Субъекты, объекты, цели, методы

План

Производные инвестиции

Традиционный взгляд классической теории на процессы сбережения и инвести­рования подчеркивает положительное значение высоких сбережений. Чем выше сбереже­ния, тем глубже «резервуар», откуда черпаются инвестиции. Поэтому высокая склонность к сбережениям по логике классической школы должна способство­вать процветанию нации.

Однако наращивание сбережений не всегда делает общество богаче. Чтобы разобраться в возникшем противоречии, обратимся к инвестициям.

До сих пор речь шла об автономных инвестициях, т. е. капиталовложениях, независимых от объема и динамики ВНП. Автономные инвестиции представлены главным обра­зом как капиталовложения, осуществленные в результате технических нововве­дений.

В реальной действительности наблюдается взаимодействие инвестиций и до­хода. Автономные инвестиции, осуществленные в виде первоначальной «инъек­ции», вследствие эффекта мультипликатора приводят к росту ВНП. Оживление деловой активности, рост занятости приведут к повышению склонности к инвес­тициям у различных групп предпринимателей. Вот эти-то инвестиции и принято называть производными. Они зависят от динамики ВНП.

Производные инвести­ции, будучи «наложенными» на автономные, усиливают экономический рост, ускоряют его, что и получило название эффекта акселератора (акселератор – ус­коритель).

Но колесо ускорения может повернуться и в другую сторону. Сокра­щение дохода вследствие эффектов мультипликации и акселерации будет сокра­щать и производные инвестиции. А это будет вести к стагнации производства.

Тема 8. ГОСУДАРСТВО В СИСТЕМЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

1. Государственное регулирование экономики: субъекты, объекты, цели и методы

2. Государство в структуре экономических отношений

3. Экономические функции государства

4. Методы и инструменты государственного регулирования. Экономическая политика

5. Макроэкономические переменные и модели. Запасы и потоки. Модель круговых потоков. Общие условия макроэкономического равновесия (самостоятельное изучение вопроса).

1. Государственное регулирование экономики:

Государственное регулирование экономики – система мер законодательного, исполнительного и контрольного характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями, нацеленная на повышение эффективности производ­ства и удовлетворение потребностей общества.

Субъектами государственного регулирования экономики являются:

ü носители;

ü выразители;

ü исполнители хозяйственных интересов.

К носителям хозяйственных интересов относятся социальные груп­пы, отличающиеся друг от друга с позиции их имущественного состо­яния, доходов и видов деятельности при аналогичных доходах, по про­фессиям, отраслевым и региональным интересам.

Выразителями хозяйственных интересов являются объединения носителей экономических интересов в различные союзы и ассоциации: профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров, торговцев, студентов, маклеров и т. д.

К исполнителям хозяйственных интересов относятся исполнитель­ные органы хозяйственных интересов, организованные по подчиненности и включающие органы власти и центральный национальный банк.

Объектами государственного регулирования выступают сферы, отрасли, районы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где образовались (пли могут образоваться) проблемы, которые нельзя разрешить автоматически или в ближайшем будущем.

Основными видами объектов государственного регулирования являются: экономический цикл, занятость, накопление капитала, цены, денежное обращение, платежный баланс, научные исследования, ок­ружающая среда, конкуренция, внешнеэкономические связи и др.

Объекты различаются по уровню решаемых проблем:

ü фирма;

ü район;

ü отрасль;

ü сфера производства;

ü национальная экономика;

ü международные отношения.

Целями государственного регулирования экономики выступают:

ü экономическая и социальная стабильность – главная цель;

ü опосредствующие цели для решения главной (первичные, вто­ричные, третичные и т, д.) – конкретныецели.

В системе методов государственного регулирования экономики центральное место занимают экономические методы, которые включают в себя:

ü методы прямого государственного регулирования;

ü методы косвенного государственного регулирования.

Прямые методы выступают в следующих основных формах:

ü целевое финансирование государства (дотации предприятиям, финансирование научно-технических, экологических программ, финансирование социальной сферы);

ü государственные закупки;

ü функционирование государственного сектора экономики.

Косвенные методы выступают в следующих основных формах:

ü денежно-кредитные методы (учетная ставка, операции на откры­том рынке ценных бумаг, установление норм обязательных резер­вов);

ü бюджетно-налоговые методы (система налогообложения, уста­новление налоговых скидок, предоставление налоговых льгот);

ü ускоренная амортизация (нормы амортизации, порядок амортизационных списаний);

ü внешнеэкономические методы (стимулирование экспорта, кре­дитование экспорта, ограничение или привлечение иностранно­го капитала).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: