Рыночная среда и конкурентоспособность предприятия

На рынке технического сервиса преобладает отраслевая и формальная конкуренция.

Отраслевая конкуренция является результатом того, что, как правило, существует достаточно много компаний, предлагающих одни и те же группы товаров или услуг. Ощутимо это среди магазинов автозапчастей. Этот вид конкуренции характеризуется перекрестной эластичностью спроса на продукцию, например, если предприятие повысило цены на запчасти, то у ближайшего соперника вырастет объем продаж. Уменьшение этого вида конкуренции возможно при более узкой специализации, например, предложение услуг и запчастей для конкретной марки автомобилей.

Предприятиями используется два способа повышения своей конкурентоспособности:

1 способ – предложение рынку более низкого уровня цен (ценовая конкуренция),

2 способ – предложение рынку более высокого качества оказываемых услуг (конкуренция по товару). Под товаром понимаются не столько сами запчасти, сколько уровень развития бизнеса: качество обслуживания потребителей, предоставление гарантийных обязательств и др.

Формальная конкуренция возникает в связи с тем, что разную потребность можно удовлетворить по разному, так как на рынке существует множество различных товаров и услуг, призванных выполнять одну и ту же функцию. Покупатель, приходя в магазин запчастей, хочет получить исправный автомобиль. Эту потребность можно удовлетворить как минимум двумя способами: приобрести запчасти и заменить ее самому или отогнать АТС в сервис и получить автомобиль обратно уже исправным. Второй способ позволяет получить предприятию более высокую прибыль от каждого покупателя и полнее удовлетворить потребность клиентов. Например, в Европе доля магазинов запчастей, при которой отсутствует пункт их установки, очень мала.

Прогнозирование спроса на услуги этой отрасли – очень сложная задача. Спрос может измеряться как в натуральных показателях (число заявок на ремонт и обслуживание АТС), так и в стоимостных (общая стоимость выполненных услуг). Уровень спроса зависит от многих факторов:

- от парка АТС, находящихся в личном пользовании и собственности граждан. Его общая численность и структурные характеристики, распределение по маркам и моделям, пробег, срок службы, оценка общего технического состояния;

- от уровня организации автотехобслуживания, количества СТО, их производственных возможностей, номенклатуры, времени обслуживания клиентов, резервов запасных частей, а также от экономических показателей (цена, обеспеченность ресурсами и т.д.);

- от состояния дорожной сети, протяженности и плотности дорог, интенсивности дорожного движения и соответствия ему размещения СТО по территории города;

- от комплекса социальных условий: демографическая характеристика населения, структура занятости с дифференциацией по уровням дохода, квалификации владельцев АТС как водителей, общего уровня технического образования, навыков, склонности к самообслуживанию, транспортной подвижности населения, соблюдения экологических требований к размещению предприятий технического сервиса.

Основные направления, по которым возможно построение системы критериев оценки конкурентоспособности предприятий технического сервиса:

- месторасположение СТО,

- ценообразование,

- ассортимент услуг и запчастей в наличии,

- технологическая оснастка СТО,

- срок исполнения услуг и доставка запчастей на заказ,

- уровень технологии обслуживания клиентов, культура обслуживания,

- уровень технологии управления запасами,

- квалификация персонала,

- качество обслуживания и ремонта,

- имидж,

- режим работы,

- правовая защита клиентов и реакция со стороны СТО на претензии,

- методы работы с клиентами (прием заказов, ведение переговоров, уровень консультаций, гарантии на выполнение работы, наличие картотеки постоянных клиентов, эстетика, дизайн, реклама).

Особенностью анализа конкурентов является детальная проработка по каждому из направлений. Чем более детальным будет анализ, тем большая вероятность выявления специфических особенностей данного конкурента.

Способы получения данных:

- обращение в специализированные маркетинговые компании,

- собственными силами (телефонный опрос, анкетирование, анализ рекламы конкурентов, обращение в официальные органы ГИБДД, транспортную инспекцию, Министерство транспорта, Муниципалитет, Комитеты по статистике и т.д.)

Тема 3 Ресурсы предприятия. Основные фонды и оборотные средства предприятий технического сервиса. Трудовые ресурсы предприятий автосервиса. Формы и системы оплаты труда.

Уставный капитал. Состав, структура, значение основных фондов и оборотных средств предприятий технического сервиса. Виды стоимостных оценок основных фондов. Амортизация основных фондов. Нематериальные активы. Нормирование оборотных средств. Показатели использования основных фондов и оборотных средств.

Имущество предприятия составляет экономическую базу его производственно-хозяйственной деятельности и имущественной самостоятельности в правовых отношениях. Ресурсы предприятия технического сервиса - это слагаемые его производственного потенциала, то есть то, чем предприятие располагает: основные фонды, оборотные средства, кадры, финансы, деловая информация и т.п.

Ресурсы материальные - это средства производства, то есть орудия труда и предметы, создаваемые для обеспечения процесса производства: машины, оборудование, инструмент, приспособления, материалы и т.п.

Ресурсы трудовые - это трудоспособное население, которое обладает специальными знаниями, профессиональной подготовкой и опытом для осуществления производственного процесса.

Ресурсы финансовые - это денежные средства, являющиеся собственностью государства, предприятия, организации и других юридических и физических лиц. В структуре финансовых ресурсов наибольшая доля приходится на чистую прибыль предприятий.

Ресурсосбережение - это интенсификация производства путем осуществления организационно-технических мероприятий по внедрению достижений научно-технического прогресса, рациональному использованию материальных и трудовых ресурсов. В результате этих мероприятий возникает экономия за счет уменьшения затрат на 1 руб. товарной продукции (работ, услуг), сокращаются производственные запасы и высвобождается рабочая сила при неизменном объеме производства, создается задел по материальным и трудовым ресурсам для увеличения выпуска продукции (работ, услуг).

Уставный капитал - это совокупная стоимость средств, зафиксированная уставом или учредительным договором при создании предприятия (акционерного общества). Источниками его формирования являются выпуск обыкновенных и привилегированных акций, государственные вложения, паевые взносы частных лиц и организаций, выступающие как совокупность материальных и денежных средств, поступающих в полное распоряжение предприятия от участников и учредителей.

Уставный фонд - это источник формирования основных производственных фондов и оборотных средств предприятия за счет бюджетных ассигнований, денежных средств учредителей и участников, паевых взносов. Величина уставного фонда фиксируется в уставе предприятия и отражается в пассиве баланса.

Основные производственные фонды - это средства труда, которые многократно участвуют в производственном процессе, выполняя качественно различные функции. Постепенно изнашиваясь, они переносят свою стоимость на созданный продукт по частям в течение ряда лет в виде амортизационных отчислений. В состав основных производственных фондов не включаются средства труда, не введенные в действие, малоценные (стоимостью менее 1 тыс. руб. независимо от срока службы) и быстроизнашивающиеся предметы (срок службы до одного года независимо от стоимости).

Основные непроизводственные фонды - это объекты длительного непроизводственного назначения, сохраняющие свою натуральную форму и утрачивающие свою стоимость по частям в процессе их потребления. К ним относятся здания и сооружения непроизводственного характера, хозяйственный инвентарь жилищного и коммунального хозяйства предприятия и другие объекты социально-культурной сферы. Эти фонды не участвуют в производственном процессе, поэтому их стоимость не переносится на готовую продукцию. Их постоянно нарастающий износ возмещается за счет фонда социального развития предприятия.

Нематериальные активы - амортизируемое имущество, приобретенное и (или) созданное в виде результата интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд предприятия в течении длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев). Для признания нематериального актива необходимо наличие способности приносить налогоплательщику экономической выгоды (дохода), а также наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого нематериального актива и (или) исключительного права у налогоплательщика на результаты интеллектуальной деятельности (в том числе патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения), патента, товарного знака).

Оборотные средства - это совокупность материальных и денежных средств, необходимых для нормального функционирования производственного процесса и реализации продукции (работ, услуг). Оборотные средства подразделяются на оборотные фонды и фонд обращения.

Оборотные фонды - это часть оборотных средств, которая полностью потребляется в каждом производственном цикле и стоимость которой переносится на вновь созданную продукцию (работы, услуги). Натурально-вещественным содержанием оборотных фондов являются предметы труда, находящиеся в производственных запасах (сырье, основные материалы, топливо и т.п.) и вступившие в процесс производства, расходы будущих лет на освоение новой продукции и совершенствование технологии, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, стоимость которых не превышает 1 тыс. руб. или срок службы которых менее года независимо от стоимости.

Фонд обращения - это фонд, обеспечивающий непрерывность процесса производства и реализации продукции (работ, услуг) предприятия. Он включает готовую продукцию на складах, товары, отгруженные и находящиеся в пути, денежные средства в кассе, на расчетных счетах в банках и в расчетах.

Таким образом, основные и оборотные средства предприятия образуют его уставный фонд, размер которого отражается на самостоятельном балансе предприятия. Оборотные средства составляют наиболее подвижную часть имущества предприятия. Они подразделяются на собственные оборотные средства и заемные оборотные средства, получаемые предприятием в порядке банковского кредита на ограниченные сроки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: