double arrow

Тема 12. Анализ деятельности предприятия

Систематический анализ деятельности предприятия в зависимости от постоянно меняющегося рынка позволяет сделать предприятие устойчиво прибыльным, конкурентоспособным и обеспечить его развитие.

Можно оценивать результаты предприятия в целом и отдельных его подразделений.

При анализе деятельности предприятия определяются затраты на производство продукции, находят оптимальные пути решения проблем предприятия и пути получения прибыли в ближайшей и отдаленной перспективе.

Существует оперативный и стратегический анализ.

Стратегический анализ направлен на выявление сильных и слабых сторон предприятия.

Оперативный анализ направлен на оценку результатов деятельности предприятия.

1.Анализ итогов деятельности.

Основные показатели, которые характеризуют конечные результаты деятельности предприятия – это прибыль, объем реализованной продукции или объем предоставляемых услуг.

Основные показатели затрат и ресурсов на производство продукции – это себестоимость, материальные затраты, фонд оплаты труда, численность персонала.

Самый простой способ оценки деятельности предприятия – это сравнение фактических и плановых показателей. Можно сравнивать показатели предыдущего периода, а можно сравнивать показатели затрат и ресурсов, идущих на производство.

Подобное сравнение фактических и нормативных показателей позволяет сделать вывод об эффективности или неэффективности деятельности предприятия.

2.Анализ издержек производства.

Издержки производства – это затраты на производство продукции.

Целесообразно проводить сбор и анализ такой информации ежемесячно.

Для анализа сложившегося на предприятии уровня издержек необходимо подсчитать все затраты на производство продукции (материалы, сырье, энергия и т.д.), включая накладные расходы и потери от простоев. Затем сравнивают полученные данные об имеющемся уровне издержек с нормативными. Это позволяет выявить сверхнормативные потери и определить слабые стороны предприятия, с тем чтобы избежать подобных просчетов в будущем и внести необходимые поправки в производственный план.

Если предприятие располагает сведениями об основных конкурентах, то можно провести сравнение издержек на данном предприятии с издержками конкурентов. Это позволяет выявить конкурентоспособность предприятия.

Рентабельность – это отношение прибыли к затратам. Для достижения наивысшей рентабельности применяют следующие меры. Для увеличения прибыли увеличивают сбыт продукции, снижают затраты, применяют более дешевые материалы, рационально используют материалы, проводят организационные изменения с целью сокращения заработной платы, совершенствуют технологии, обучают персонал, применяют методы автоматизации и рационализации, разрабатывают программы улучшения качества.

3. Анализ эффективности деятельности предприятия.

На результаты деятельности предприятия влияют две составляющие внутренние организационно-экономические факторы и внешние, или рыночные условия.

Организационно-экономические факторы включают в себя изменения производительности труда, изменение способа его организации, то есть то что подвластно предприятию.

Внешние условия включают изменения, не зависящие, либо мало зависящие от предпринимателя, главным образом это изменения цен. С одной стороны, это цены на ресурсы (рабочую силу, сырье, материалы, топливо, энергию и так далее), которые предприятие использует для производства продукции, с другой стороны – цены на изготовляемый продукт, которые могут изменяться в зависимости от соотношения спроса и предложения на рынке.

Эффективность деятельности предприятия рассчитывается как отношение стоимости реализованной продукции к затратам на их производство.

Стоимость реализованной продукции определяется как произведение цены за единицу продукции на количество произведенной продукции.

Стоимость произведенной продукции в текущем периоде может изменяться в зависимости от изменения объема произведенной продукции и изменения цены продукции. Если предприятие производит несколько видов продукции, то стоимость реализованной продукции будет определяться как сумма стоимостей реализованных продуктов каждого вида.

Значит, общая сумма реализации по предприятию будет зависить и от ассортимента выпускаемой продукции.

Издержки предприятия определяются как произведение издержек на единицу продукции и количества произведенной продукции. Издержки производства зависят от изменения объемов производства, от изменения цен на ресурсы, от изменения норм расходования ресурсов на производство единицы продукции.

Анализ издержек можно проводить по всей продукции, для каждого отдельного продукта, для различных подразделений предприятия.

4.Анализ продукта на рынке сбыта.

Исследование положения продукта на рынке дает возможность выявить те виды продукции, которые имеют преимущества по сравнению с продукцией, производимой конкурентами. Анализ продукта служит основанием для определения рыночной стратегии предприятия.

Для выявления конкурентных преимуществ выпускаемой продукции можно провести сравнительный анализ. Для этого можно сравнить выпускаемый данным предприятием продукт с продуктом предприятия конкурента, используя ряд показателей.

1) Потребность в продукте.

2) Значение цены для потребителя.

3) Функции, выполняемые продуктом.

4) Наличие заменителей на рынке.

5) Сравнение с конкурентным продуктом.

6) Число конкурентов на рынке.

7) Импорт продукции.

Показатели могут быть изменены, дополнены, приспособлены к конкретной ситуации, характерной для данного предприятия и выпускаемого продукта. Занимается этим обычно группа специалистов, в которую входят руководитель отдела продаж, ответственный за сбыт, а также сотрудники занимающиеся планированием.

Производимый продукт всегда занимает определенное место на рынке. Конкурентную ситуацию на рынке описывают такие показатели, как доля на рынке, качество продукта, цена, издержки по сравнению с главными конкурентами.

5. Анализ конкурентного успеха.

Анализ конкурентного успеха проводится по следующим показателям.

1) Доля продукта на рынке.

Чем выше доля продукта на рынке, тем больше рентабельность.

2) Качество продукции.

Высокое качество продукта – это гарантия поддержания высокой доли на рынке. Оптимальным вариантом считается тот, при котором высокая доля на рынке сочетается с высоким качеством и разнообразием продукта.

Оба показателя – доля на рынке и качество продукта могут взаимно заменять и дополнять друг друга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: