Функции заработной платы

  Воспроизвод-ственная Стимулирую-щая Регулирую-щая Социальная
Целевая направленность воспроизводство рабочей силы стимулирование количества и качества труда регулирование рынка труда равная оплата за одинаковый труд
Принципы реализации обеспечение состояния нормальной жизнедеятель-ности дифференциация уровня оплаты труда   сегментация уровня оплаты труда солидаризация заработной платы
Направления реализации оценка стоимости рабочей силы оптимизация элементов организации оплаты труда ценообразование на рынке труда под влиянием спроса и предложения совмещение государственного и договорного регулирования оплаты
Критерии реализации физиологические и социальные критерии обеспечения простого и расширенного воспроизводства оптимизация соотношений между ростом оплаты труда и его производи- тельностью   формирование рыночной стоимости рабочей силы дифференциация заработной платы по критерию социальной справедливости

Регулирующая функция оплаты труда реализует общеупотребляемый принцип дифференциации уров­ня заработка в соответствии со специальностью и квалификацией пер­сонала, важностью и сложностью трудовых задач.

Социальная функ­ция заработной платы направлена на обеспечение одинаковой оплаты за одинаковую работу; она должна сочетать государственное и дого­ворное ее регулирование, а также реализовать принцип социальной справедливости по отношению к получению собственного дохода.

Полная и эффективная реализация этих главных функций оплаты труда возможна только при условии формирования и последовательного осуществления научно обос­нованной политики такой оплаты как на макроуровне (государст­во, отрасль, регион), так и на микроуровне (предприятие, органи­зация, их подразделения).

Государственная политика оплаты труда практически реали­зуется как часть общего механизма реализации социально-эконо­мической политики государства.

Государственное регулирование оплаты труда реализовывается с помощью установления:

1. минимальной заработной платы, других государственных норм и гарантий оплаты труда (за работу во внеурочное время, празднич­ные и выходные дни, выполне­ние оплачиваемых обществен­ных обязанностей)

2. определение обязательной части доходов, направляемых на оплату труда межотраслевых соотношений в оплате труда

3. межотраслевых соотношений в оплате труда

4. условий и размеров оплаты тру­да в бюджетных организациях и учреждениях

5. максимальных размеров должно­стных окладов руководителей государственных предприятий

6. уровня налогообложения предприятий (организаций) и доходов их работников

Государственное регулирование социальной защиты реализовывается с помощью:

1. бюджетного финансирования государственных учреждений образования, культуры, науки, здравоохранения, физической культуры и других отраслей;

2. участия в формировании фон­дов социального страхования (пенсионного, медицинской по­ мощи, помощи на случай безра­ботицы и др.);

3. ограниченного дотирования цен на товары (услуги), находящиеся под государственным контролем;

4. установления постоянной помощи семьям с низкими доходами;

5. применения различных форм компенсации повышения цен (для наиболее уязвимых слоев населения) и ограниченной ин­дексации;

6. обеспечения функционирования действенной системы трудоустройства и помощи по безработице.

Использование конкретных рычагов механизма государственно­го регулирования оплаты труда зависит от разнообразных факторов.

В частности, минимизация заработной платы регулируется с учетом уровня экономического развития страны, производи­тельности труда, средней заработной платы, а также стоимос­ти величины минимального потребительского бюджета («кор­зины»).

Практическое значение имеет полная реализация информационной функции государст­ва, т. е. своевременная подготовка и обнародование статистиче­ских данных: ежеквартально — о средней заработной плате и продолжительности рабочего времени по отраслям, группам профессий и должностей; ежегодно — о стоимости рабочей си­лы в соответствии с типовой международной классификацией затрат на рабочую силу.

Политика оплаты труда предприятий, организаций и других пер­вичных субъектов хозяйствования формируется и реализуется в пределах действующего законодательства — прежде всего Закона Украины «Об оплате труда» (1995 г.). Она должна учитывать стра­тегические и тактические цели деятельности конкретных субъектов хозяйствования, их отраслевую специфику, абсолютные размеры, географическое размещение, степень международной интеграции, уровень социального развития коллектива и т. п.

Конкретная реализация политики заработной платы осуществ­ляется на основании договоренности о регулировании оплаты труда наемных работников предприятия, т. е. на основе заключе­ния тарифных соглашений на трех уровнях:

· межотраслевом (генеральное тарифное соглашение);

· отраслевом или коммунальном (соответственно отраслевые
или региональные тарифные соглашения);

· производственном (тарифное соглашение как составная
часть коллективного договора).

Тарифное соглашение — это договор между представителями сторон по вопросам оплаты труда и социальных гарантий. Она на каждом уровне имеет специфическую содержательную характе­ристику. В частности, предметом тарифного соглашения на про­изводственном уровне (как составной части коллективного дого­вора) являются следующие структурные элементы:

1. Формы и системы оплаты труда, применяемые для отдельных категорий и групп работников.

2. Минимальная тарифная ставка, дифференцирован­ная по видам производств в пределах уровней, предус­мотренных генеральным тарифным соглашением для соответствующих видов (типов) производств отрасли (подотрасли).

3. Размеры тарифных ставок по разрядам работ и должностных окладов соответствующих категорий работников.

4. Виды и размеры доплат, надбавок, премий и других поощрительных и компенсационных выплат и условия их предоставления.

5. Условия оплаты труда за работу во внеурочное время, время простоя не

по вине работника, в случае изготовления продукции, оказавшейся браком не по

вине работника.

В случае найма работника по контракту собственник или
уполномоченный им орган могут устанавливать (с согласия работника) как предусмотренные коллективным договором, так и индивидуальные условия оплаты труда.

Нормы тарифного соглашения производственного уровня могут временно (до 6 месяцев) допускать уровень оплаты труда более низкий, чем нормы, определенные генеральным отраслевым или региональным соглашением, но не ниже государственных норм и гарантий по оплате труда. В течение действия (сроки оговариваются сторонами переговоров) тарифных соглашений никто из представителей сторон, находящихся в сфере действия этих соглашений, односторонне не может требовать увеличения (уменьшении) размера оплаты труда и льгот сверх того, что предусмотрено тарифным соглашением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: