Содержание
1. | Предмет и метод микроэкономики………………………………… | |
2. | Закон предложения, закон спроса. Равновесие. Рынок………….... | |
3. | Излишки потребителя, теория поведения потребителя………...… | |
4. | Излишки производителя, поведение производителя, производственная функция………..…………………………….... | |
5. | Монополия, олигополия, монополистическая конкуренция, барьеры входа и выхода (в отрасли)…………………………...…… | |
6. | Рынки факторов производства……………………………………… | |
7. | Бюджетное ограничение, кривые безразличия, эффект дохода и эффект замещения…………………………………….…………….. | |
Библиографический список………………………………………… | ||
Обозначения и формулы………………………………………….. |
Микроэкономика: предмет, объект, метод. Потребности. Блага. Экономические ресурсы (факторы производства). Кривая производственных возможностей (КПВ). Рынок. Условия формирования рынка. Функции рынка. Виды рынков. Положительные и отрицательные стороны рынка. Цены.
|
|
Микроэкономика: предмет, объект, метод.
Микроэкономика – одна из частей современной экономической теории, изучающая поведение отдельных экономических субъектов в условиях ограниченности ресурсов.
Предметом микроэкономики является процесс принятия решений отдельным экономическим субъектом о том, как ему использовать имеющиеся у него ограниченные ресурсы с наибольшей для него пользой и выгодой.
Ограниченность ресурсов вынуждает экономических субъектов делать выбор с целью решения следующих вопросов:
1) Что производит и в каком объеме?
2) Каким образом производить избранные виды благ?
3) Кто получает то, что произведено?
4) Какой объем ресурсов использовать для текущего потребления, и какой для будущего?
В качестве объектов изучения микроэкономики выступают отдельные индивиды, домохозяйства, частные фирмы, государственные учреждения и организации. Выводы микроэкономики адресованы коммерсантам и бизнесменам.
Методы микроэкономики.
Микроэкономика делится на позитивную и нормативную.
Позитивная микроэкономика изучает факты и зависимости между этими факторами и отвечает на вопрос: что есть или может быть.
Нормативная микроэкономика предлагает рецепты действий, определяет какие условия желательны или нежелательны, отвечает на вопрос: что должно быть.
|
|
Основные методы изучения реальной действительности позитивной микроэкономики:
1) предельный анализ
2) функциональный анализ
3) равновесный подход
4) метод верифицируемости (проверяемости) теории.
Основные методы нормативного микроэкономического анализа:
1) Оптимизационные модели.
2) Равновесные модели.
Целью изучения курса «Микроэкономика» является, во-первых освоение основных фундаментальных понятий, категорий и процессов; и, во-вторых использование понятийного аппарата микроэкономики для объяснения экономических процессов, происходящих в экономике страны.
Потребность – это всякое состояние неудовлетворенности, из которого человек стремится выйти или же состояние удовлетворенности, которое человек желает продлить; чувство недостатка, которое человек стремится устранить с помощью потребления благ.
Классификация видов потребностей
1. По степени неотложности потребностей:
- первичные – еда, одежа, жилье;
- вторичные – образование, карьера.
2. По степени охвата:
- индивидуальные;
- коллективные.
3. По степени осознания понимания потребностей:
- осознанные (явные);
- неосознанные (скрытые).
4. По возможности приобретения благ:
- платежеспособные;
- неплатежеспособные.
5. По эволюции потребностей в зависимости от факта удовлетворения (Пирамида Маслоу, психологическая классификация):
- основные физиологические;
- безопасность;
- социальные (любовь, принадлежность к семье, уважение);
- потребность в самооценке (статус);
- потребность в саморазвитии и самореализации.
Блага – все, что удовлетворяет личные и общественные потребности.
Классификация видов благ
1. По степени участия человека в производстве благ:
а) Экономические блага – товары (предметы потребления) и услуги, предназначенные для удовлетворения личных и общественных потребностей. Они составляют основной круг потребностей людей. Их объем всегда недостаточен для удовлетворения растущих запросов людей, нуждается в постоянном воспроизводстве и распределении.
б) Неэкономические (свободного доступа) блага – это жизненные блага природного характера, имеющийся объем которых значительно больше потребностей людей и доступ к которым не ограничен. Потребление этих благ одними людьми не приводит к возникновению дефицита для других людей. Они не нуждаются в производстве и люди потребляют их бесплатно (воздух, энергия солнца, вода океанов и др.)
2. По субстанции благ:
а) материальные блага – это товары предназначенные для реализации на рынке.
б) нематериальные блага – различные виды услуг как результат полезной деятельности организаций и отдельных лиц, направленный на удовлетворение личных общественных потребностей. От полезных вещей услуга отличается тем, что в ней совмещены процессы производства и потребления. Услугу невозможно хранить, транспортировать, накапливать и т.д.
3. По характеру использования: потребительские (прямые) и производственные (косвенные).
Потребительские (прямые) блага – это предметы потребления, используемые непосредственно для жизнедеятельности людей (еда, одежда, предметы быта и т.д.)
Производственные (косвенные) – средства производства для изготовления предметов потребления.
4. По характеру соотношения друг с другом: комплиментарные блага (т.е. блага, которые могут дополнять друг друга в процессе потребления) и субституты (т.е. блага, которые являются заменяемыми по отношению друг к другу).
5. По длительности потребления: долгосрочного и краткосрочного потребления.
Экономические ресурсы (факторы производства) – это средства для производства экономических благ (товаров и услуг).
Виды ресурсов:
- Земля – все естественные ресурсы (дары природы): собственно земля, минеральные ресурсы, леса, водные ресурсы. Собственники земли получают доход в виде ренты.
|
|
- Капитал – это все средства производства, которые используются для создания товаров, услуг и доставки их потребителю. Плата за услуги капитала – процент. В последнее время используется понятие «человеческий капитал», т.е. вложения средств в здоровье и образование человека.
- Труд – все умственные и физические способности человека, которые он использует для производства товаров и услуг. Доход от труда – это заработная плата.
- Предпринимательские способности – особый вид человеческих способностей, заключающийся в эффективном соединении всех других факторов производства. Предприниматели получают доход в виде прибыли.
Все экономические ресурсы ограничены и редки. Их меньше, чем необходимо для удовлетворения потребностей общества.
Однако, ограниченность ресурсов относительна. С развитием общества она преодолевается путем создания ресурсосберегающих технологий, изыскиваются новые ресурсы и т.д. Тем не менее на каждый данный момент времени ограниченность ресурсов имеет место, что побуждает человека эффективно их использовать, т.е. стремиться к максимальной отдаче от ресурсов.
Проблемы экономического выбора.
Кривая производственных возможностей – это линия каждая точка на которой представляет собой максимальный объем производства двух продуктов.
Рис. 1: Кривая производственных возможностей
Рынок – это институт или механизм, сводящий вместе покупателей (носителей спроса) и продавцов (поставщиков) товаров и услуг.
Условия формирования рынка:
а) общественное разделение труда;
б) частная собственность на средства и продукты производства.
Основные инструменты рынка: спрос, предложение, цена, конкуренция.
Функции рынка:
- Ценообразующая;
- Регулирующая;
- Посредническая;
- Информационная;
- Стимулирующая;
- Оздоравливающая.
Виды рынков
В зависимости от объектов купли продажи выделяют:
а) рынок товаров;
б) рынок услуг;
в) рынок капиталов;
г) рынок труда;
д) рынок информации.
|
|
С точки зрения границ и масштабов различают:
а) местный;
б) национальный (внутренний);
в) мировой (внешний).
С позиции ценообразования и характера конкуренции различают следующие основные модели рынков:
а) совершенная конкуренция;
б) чистая монополия;
в) монополистическая конкуренция;
г) олигополия.
Субъекты рынка: индивидуумы, домохозяйства, фирмы, государство.
Цена – определенное количество денежных единиц, получаемых за товар; денежное выражение стоимости товара.
Виды цены: цена равновесная; действующая цена; реальная (сопоставимая) цена.
Функции цены:
- учетная,
- стимулирующая,
- распределительная.