Цена, совокупный и предельный доход монополиста

Признаки чистой монополии

Лекция 15. Общие характерные черты монопольного рынка

Полной противоположностью рынку совершенной конкуренции является монопольный рынок.

Черты чистой монополии:

1. На рынке действует только один продавец определенной продукции. Таким образом, предприятие – монополист – это и есть определенная отрасль производства. Поэтому для чистого монополиста эквивалентны понятия «рыночное предложение» и «предложение отдельного предприятия», а также отсутствует разделение на спрос для отдельного предприятия и рыночный спрос.

2. Товар, который производится монополистом, не имеет близких заменителей, он уникален.

3. Монополист самостоятельно устанавливает цену на свой продукт. Поскольку для монополиста спрос совпадает с рыночным и его можно рассматривать как заданный, поэтому он устанавливает цену, маневрируя предложением: увеличение предложения снижает цену, а уменьшение предложения приводит к росту цены.

4. Вступление в отрасль (рынок) других предприятий заблокировано экономическими, финансовыми, правовыми, технологическими барьерами.

Монополия всячески препятствует появлению новых предприятий на рынке, иначе она потеряет свою монопольную власть. Предприятие обладает монопольной властью, когда оно может воздействовать на цену своего товара. Чтобы обладать монопольной властью, предприятию не обязательно быть чистым монополистом. Достаточно того, чтобы предприятие производило значительную массу продукта на рынке и тогда линия спроса на его продукт будет иметь наклонный вид и можно будет менять цену, изменяя предложение товара.

Отличительная особенность чистой монополии с сравнении с совершенной конкуренцией состоит в наклоне кривой спроса, которая имеет нисходящий характер (рис. 15.1.)

а) б)

Рис. 15.1. Кривая спроса на продукцию предприятия на рынке совершенной конкуренции (а) и предприятия-монополиста (б)

При определении ценовой политики монополист стоит перед выбором: ограничить объем продаж для поддержания высокой цены или снизить цену в целях увеличения объема реализации.

Если монополист выберет цену Р1 (рис. 15.1.), то общий доход от реализации Q1 объема товара составит площадь прямоугольника Р1АQ1O. При снижении цены до Р2, общий доход от реализации Q2 объема товара составит Р2ВQ2O. Заметим, что с увеличением объема производства и продаж с Q1 до Q2 общий доход возрастает на величину площади КВ Q2 Q1 и одновременно уменьшается на площадь Р1АКР2.

Таким образом, монополист, самостоятельно устанавливая цену и объем продаж, каждый раз при расширении объема продаж должен следить за приростом дохода от реализации дополнительной единицы продукции, т.е. за величиной предельного дохода (MR).

Для монополиста, в отличие от совершенного конкурента, предельный доход меньше цены продукции и поэтому линия MR лежит ниже линии спроса (D), причем линия MR в два раза круче линии D (рис. 15.2.).

 
 


Рис. 15.2. Кривая спроса, общего и предельного дохода монополиста.

Совокупный же доход (ТR) по мере роста объема продаж сначала возрастает (когда MR>0), достигает максимума (MR=0), а затем уменьшается (MR<0). Таким образом, монополист будет действовать на участке MR>0, который соответствует эластичному участку спроса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: