Вопрос 1. Несовершенная конкуренция

План

Тема 4. Чистая монополия

Цели изучения темы:

- определить понятие и характерные черты чистой монополии;

- понять причины возникновения монополии;

- исследовать механизм функционирования и ценообразования;

- определить эффективность рынка чистой монополии;

- оценить последствия чистой монополии для экономики;

- выяснить причины ценовой дискриминации.

1. Несовершенная конкуренция

2. Чистая монополия

3. Виды монополий

4. Максимизация прибыли чистого монополиста

5. Эффективность чистой монополии

6. Ценовая дискриминация

Рекомендуемая литература

1. Кулик Л.М. Экономическая теория. – М., 2004. – С. 191–203.

2. Экономическая теория /Под ред. А.Г.Грязновой, Т.В.Чечеловой. – М., 2005. – С. 139–144.

3. Экономическая теория. Часть II. Микроэкономика /Под ред. Э.А.Лутохиной. – Мн., 2005. – С. 147–163.

4. Долан Э.Д., Линдсей Д.Е. Рынок: макроэкономическая модель. – СПб., 1992. – С. 193–240.

5. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. Т. 2. – М., 1992. – С. 3–42.

Совершенная конкуренция была типична в экономике развитых стран до середины XIX века. Во второй половине XIX – начале XX века появляются крупные предприятия и их объединения, которые охватывают отраслевые рынки. Активизируется влияние государства на рыночные отношения. В условиях рынка свободная конкуренция сдерживается рядом факторов:

1.Наличие коммерческой тайны ограничивает свободный доступ к информации.

2.Любая фирма сталкивается с риском убытков. Малоэффективные вытесняются с рынка более успешными, что ведет с сокращению числа фирм и их дифференциации по размеру.

3. Укрупнение фирмы наделяет ее преимуществами перед мелкими конкурентами.

Так возникает несовершенная конкуренция – это состояние отраслевого рынка, которое характеризуется ограниченной свободой ценообразования и принятия решений. Возникают случаи, когда одна или нескольких фирм оказывают существенное влияние на национальную экономику. Такие фирмы либо сами создают для себя выгодные условия, либо пользуются государственной властью для их создания и сохранения. Т.о. фирма получает доминирующее положение (ДП) в отрасли. Власть над рынком может принадлежать лишь крупному субъекту, который возникает в результате концентрации или централизации производства и капитала.

Концентрация производства – это процесс сосредоточения факторов производства в руках одного субъекта. КП приводит к положительным экономическим результатам: положительный эффект масштаба производства (рост производства опережает рост общих издержек), рост прибыли, возможность освоения прогрессивных технологий, высокий уровень квалификации работников, эффективная организация производства.

Централизация производства (ЦП) – это процесс объединения или присоединения хозяйствующих субъектов, в результате которого из нескольких предприятий может образоваться новое боле крупное, или существовавшее ранее предприятие станет крупнее за счет присоединения мелкого. Объединение и присоединение ведут к укрупнению и сокращению числа субъектов хозяйствования. ЦП – одна из форм экономической интеграции - процесса хозяйственного сближения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: