В строго установленные графиком сроки материально ответственные лица обязаны сдать в бухгалтерию все приходные и расходные документы при товарных отчетах. Сроки представления в бухгалтерию отчетов устанавливают руководители и главные бухгалтеры предприятий. Отчеты могут представляться ежедневно или раз в 3, 5, 7 дней.
В товарном отчете указываются остатки товаров и тары на начало и конец отчетного периода, дата, номер документа, наименование поставщика или получателя, стоимость товаров и тары по каждому приходному и расходному документу.
Поступившие от поставщиков товары в товарных отчетах приходуются на основании соответствующих сопроводительных документов, а поступление товаров в порядке внутреннего перемещения — на основании накладных и других документов. Каждый документ в товарном отчете записывается в отдельную строку.
Поступившие товарные отчеты в бухгалтерии подвергаются тщательной проверке. Бухгалтерия контролирует своевременность, правильность оформления приемки и отпуска товаров.
При проверке отчетов остаток товаров на начало дня сверяется с остатком товаров на конец дня по предыдущему отчету. Если товарный отчет составляется после проведения инвентаризации, то остаток товаров на начало дня берется по данным итога инвентаризационных описей.
Обнаруженные ошибки в отчете исправляются корректурным способом.
При проверке товарных отчетов необходимо выделить три основных вида встречной проверки.
1.На предприятиях розничной торговли сумму стоимости товаров, реализован-
ых за наличный расчет, указанную в товарном отчете, сверяют с суммами выруч-
и по кассовым отчетам; благодаря этому бухгалтер контролирует, с одной стороны, -правильность списания реализованных товаров материально ответственными лицами, а с другой — правильность оприходования выручки за эти товары.
2.При перемещении товаров внутри предприятия следует взаимно сверять до- кументы торговых единиц, отпустивших товары, с документами торговых единиц, их получивших; это дает возможность бухгалтеру контролировать правильность оприходования товаров одним материально ответственным лицом и правильность списания другим.
3.Товарные документы на поступление товаров от поставщиков, приложенные
К товарному отчету и зафиксированные в реестре поступивших товарных документов, сопоставляют с экземпляром поставщика на этот товар, поступившим в отделение банка при оплате; это позволяет бухгалтеру установить полноту и своевременность приходования товаров.
В условиях немеханизированного учета в ряде случаев используются товарные отчеты, совмещенные с учетными регистрами. Так, например, товарный отчет может быть совмещен с учетным регистром по счету 28 "Товары". На практике применяются также товарные отчеты, приходная часть которых совмещается с учетным регистром по счету 63 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", а расходная часть — с учетным регистром по счету 28 "Товары". Итоговые данные отчетов-регистров за месяц используются для составления сводных регистров в целом по предприятию. Применение таких товарных отчетов-регистров способствует сокращению объема счетных работ, так как возникает возможность исключения перенесения многих сведений из товарных отчетов в регистры бухгалтерского учета. Отчеты такой формы целесообразно применять в условиях составления отчетности за несколько дней.
По данным проверенной отчетности материально ответственных лиц производят записи в регистр бухгалтерского учета, которым является журнал-ордер по субсчетам 281 "Товары на складе", 282 "Товары в торговле", 284 "Тара под товарами". Журнал-ордер по субсчету 285 "Торговая наценка", как правило, заполняется на основании корреспондирующих счетов итоговыми данными за месяц.
Оборот по дебету субсчетов 281, 282, 284 должен быть равен общей сумме прихода товаров и тары в данном отчете, а оборот по кредиту соответствующего субсчета — общей сумме расхода товаров и тары.
На основании товарных отчетов производятся записи также в журнале-ордере по счету 63 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
Журнал-ордер по счету 28 "Товары" и ведомость к нему ведут в разрезе материально ответственных лиц. В ведомости записывают приходную часть отчета, а в журнале-ордере — расходную. В конце месяца на основании регистров по материально ответственным лицам составляют сводный журнал-ордер с ведомостью к нему по субсчетам к счету 28 "Товары", который отражает движение товаров в целом по предприятию.
Итоги по субсчетам к счету 28 и ведомости сверяют с другими учетными регистрами. Так, сумму полученных от поставщиков товаров и тары сверяют с журналом- ордером по счету 63 "Расчеты с поставщиками". Суммы внутренней переброски товаров и тары по ведомости и журналу-ордеру счета 28 должны быть равны. Суммы товаров и тары, возвращенных поставщикам или переданных другим предприятиям, следует сопоставить с данными ведомости к журналу-ордеру по счету 63. Сумму реализованных товаров в розницу сверяют с суммой торговой выручки в ведомости к журналу-ордеру по счету 30 "Касса".
После проверки данные сводного журнала-ордера записываются в Главную книгу, а данные ведомости, не получившие отражения в указанных журналах-ордерах, переносятся в журналы-ордера по кредиту соответствующих счетов.