5.
3.
2.
1.
Международная торговая политика в рамках ВТО.
Внешнеторговая политика государства.
Сущность и основные виды мировых цен.
Понятие, объекты и субъекты международной торговли.
Международная торговля – сфера обмена продуктами труда (товарами и услугами) между продавцами и покупателями разных стран. Внешняя торговля – обмен товарами и услугами между национальными хозяйствами – этот термин применим только к отдельно взятой стране.
Мировой рынок отличается от внутренних национальных рынков следующим:
1. поступают только конкурентоспособные товары;
2. действуют мировые цены, в основе которых лежит интернациональная себестоимость;
3. большая степень монополизации;
4. решающее значение могут оказывать политические факторы;
5. осуществление расчетов в СКВ и международных расчетных единицах.
В процессе международной торговли возникают 2 направления товаропотоков: экспорт и импорт.
Виды экспорта:
1. вывоз товаров, произведенных в данной стране;
2. вывоз товаров и полуфабрикатов для переработки за границу под таможенным контролем с соответствующим возвратом;
3. реэкспорт;
4. временный вывоз за границу национальных товаров (выставки, ярмарки, аукционы) с последующим возвратом или вывоз ранее ввезенных иностранных товаров (выставки, ярмарки, аукционы)
5. вывоз продукции в порядке прямых производственных связей (в машиностроении), а также поставки в рамках ТНК.
Виды импорта:
1. ввоз из-за границы товаров и технологий для реализации на внутреннем рынке импортера;
2. ввоз сырья, полуфабрикатов для переработки в данной стране и последующего вывоза за границу;
3. реимпорт;
4. временный ввоз товаров (выставки, ярмарки, аукционы);
5. ввоз продукции в рамках ТНК.
Учет экспортных поставок осуществляется в ценах FOB; учет импортных поставок — в ценах CIF.
Количественные и качественные характеристики внешней и международной торговли:
• стоимостной и физический объем (товарооборот). Стоимостной объем внешней торговли исчисляется за определенный период времени в текущих ценах соответствующих лет с использованием текущих валютных курсов. Различают номинальный и реальный стоимостные объемы международной торговли Номинальный стоимостной объем международной торговли обычно выражается в долларах США в текущих ценах и поэтому сильно зависит от динамики обменного курса доллара к другим валютам. Реальный объем международной торговли представляет собой номинальный объем, конвертированный в постоянные цены с помощью дефлятора.
• товарная структура, представляющая собой соотношение товарных групп в мировом экспорте.
• географическая структура представляет собой распределение торговых потоков между отдельными странами и их группами, выделяемыми либо по территориальному, либо по организационному признаку. Территориальная географическая структура – принадлежность к одной части света, либо к одной группе. Организационная географическая структура – принадлежность к отдельным интеграционным и иным торгово-политическим группировкам.
Субъектами международной торговли выступают:
1) страны мира;
2) ТНК и МНК;
3) региональные интеграционные группировки.
В качестве объектов международной торговли выделяют продукты труда человека — товары и услуги.
Товар — это предмет труда человека, удовлетворяющий общественную потребность, произведенный для обмена и принимающий видимую и осязаемую форму.
Услуга — это предмет труда человека, также направленный на удовлетворение общественной потребности, произведенный для обмена, но принимающий форму невидимого, неосязаемого продукта.
Не все товары и услуги могут стать объектом международного обмена.
Торгуемые товары — товары, которые могут передвигаться между различными странами. Их цена определяется взаимодействием спроса и предложения как на внутреннем, так и на мировом рынке.
Неторгуемые товары — товары, которые потребляются в той же стране, где и производятся, т. е. не перемещаются между странами, и цена на которые устанавливается балансом спроса и предложения в отечественных рамках.
Границы между торгуемыми и неторгуемыми товарами весьма условны и зависят от транспортных издержек на его перемещение за рубеж, а также торговых барьеров, существующих на его пути. Сокращение транспортных издержек под воздействием НТП и либерализации международной торговли способствуют увеличению количества торгуемых товаров.
Можно выделить две формы международной торговли: международную торговлю товарами и международную торговлю услугами.
Международная торговля товарами (МТТ) — это форма связи между товаропроизводителями разных стран, возникающая на основе международного разделения труда (МРТ) и выражающая их взаимную экономическую зависимость.
Международная торговля услугами (МТУ) — это специфическая форма мирохозяйственных связей по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран.
Цена — это денежная сумма, которую намерен получить продавец, предлагая товар или услугу, и которую готов заплатить за данный товар или услугу покупатель.
Факторы, которые влияют на изменение цены:
1) закон стоимости,
2) общеэкономические факторы: экономический цикл, совокупный спрос и предложение, инфляция;
3) конкретно-экономические факторы: издержки, прибыль, налоги и сборы, потребительские свойства (качество, внешний вид, надежность), предложение и спрос на товар с учетом товаров-субститутов;
4) специфические факторы: сезонность, эксплуатационные расходы, комплектность, гарантии и условия сервиса;
5) внешнеэкономические факторы: государственное регулирование, валютный курс;
6) специальные факторы политические, военные.
Участники международной торговли сталкиваются на рынке с большим количеством конкурентов, чем на внутреннем и должны сравнивать свои издержки производства не только с внутренними рыночными ценами, но и мировыми. Мировой рынок характеризуется множественностью цен, т.е. наличием ряда цен на один и тот же товар или товары одинакового качества в одной и той же сфере обращения на одинаковой транспортной базе. Например, цены по клиринговым соглашениям, цены по программам в рамках государственной помощи
Мировые цены — это цены, по которым проводятся крупные экспортно-импортные операции.
Признаки мировых цен:
а) регулярность, т. е. внутренние цены сделок носят случайный, эпизодический характер, что не характерно для мировых цен;
б) раздельность коммерческого характера, т. е. исключаются товарообменные операции, поставки товаров в рамках государственной помощи и т. п.;
в) открытость торгово-политического режима, т. е. в качестве мировых цен не могут служить цены в рамках замкнутых экономических группировок;
г) свободная конвертируемость валюты платежа.
В международной торговле применяются два вида цен:
1) расчетные — индивидуально определяются фирмами-экспортерами на конкретные виды промышленных товаров;
2) публикуемые цены — это цены, сообщаемые в специальных и фирменных источниках информации. К ним относятся:
• справочные цены — это цены товаров во внутренней оптовой и внешней торговле ПРС;
• биржевые котировки; отражают реальные цены сделок на бирже;
• цены аукционов;
• цены торгов;
• цены фактических сделок;
• цены предложения крупных фирм.
Мировые цены меняются под воздействием рыночной конъюнктуры. Способы определения мировых цен на различную продукцию также различны:
1) цены сырьевых товаров определяются как экспортные цены основных поставщиков конкретного товара и импортные цены в важнейших центрах импорта этого товара;
2) цены продукции обрабатывающей промышленности определяются как экспортные цены крупных компаний-производителей и экспортеров этой продукции.
В целом и те и другие цены в мировом хозяйстве имеют тенденцию к росту, но это происходит не постоянно и на разные группы товаров цены растут по-разному. Характерной чертой структуры мировых цен является разнонаправленное движение цен на промышленные товары, с одной стороны, и на сырье, топливо и продовольственные товары, — с другой.
Выявление тенденций динамики мировых цен сырьевых товаров производится Статистическим бюро ООН, которое рассчитывает индексы мировых цен сырьевых товаров и продукции обрабатывающей промышленности.
Развитие МТТ тесно связано ее регулированием на уровне национальных государств и международных организаций.
Внешнеторговая политика государства – целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами. Основными целями внешнеторговой политики являются:
• изменение способа и степени включения данной страны в международное разделение труда;
• изменение объема экспорта и импорта;
• изменение структуры внешней торговли;
• обеспечение страны необходимыми ресурсами;
• изменение соотношения экспортных и импортных цен.
Современная внешнеторговая политика — это взаимодействие двух тенденций:
1) протекционизма — политики, направленной на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и зачастую на захват внешних рынков;
2) либерализации — связанной со снижением барьеров, препятствующих развитию внешнеэкономических связей. Политика протекционизма, так же, как и политика либерализации, в чистом виде не проводится. Различные степени протекционизма встречаются постоянно и зависят от уровня экономического развития той или иной страны. Существует несколько форм протекционизма:
• селективный протекционизм — направлен против отдельных стран или товаров;
• отраслевой протекционизм — защишает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство;
• коллективный протекционизм — проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;
• скрытый протекционизм — осуществляется методами внутренней экономической политики.
Государства, проводя протекционистскую политику, используют инструменты внешнеторговой политики, выбор которых зависит от ее конкретных целей.
К инструментам внешнеторговой политики относятся:
1) тарифные ограничения (таможенные тарифы, таможенные пошлины, тарифные квоты);
2) нетарифные ограничения.
Таможенные тарифы — это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при пересечении государственной границы. Таможенные пошлины выполняют функцию налога, взимаемого в пользу государственного бюджета с товара, провозимого через границу, и могут быть следующими.
I. В зависимости от внешнеторговой операции:
• экспортные;
• импортные;
• транзитные.
II. По способу взимания:
• адвалорные — взимаются в процентах от цены товара;
• специфические — в виде определенной суммы денег, взимаемые с веса, объема или штуки товара;
• смешанные пошлины, при которых товар облагается и первой, и второй пошлинами.
Таможенные тарифы строятся на основе товарных классификаторов:
1. Гармонизированная система описания и кодирования товаров (ГС). Классификация осуществляется по следующим признакам:
• происхождение товара;
• вид материала, из которого изготовлен товар;
• назначение товара;
• химический состав.
2. Стандартная международная торговая классификация ООН (СМТК). Классификация на уровне групп осуществляется:
• по видам сырья, из которого изготовлен товар;
• по степени обработки товара;
• по назначению товара;
• по месту товара в международной торговле.
3. Классификация товаров по укрупненным экономическим группировкам (КУЭГ) — 1986 г., ООН. КУЭГ основан на товарах, включенных в ГС и СМТК. Все товары, перечисленные в этих классификациях, распределены по 7 группам в соответствии с их назначением, а внутри каждой группы — по степени обработки.
4. Брюссельская Гармонизированная таможенная номенклатура (ГТН).
Особенности конкуренции на различных этажах рынка определяют степень тарифной защиты государством своего внутреннего рынка Наименьшего протекционизма требуют обычно рынки базовых ресурсов Рынки полуобработанных продуктов защищаются в 2,5 — 3,6 раза сильнее, чем внутренние рынки сырья и топлива Наиболее чувствительны к внешней конкуренции производители готовых изделий, поэтому рынки готовых изделий в 4,3 — 7,8 раза сильнее защищаются государством.
Величина таможенных ставок зависит от торгового режима, предоставляемого этой стране. В международной практике различают три возможных вида торговых режимов:
1. Режим наибольшего благоприятствования — нормальные условия торговли, при которых данная таможенная пошлина равна базовой
2. Льготный режим предоставляется в основном развивающимся странам, и означает, что базовая таможенная пошлина должна быть для них уменьшена до 50%.
3. Беспошлинный режим — это режим свободной торговли, который может предоставляться любой стране, но, согласно ООН, обязателен для 47 наименее развитых государств
Все нетарифные меры регулирования можно разделить на три группы.
• Внешнеторговые меры, направленные на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства:
а) лицензирование. Лицензии могут быть разовые и генеральные;
б) квотирование — это установление количественных ограничений на ввоз/вывоз товара в стоимостном или натуральном его виде;
в) антидемпинговые пошлины — направлены против занижения цены экспортного товара и предусмотрены 6 статьей ГАТТ.
г) компенсационные (направленные против экспортных субсидий) пошлины. Субсидия – прямой финансовый вклад, а так же как не востребованные правительством части своего дохода (например, налоговые льготы);
д) специальные пошлины, или временные защитные меры, используемые, когда в результате непредвиденных обстоятельств, включая тарифные уступки, какой-либо товар импортируется в таких возросших количествах и при таких условиях, что это причиняет или угрожает причинить серьезный ущерб отечественным товаропроизводителям.
е) «добровольное» ограничение экспорта (ДОЭ) — это форма самоограничения поставок, фактически навязываемое иностранному экспортеру под угрозой применения более жестких запретительных мер.
• Административные формальности:
а) паратарифные меры К их числу относятся прочие, помимо таможенных пошлин, платежи, взимаемые при ввозе иностранных товаров, различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные целевые сборы, акцизы.
б) технические стандарты включают контроль импорта на предмет его соответствия национальным стандартам, нормам безопасности и качества. Группы технических барьеров:
1) стандарты; в т.ч. стандарты, основанные на нормах здравоохранения и требованиях безопасности, промышленные и фармацевтические.
2) требования к маркировке и упаковке;
3) требования к товаросопроводительным документам;
4) система измерений.
в) государственная монополия.
• Меры экономического стимулирования экспорта, которые проводят специально создаваемые экспортно-импортные банки и другие организации. Эти меры включают в себя:
а) государственное субсидирование;
б) льготное кредитование;
в) страхование - допускается страхование до 10% стоимости сделки.
Важную роль в регулировании МТТ, в устранении препятствий для ее развития играют международные экономические организации, и, в первую очередь, Всемирная торговая организация (ВТО).
Договор о создании ГАТТ был подписан в Женеве 23 странами 30 октября 1947 г и вступил в силу с 1 января 1948 г С 1 января 1995 г начала действовать Всемирная торговая организация, которая включила в свою работу ГАТТ. До конца 1995 г они существовали параллельно — шло вступление членов ГАТТ в ВТО. С 1 января 1996 г функционирует только ВТО. В настоящее время ГАТТ/ВТО регулирует 90—95% всей мировой торговли.
РФ как правопреемница СССР является в ГАТТ наблюдателем с 1991 г В 1993 г Россия подала заявку о вступлении в ВТО.
ГАТТ имеет двойной статус с одной стороны, — это международная организация, с другой, — многостороннее соглашение об основных принципах, нормах и правилах международной торговли и государственного регулирования торговли стран-участниц. Вступая в ГАТТ, государства берут на себя прежде всего обязательство перестроить свои торговые системы.
Правовой механизм ГАТТ/ВТО основывается на ряде принципов и норм:
• недискриминация в торговле, которая предусматривает взаимное представление, с одной стороны, режима наибольшего благоприятствования, а с другой — национального режима, т е равного подхода к товарам импортного и отечественного производства в отношении внутренних налогов и сборов, а также правил, регулирующих внутреннюю торговлю;
• использование преимущественно тарифных средств защиты национального рынка;
• прогрессивное снижение таможенных тарифов в ходе периодически проводимых раундов;
• взаимность в предоставлении торгово-политических уступок;
• разрешение торговых споров путем проведения консультаций и переговоров.
Деятельность ВТО осуществляется посредством многосторонних переговоров — раундов. В соглашении ГАТТ/ВТО предусматриваются возможности и правила применения различных инструментов внешнеторговой политики.
Таким образом, ВТО является ведущей формой МЭО не только с точки зрения оценки масштабов и динамики современного развития, но также с точки зрения наличия и апробированности правового регулирования этого процесса и согласованного движения субъектов мирового хозяйства по пути реализации принятых правовых норм.
ПОВТОРИМ ГЛАВНОЕ:
Международная торговля – сфера обмена продуктами труда (товарами и услугами) между продавцами и покупателями разных стран. Внешняя торговля – обмен товарами и услугами между национальными хозяйствами. В процессе международной торговли возникают 2 направления товаропотоков: экспорт и импорт. Количественные и качественные характеристики внешней и международной торговли: стоимостной и физический объем (товарооборот); товарная структура; географическая структура. Субъекты международной торговли: страны мира, ТНК и региональные интеграционные группировки. Объекты международной торговли: продукты труда человека — товары и услуги.
Цена — это денежная сумма, которую намерен получить продавец, предлагая товар или услугу, и которую готов заплатить за данный товар или услугу покупатель. Факторы, которые влияют на изменение цены: закон стоимости; экономический цикл, совокупный спрос и предложение, инфляция; издержки, прибыль, налоги и сборы, потребительские свойства, предложение и спрос на товар с учетом товаров-субститутов; сезонность, эксплуатационные расходы, комплектность, гарантии и условия сервиса; государственное регулирование, валютный курс; политические и военные факторы. Мировые цены — цены, по которым проводятся крупные экспортно-импортные операции. Признаки мировых цен: регулярность, раздельность коммерческого характера; открытость торгово-политического режима; свободная конвертируемость валюты платежа. В международной торговле применяются два вида цен: расчетные и публикуемые.
Внешнеторговая политика государства – целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами. Основными целями внешнеторговой политики являются: изменение способа и степени включения данной страны в международное разделение труда; изменение объема экспорта и импорта; изменение структуры внешней торговли; обеспечение страны необходимыми ресурсами; изменение соотношения экспортных и импортных цен. Современная внешнеторговая политика — это взаимодействие двух тенденций: протекционизма и либерализации. Инструменты внешнеторговой политики: тарифные ограничения (таможенные тарифы, таможенные пошлины, тарифные квоты) и нетарифные ограничения. Таможенные тарифы — это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при пересечении государственной границы. Величина таможенных ставок зависит от торгового режима, предоставляемого этой стране. Различают три возможных вида торговых режимов: режим наибольшего благоприятствования — нормальные условия торговли, при которых данная таможенная пошлина равна базовой; льготный - базовая таможенная пошлина должна быть для них уменьшена до 50%; беспошлинный режим. К нетарифным мерам относятся: внешнеторговые меры, направленные на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства (лицензирование, квотирование, антидемпинговые пошлины, компенсационные пошлины, временные специальные пошлины, добровольное ограничение экспорта), административные формальности (паратарифные меры, технические стандарты, государственная монополия), меры экономического стимулирования (государственное субсидирование, льготное кредитование и страхование).
ВТО является ведущей формой МЭО с точки зрения оценки масштабов и динамики современного развития, а также наличия и апробированности правового регулирования этого процесса и согласованного движения субъектов мирового хозяйства по пути реализации принятых правовых норм.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:
1. Чем отличается мировой рынок от национальных?
2. Каковы основные тенденции изменения соотношения сил на мировом рынке?
3. Какие изменения происходят в товарной структуре мировой торговли и чем они вызваны?
4. Какие изменения происходят в географической структуре мировой торговли и чем они вызваны?
5. Что такое мировые цены?
6. Что лежит в основе мировых цен?
7. Каково влияние спроса и предложения на мировые цены?
8. В чем состоит влияние экономических и политических факторов на динамику мировых цен?
9. Что понимается под внешнеторговой политикой?
10. Чем отличается политика протекционизма от политики либерализации?
11. Каковы особенности развития внешнеторгового регулирования, характерные для современности?
12. Каковы основные причины введения и поддержания инструментов регулирования экспорта и импорта?
13. Чем различаются экономические и административные методы регулирования внешней торговли?
14. Дайте определение таможенного тарифа.
15. Что представляет собой Гармонизированная система описания и кодирования товаров?
16. Какие ставки таможенного тарифа существуют в международной торговле?
17. Какие тарифные преференции развивающимся странам существуют?
18. Какие наиболее существенные признаки нетарифных ограничений вам известны?
19. Какие основные цели и принципы действия ГАТТ/ВТО?
20. Когда начала функционировать ВТО и что представляет собой деятельность этой организации?
21. Какие задачи решает Россия, наметив вступление в ВТО?
22. Каковы основные принципы регулирования международной торговли?