,2
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 258,5 985,1 1434,6 1876,4 2339,8 3015,4 3653,5
Рыболовство, рыбоводство 775,6 2845,6 3839,3 5031,3 5444,5 7084,9 10020,4
Добыча полезных ископаемых 1110,3 5940,2 9099,2 11080,9 13912,4 16841,7 19953,8
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых 1226,8 6985,1 10905,4 13080,3 16135,5 19903,3 23608,8
добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 850,0 3999,5 5386,5 7035,0 9395,7 10876,6 13009,4
Обрабатывающие производства 458,4 2365,2 3446,6 4439,1 5603,4 6848,9 8504,0
производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 502,8 2183,4 3126,7 4065,9 5026,7 6065,8 7493,8
текстильное и швейное производство 277,3 1214,8 1764,8 2241,7 2803,0 3356,5 3995,9
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви 232,7 1347,8 1986,1 2621,1 3230,0 3774,7 4800,1
обработка древесины и производство изделий из дерева 401,2 1739,1 2310,3 2980,2 3754,8 4614,6 5876,4
целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность 609,1 2736,6 4309,0 5480,2 6848,4 7892,0 9528,8
производство кокса и нефтепродуктов 965,8 4916,3 7012,4 9625,3 11879,0 13729,3 20816,4
химическое производство 536,5 2754,6 3901,8 4899,5 6154,8 7682,7 9445,4
производство резиновых и пластмассовых изделий 432,3 2140,4 3032,2 3957,1 4950,7 5956,8 6999,0
производство прочих неметаллических минеральных продуктов 493,6 2182,0 3220,0 4134,2 5207,8 6422,4 7872,0
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 671,3 3854,9 5242,4 6285,2 7731,2 9196,8 10904,6
производство машин и оборудования 379,4 1975,3 3073,5 4066,6 5169,7 6514,2 8299,0
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 359,2 2003,6 2998,8 3815,7 5108,5 6431,7 7999,5
производство транспортных средств и оборудования 492,4 2454,1 3664,6 5099,9 6365,0 7828,0 9221,5
прочие производства 327,3 2053,2 2738,2 3279,3 4045,2 5182,0 6305,9
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 825,3 3156,5 4434,8 5869,4 7235,3 8641,8 10575,4
Строительство 587,7 2639,8 3859,3 4806,9 6176,7 7304,7 8869,0
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 341,3 1584,5 2294,9 3068,9 3974,2 4906,2 6213,6
Гостиницы и рестораны 302,1 1640,0 2403,6 3039,3 3966,7 4737,3 6704,3
Транспорт и связь 716,4 3220,2 4304,2 5851,5 7471,3 9319,9 11436,3
Финансовая деятельность 705,3 5232,2 8885,2 13245,9 15561,2 17383,8 22335,9
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 406,9 2456,7 3545,6 4677,1 6196,3 7795,4 6768,7
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение 536,0 2712,1 3754,9 5200,4 6913,8 7898,6 10693,2
Образование 308,7 1240,2 1833,0 2927,3 3386,6 4203,4 5477,9
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 348,5 1333,3 1959,9 3141,3 3662,6 4612,0 5857,2
Предоставление прочих комм-ных, соц-х и персон-х услуг 500,5 1548,0 2311,7 3183,1 3920,3 4822,7 6325,0

Приложение 4.

Основные показатели,
характеризующие уровень жизни населения1)

  Июль 2006г. В % к Январь- июль 2006г. в % к январю- июлю 2005г. Справочно
июлю 2005г. июню 2006г. июль 2005г. в % к январь-июль 2005г. в % к январю-июлю 2004г.
июлю 2004г. июню 2005г.
Денежные доходы (в среднем на душу населения), рублей 9868,7 124,1 97,3 123,6 123,3 101,1 123,2
Реальные располагаемые денежные доходы   111,2 95,1 111,4 109,3 99,9 108,6
Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника:              
номинальная, рублей   128,6 101,0 124,5 122,6 100,0 122,6
реальная   117,7 100,3 113,2 108,3 99,5 108,1
1) За июль 2006г. предварительные данные.

Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) в июле 2006г. по сравнению с соответствующим периодом 2005г., по оценке, увеличились на 11,2%, в январе-июле с.г. - на 11,4%.

Вопросу, почему вывозится и ввозится капитал, посвящены многие теории, в частности, традиционные. Под ними обычно подразумевают неоклассическую и неокейнсианскую теории.

Основу неоклассической теории международного движения капитала заложил один из классиков экономической теории – английский экономист Джеймс Стюарт Милль. В своем учебнике «Основы политэкономии» 1848г. он показал, что капитал движется между странами из-за разницы в норме прибыли, которая в наиболее богатых капиталом странах имеет тенденцию к понижению. Дж. Милль подчеркивал, что перепад в нормах прибыли между странами должен быть существенным, чтобы покрыть еще и риск, который иностранный инвестор имеет в чужой стране.

Большой вклад в развитие неоклассической теории международного движения капитала внесли Хекшер и Олин в рамках своей теории соотношения факторов производства. Они указали на дополнительные моменты (помимо разницы в процентных ставках), которые воздействуют на международное движение капитала: таможенные барьеры (мешают ввозу товаров и тем самым подталкивают зарубежных поставщиков к ввозу капитала для организации производства товаров на месте), стремление фирм к гарантированным источникам сырья и географической диверсификации капвложений, политические разногласия или близость между странами. Они первыми из экономистов указали на вывоз капитала в целях ухода от высокого налогообложения и при резком снижении безопасности инвестиций на родине, провели границу между экспортом долгосрочного капитала и краткосрочного, между которыми расположен вывоз экспортных кредитов. Экспорт краткосрочного капитала по их мнению носит обычно спекулятивный характер.

Неокейнсианская теория международного движения капитала как и неоклассическая базируется на макроэкономическом анализе. Недостаток обоих теорий они не исследуют поведение индивидуальных инвесторов. Неокейнсианская теория уделяет внимание связи между движением капитала и состоянием платежного баланса фирмы. Сам Джон Кейнс исходил из того, что движение капитала вообще возникает из не равновесия платежных балансов разных стран. Вывоз капитала из страны осуществляется, когда экспорт товаров и услуг превышает их импорт, а при нарушении этого правила необходимо вмешательство государства. В русле неокейнсианской теории лежат и модели вывоза капитала, базирующиеся на предпочтении ликвидности, под которой понимается склонность инвестора к хранению одной части своих ресурсов в высоколиквидной (поэтому низко прибыльной) форме, а другой части в низколиквидной (но прибыльной) форме.

Вышеописанные теории основное внимание уделяют вывозу капитала в ссудной форме, частично – в форме портфельных инвестиций, но мало затрагивают движение капитала в прямых инвестиций.

Бурный рост прямых инвестиций во второй половине 20 века стимулировал появление нескольких моделей прямых инвестиций.

1. Модель монополистического преимущества – разработана американским экономистом Стивеном Хаймером. Она базируется на идее, что иностранный инвестор находится в менее благоприятной ситуации по сравнению с местным. Он хуже знает рынок страны и «правила игры» на нем, у него нет здесь обширных связей, он несет дополнительные транспортные издержки и больше страдает от рисков. Поэтому ему нужны дополнительные монополистические преимущества перед местным инвестором, за счет которых он мог бы получить более высокую прибыль. Это премия за инвестиционный риск, получаемая в ходе преимуществ, возникающих в условиях монополистической конкуренции.

Для иностранного инвестора монополистические преимущества возможны за счет использования несовершенной конкуренции на местных товарных рынках (если у него есть оригинальный продукт); несовершенной конкуренции на рынках экономических ресурсов (при наличии у иностранной фирмы совершенной технологии, легкого доступа к кредиту, большего предпринимательского опыта); преимущества в масштабах (за счет чего возможно получать большую массу прибыли); благоприятного государственного регулирования иностранных инвестиций (особые льготы иностранному капиталу) и др.

2. Модель интернационализации опирается на идею англо-американского экономиста Рональда Коуза о том, что внутри большой корпорации действует особый внутренний рынок, регулируемый руководителями корпорации и ее филиалов. Создатели модели интернационализации – англичане Питер Бакли, Марк Кэссон и др. считают, значительная часть формально международных операций является фактически внутрифирменными операциями больших хозяйственных компаний (ТНК).

3. Эклектическая модель Джона Даннига английского экономиста вобрала в себя из других моделей прямых инвестиций то, что прошло проверку жизнью (особенно из модели монополистического преимущества). По этой модели фирма начинает производство товаров и услуг за рубежом (то есть осуществляет прямые инвестиции), потому что одновременно совпадают три предпосылки:

1) Фирма обладает преимуществами в этой зарубежной стране, по сравнению с другими.

2) Фирма может использовать за рубежом некоторые производственные ресурсы более эффективно, чем у себя дома, например, из-за дешевизны местных ресурсов, больших размеров местных рынков, превосходной местной инфраструктуры, в том числе сбытовой (преимущества места размещения прямых инвестиций).

3) Фирме выгоднее использовать все эти преимущества самой на месте, а не реализовывать их там через экспорт товаров или экспорт технологий другим фирмам (преимущества интернационализации).

В настоящее время эклектическая модель прямых инвестиций пользуется большой популярностью.

Теория бегства капитала. Данная теория разработана слабо, хотя в последние десятилетие бегство капитала приобрело в мире большие масштабы, в том числе и из России. Термин «бегство капитала» трактируется по-разному, что сказывается на оценках масштабов этого явления. Некоторые экономисты сводят бегство капитала к нелегальному вывозу (или ввозу) краткосрочного капитала. Однако, большинство исследователей полагают, что бегство капитала – это такое движение капитала из страны, которое противоречит ее интересам и происходит из-за неблагоприятного для многих отечественных его владельцев инвестиционного климата в стране, а также из-за часто незаконного происхождения этого капитала.

Лекция 2. Теории международной торговли

Мировая торговля является наиболее распространенной формой мировых отношений.

Значительный интерес представляет изучение как закономерностей развития международной торговли, так и теорий, обосновывающих принцип оптимального участия национальных экономик в международном товарообмене.

Международная (мировая) торговля представляет собой процесс купли-продажи товаров и услуг, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах.

Международная торговля включает экспорт и импорт товаров, сумма которых называется товарооборотом, а соотношение между ними торговым балансом.

Характерной чертой мировой торговли является наличие особой системы цен – мировых цен. В их основе лежат интернациональные издержки производства, которые стремятся к среднемировым затратам экономических ресурсов на создание данного вида товаров.

Интернациональные издержки производства формируются под преимущественным влиянием стран, являющихся главными поставщиками данных видов товаров на мировой рынок. Кроме того, значительное воздействие на уровень мировых цен оказывает соотношение спроса и предложения на данный вид товара на мировом рынке.

Для международной торговли характерна множественность цен, т.е. существование различных цен на один и тот же товар.

Мировые цены различаются в зависимости от времени года, места, условий реализации товара, особенностей контракта.

На практике в качестве мировых цен принимаются цены крупных, систематических и устойчивых экспортных или импортных сделок, заключаемых в определенных центрах мировой торговли известными фирмами – экспортерами или импортерами соответствующих видов товаров. На многие сырьевые товары (зерновые, каучук, хлопок, сахар) мировые цены устанавливаются в процессе операций на крупнейших мировых товарных биржах.

Международная торговля возникла задолго до появления каких либо теорий. Но на определенной стадии ее развития невозможно не учитывать во внешнеэкономической политике теории торговли, которых придерживались во всем мире. Теории торговли давали теоретическое обоснование преимуществ международной торговли, давали ответы на вопросы, почему ей придавалось столь важное значение, все ли страны могут участвовать в международной торговле или только страны с достаточно высоким технологическим уровнем.

Теории торговли позволяют выработать на научной основе торговую стратегию, соответствующую индивидуальным условиям и целям конкретной страны; развивают интуитивную способность выявления благоприятных рынков и т.д.

Все теории, объясняющие участие стран в международной торговле, делятся на две основные группы.

К первой группе относятся те, которые исходят из благоприятных условий формирования издержек производства и складывающихся в результате этого низких цен товаров при их продаже на мировом рынке.

Иными словами, эти теории участия стран в МРТ ориентируются на конкурентоспособность товаров, реализуемых на внешнем рынке. Они называются классическими или неоклассическими.

Ко второй группе относятся теории развития МРТ которые исходят из наличия у стран факторов, обеспечивающих денежную реализацию товаров на мировом рынке не вследствие низкого уровня издержек производства и соответствующих мировых цен, а благодаря монопольным условиям – новизне продаваемого товара, его уникальности и т.д.

Рассмотрим некоторые из теорий, относящихся к первой группе.

Теория абсолютных преимуществ А.Смита. До А.Смита в экономической литературе господствовала школа меркантилистов. Её представители (Томас Мэн, Антуан Монкрентьен) отстаивали, что страна должна продавать как можно больше любых товаров, а покупать как можно меньше. Такая политика приводит к тому, что в стране будет накапливаться золото, которое в то время отождествлялась с богатством.

Меркантилисты не замечали, что если такую же политику будут проводить все страны, то на внешнем рынке не окажется покупателей.

В противоположность меркантилистам Адам Смит утверждал, что для страны выгодной является не только продажа, но и покупка товаров на внешнем рынке. Суть его теории заключается в том, что в разных странах товары производятся с разными издержками производства, поэтому цены товаров разные, что и создают возможность одни товары экспортировать за границу с большей выгодой, чем реализовывать внутри страны, а другие выгоднее импортировать, нежели производить дома. Экспортировать товары с низкими издержками производства, а импортировать те товары, на которые внутри страны делаются большие затраты.

Ситуацию абсолютного преимущества какой-то страны в издержках производства какого-то товара можно изобразить на схематическом примере внешнеэкономических отношений Англии и Португалии

Англия Португалия
1 бочку вина производят 120 чел. 1 бочку вина производят 80 человек
1 рулон сукна – 70 чел. 1 рулон сукна – 90 человек

В этом гипотетическом примере Англия обладает абсолютным преимуществом в издержках производства при выпуске сукна, а Португалия – при изготовлении вина.

В этой ситуации Англии следует специализироваться на производстве сукна и обменивать его на португальское вино, а Португалии целесообразно производить только вино и менять его на английское сукно. В результате взаимного обмена обе страны выигрывают: Англия сэкономит труд 50 человек на отказе от изготовления вина, а Португалия – 10 человек на отказе от изготовления сукна.

Сэкономленные каждой страной ресурсы могут быть использованы для организации новых видов производства с целью удовлетворения возросших потребностей населения.

Таким образом, выводы о разделении труда на основе специализации хозяйственной деятельности А.Смит распространил и на мирохозяйственную сферу, теоретически обосновав принцип абсолютных преимуществ (или абсолютных издержек). Теория абсолютного преимущества раскрыта А.Смитом в его работе «Исследование о природе и причинах богатства народа» (1776 г.). книга эта вышла до промышленного переворота. В то время ему трудно было представить, что разрыв в уровне ПС может сократиться, что отдельные страны не будут иметь абсолютного преимущества в производстве ни по каким товарам.

В других случаях некоторые страны могут иметь абсолютные преимущества в производстве по всем товарам. Выгодна ли в таких случаях вести внешнюю торговлю тем и другим странам.

Теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо. Давид Рикардо в своей книге «Начало политической экономии и налогообложения» (1817 г.) дополнил и развил взгляды А.Смита, создав теорию относительных преимуществ (теорию сравнительного преимущества).

Ситуацию сравнительного преимущества какой-то страны в издержках производства определенного товара можно представить на схематическом примере внешнеэкономических отношений все тех же стран: Англии и Португалии.

Англия Португалия
1 бочку вина производят 120 чел. 1 бочку вина производят 80 человек
1 рулон сукна – 100 чел. 1 рулон сукна – 90 человек

В отличие от предыдущего примера Д. Рикардо исходит из ситуации абсолютного преимущества в издержках производства Португалии над Англией по обоим товарам.

В этой ситуации Португалии не стоило бы торговать с Англией, т.к. Португалия превосходит Англию по экономическим параметрам в производстве не только вина, но и сукна.

Но это совсем не так. Д.Рикардо развил дальше теорию А.Смита, введя положение о сравнительном преимуществе в издержках производства. Суть этой теории состоит в том, что международная специализация выгодна не только в тех случаях, когда какая либо страна имеет абсолютное преимущество в производстве и сбыте данного товара по сравнению с другими странами, то есть не обязательно, чтобы затраты на производство этого товара были меньше по сравнению с затратами на аналогичные товары, созданные за рубежом.

Вполне достаточно, по мнению Д.Рикардо, чтобы эта страна экспортировала те товары, по которым у нас есть сравнительные преимущества, то есть чтобы по этим товарам соотношение ее затрат с затратами других стран было бы более благоприятным для нее, чем по другим товарам.

Теперь рассмотрим действие принципа сравнительных преимуществ (издержек) в международной торговле на данном примере.

В приведенном выше примере Португалия изготовляет сукно с меньшими затратами, чем Англия, но ей есть все же смысл не производить сукно, а обменивать его у Англии на вино.

Дело в том, переместив труд и капитал из производства сукна в виноделие – отрасль, в которой она имеет большие абсолютные преимущества перед Англией, Португалия обменяв вино на сукно сэкономит труд 10 человек. Этот обмен будет выгоден и для Англии, т.к. сосредотачивая свои усилия на производстве сукна, она может в обмен на сукно получить определенное количество вина, затрачивая труд не 120 человек, а лишь 100, и экономит таким образом труд 20 чел.

Теория сравнительного преимущества Д. Рикардо основана на ряде допущений. Она исходит из наличия двух стран и двух товаров; издержек производства только в виде заработной платы, которая к тому же одинаковая для всех профессий; игнорирования различий в уровне зарплаты между странами; отсутствия транспортных издержек и наличия свободной торговли. Эти исходные предпосылки были необходимы для выявления основных принципов развития международной торговли.

Если предположить, что зарплата в обеих странах различна, то как указывали последующие экономисты – сторонники теории Д. Риккардо, это не вносит принципиальных изменений в теорию относительных преимуществ. Например, если уровень зарплаты в Португалии вдвое ниже, чем в Англии, то Португалия от обмена по-прежнему получит выгоду, но уже не в два, а в 4 раза меньше, чем Англия, т.е., у последней эта выгода будет уже не в два, а в 4 раза больше. Это не сложно подсчитать, если условно определить годовую зарплату в Португалии – в 1000 фунт стерлингов, а зарплата в Англии – в 2000 фунт стерлингов.

Современной модификацией теории сравнительных издержек является теория соотношения факторов производства, основоположниками которой является два шведских экономиста Эли Хекшер (Гекшер) и Бертил Олин (Улин). Эта теория наиболее полно изложена в книге Олина «Межрегиональная и международная торговля» 1933 г. (Теория факторов производства Хекшера-Олина).

Эта теория основывается на тех предпосылках, что и теории абсолютных и сравнительных преимуществ Адама Смита и Давида Риккардо, которые опирались на ТТС, при ответе на вопрос, какие товары следует экспортировать. Основное различие состоит в том, что исходит из наличия не одного, а двух факторов производства.

Основная идея Хекшера-Олина звучит следующим образом: «Страна имеет сравнительные преимущества в производстве того товара, который использует более интенсивно изобильный для данной страны фактор».

В соответствии с теорией Хекшера-Олина товары имеют разную фактороемкость: одни требуют для своего производства больше труда (трудоемкие товары), другие больше капитала (капиталоемкие).

Если в стране много трудовых ресурсов, то труд там будет дешев и наоборот. То же самое и с капиталом. Поэтому каждая страна будет стараться экспортировать те товары, на производство которых расходуется дешевый фактор.

Ценой капитала является процентная ставка, а ценой труда – заработная плата.

Следовательно, богатая трудом страна обладает преимуществом в производстве трудоемкого капитала, а богатая капиталом соответственно – капиталоемкого. Разная обеспеченность стран факторами производства создает, таким образом, стимул к специализации и торговле.

Теория Хекшера-Олина охватывала более широкий круг проблем (по сравнению с предыдущими теориями). Она рассматривала разделение труда не только между промышленно развитыми странами, но также и между развитыми странами, с одной стороны, и слаборазвитыми – с другой стороны. В результате теория Хекшера-Олина получила широкое распространение и впоследствии западные специалисты по МРТ отталкивались именно от нее, а развитие неоклассической теории внешней торговли почти полностью свелось к совершенствованию идеи Хекшера-Олина.

Одна из наиболее значительных ее модификаций связана с именем родоначальника школы неоклассического синтеза П.Самуэльсона, который доказал в 1953 г. теорему о выравнивании цен на факторы производства. Суть его теоремы состоит в следующем.

Под воздействием международной торговли относительные цены на товары, участвующие в мировом товарообороте, имеют тенденцию к выравниванию. Это приводит и к выравниванию соотношения цен на факторы производства, используемые при создании этих товаров в различных странах.

В соответствии с теоремой Хекшера-Олина-Самуэльсона участие в международной торговле и специализация страны на производстве капиталоемких товаров приводят к переливу капитала в экспортные отрасли. Спрос на избыточный в данной стране фактор производства превосходит предложение последнего и его цена (процентная ставка) повышается. Напротив, спрос на труд, являющийся дефицитом в данной стране фактором, относительно сокращается, что приводит к снижению его цены – зарплаты.

В другой же стране, относительно лучше наделенной трудовыми ресурсами, специализация на производстве трудоемких товаров приводит к значительному перемещению трудовых ресурсов в соответствующие экспортные отрасли. Возрастание спроса на труд ведет к росту зарплаты. Спрос на капитал относительно уменьшается, что обуславливает уменьшение его цены – процентной ставки.

В соответствии с теорией соотношения факторов производства относительные различия в наделенности ими определяет структуру внешней торговли отдельных групп стран. В странах относительно более капиталоемких, в экспорте должны преобладать капиталоемкие товары, а в импорте – трудоемкие. И наоборот.

Теория соотношения факторов производства многократно подвергалась эмпирическим проверкам путем анализа конкретных статистических данных применительно к различным странам.

Наиболее известное исследование такого рода было осуществлено в 1954 г. известным американским экономистом российского происхождения В. Леонтьевым, который проанализировал структуру внешней торговли США в 1947 и 1951 гг.результаты его анализа показали, что в полном противоречии с неоклассической теорией такая богатая капиталом страна как США экспортирует трудоемкую продукцию, а импортирует капиталоемкую.

В. Леонтьев определил соотношение затрат капитала и труда, необходимых для производства экспортной продукции на 1 млн.долл. и такого же по стоимости объема импорта. Американский импорт оказался на 30% более капиталоемким, чем экспорт. Этот результат стал известен как «Парадокс Леонтьева».

В экономической литературе существуют различные объяснения парадокса В. Леонтьева. Как сторонники теории Хекшера-Олина, так и сам В.Леонтьев не признали дискредитации неоклассической концепции международной торговли.

Наиболее убедительным объяснением парадокса В. Леонтьева является то, что США раньше других промышленно развитых стран достигли значительных преимуществ в создании новых наукоемких товаров. Поэтому в американском экспорте значительное место занимали товары, в которых относительно велики были затраты на квалифицированную рабочую силу. Высокая квалификация, по мнению В.Леонтьева, - тот же капитал. Значит, экспортируемые из США трудоемкие товары оказывается, на самом деле, капиталоемкими.

Все это послужило основой для возникновения модели «квалификации рабочей силы» - американский экономист Д.Кисинг. эта модель является дальнейшей модификацией и усовершенствованием учения Хекшера-Олина.

В соответствии с этой моделью в производстве участвуют не три фактора, а четыре: квалифицированный труд, неквалифицированный труд, капитал и земля. Экономисты этого направления утверждают, что относительное изобилие профессионального персонала и высококвалифицированной рабочей силы ведет к экспорту товаров, требующих большого количества квалифицированного труда, а изобилие неквалифицированной рабочей силы способствует экспорту товаров, для производства которых необходима невысокая квалификация.

Квалифицированный труд в качестве изобильного фактора влияет на цену товара, но надо брать его не изолированно, а в сочетании с высокой или низкой интенсивностью затрат капитала.

На западе распространена также теория МРТ, опирающаяся на принцип масштабного производства (амер.экономист Хафбауэр, бельгийский экономист Дризе) или модель «экономия за счет масштабов производства».

В соответствии с этой теорией в качестве фактора международной специализации стран выступает экономия издержек на единицу продукции, которая возникает при увеличении масштабов производства до оптимальных размеров.

Авторы этой модели полагают, что лишь в крупных странах, с емким внутренним рынком должны быть размещены производства, дающий экономический эффект при увеличении масштабов производства.

А на какой же основе должно строиться разделение труда между крупными и малыми промышленно развитыми странами?

Малые страны преодолевают относительную узость внутренних рынков и высокие таможенные барьеры других стран, специализируясь на производстве сравнительно небольшой номенклатуре изделий машиностроения и продуктов химии, черной металлургии, которые имеют повышенный спрос на мировом рынке, несмотря на высокие продажные цены.

К примеру, Швейцария выпускает часы и медицинское оборудование, Швеция – автомобили, Бельгия – уникальные промышленные станки, занимая на рынках этих товаров прочные позиции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: