Рынок ценополучателей

В РАЗЛИЧНЫХ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУРАХ.

ТЕМА 6. ПОВЕДЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

Поведение потребителя на рыке предприятия – ценополучателя.

Под рынком ценополучателей понимают такой рынок, на котором производитель товаров, как бы он не желал повысить или понизить цены на свои товары, не может сделать этого и вынужден продавать их по той рыночной цене, которая сложилась на рынке. Рынок ценополучателей - это рынок совершенной конкуренции, который характеризуется следующими чертами:

- очень большое количество независимо действующих фирм, причем каждая из них производит малую часть от общего объема продаваемого продукта;

- конкурирующие фирмы производят однообразную продукцию. При данной цене потребителю безразлично, у какого продавца покупать продукт. Вследствие однородности продукции отсутствует основание для неценовой конкуренции, т.е. конкуренции на базе различий в качестве продукции;

- ни одна фирма не осуществляет контроль над ценой. Рыночная цена устанавливается на основе отраслевого спроса и предложения и является для отдельной фирмы заданной величиной, к которой она должна приспособиться;

- свободное вступление и выход из отрасли. Новые фирмы могут свободно входить, а уже существующие фирмы свободно покидать отрасль, т.к. нет никаких барьеров - законодательных, технологических, финансовых.

Изучение рынка ценопотребителей имеет практическое значение. В странах с развитой рыночной экономикой к этой модели близок рынок сельскохозяйственной продукции (пшеница, хлопок, картофель). Такой рынок - это образец или стандарт, в сравнении с которым познаются другие рыночные структуры и по которому может быть оценена эффективность рыночной экономики. Рассмотрим спрос и доход фирмы в условиях совершенной конкуренции.

Спрос на продукцию фирмы является совершенно эластичным, т.к. каждая единица продукции продается по одной и той же рыночной цене. Кривая спроса принимает вид горизонтальной прямой.

Доход, получаемый на единицу проданной продукции, есть средний доход (AR). Очевидно, что в условиях совершенной конкуренции средний доход равен цене продаваемого товара.

Общая сумма от продажи всех единиц образует валовой доход фирмы (TR). Если продано Q единиц товара по цене P за единицу, то TR=P+Q.

Рис. 6.1. Предельный и валовой доход

Во втором вопросе данной лекции мы рассмотрим термин "предельные издержки" для обозначения величины, на которую изменяются общие издержки при изменении объема выпуска продукции на одну единицу. Теперь введем аналогичный термин "предельный доход" (MR) - это прирост валового дохода, вызванный увеличением количества произведенной и реализованной продукции на единицу, иными словами MR=D TR/ D Q.

В условиях совершенной конкуренции предельный доход равен рыночной цене, поскольку каждая дополнительная единица продукции добавляет точно свою цену к валовому доходу. Рассмотрим высказанные положения на условном примере (таблица 6.1).

Поскольку фирма может продать дополнительные единицы продукции по постоянной цене, кривая ее предельного дохода (MR) в условиях чистой конкуренции совпадает с ее кривой совершенно эластичного спроса (D). Кривая валового дохода фирмы (TR) имеет вид прямой восходящей линии.

Рассматривая фирму-ценополучателя и ее поведение на рынке, попытаемся ответить на три вопроса.

Как максимизировать прибыль?

Как минимизировать убытки?


Таблица 6.1

Спрос и доход отдельной фирмы на рынке ценополучателей.

спрос доход
Количество проданной продукции Цена товара (руб.) Валовой доход (руб.) Предельный доход (руб.)
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Когда закрыть, приостановить выпуск продукции выгоднее, чем продолжать ее производство?

Существует два подхода к определению уровня производства, при котором фирма будет получать максимальную прибыль или минимальные убытки.

Первый предполагает сравнение валового дохода и валовых издержек; второй - сравнение предельных издержек и предельного дохода.

Рассмотрим максимизацию прибыли в краткосрочном периоде. В этом периоде фирма располагает неизменным оборудованием, а поэтому она пытается максимизировать прибыль путем изменения объема выпуска продукции за счет изменения величины предельных издержек расходов.

Удобнее всего использовать конкретный пример, который представлен в таблице 6.2.

Используя метод сравнения валового дохода и валовых издержек из данных таблицы, можно сделать вывод о том, что максимальная прибыль может быть получена при продаже девяти единиц продукции. Она составляет 299 руб.

Таблица 6.2

Объем производства, максимизирующий прибыль фирмы в условиях совершенной конкуренции.

Объем выпуска продукции (Q) (ед.) Валовой доход (TR) (руб.) Валовые издержки (ТС) (руб.) Средние общие издержки (АТС) Совокуп. эконом. Приб.+ Убыт.- Предел. издержки (МС) (руб.) Предел. доход=цене (MR)
      - -100 - -
        -59    
        -8    
      113,33      
             
             
      91,67      
      91,43      
      93,75      
      97,78      
             
               

Графически уровень выпуска максимизирующего объема прибыли представлен на рис. 6.2. На этом графике величина совокупной экономической прибыли равна расстоянию по вертикали между кривой валового дохода и кривой валовых издержек. Это расстояние максимально при объеме выпуска, равном 9 единицам.

Рис. 6.2. Взаимосвязь валового дохода и издержек

Определение оптимальных объемов производства и максимальной прибыли на основе сравнения валового дохода и валовых издержек может быть дополнено вторым способом, то есть через сравнение предельных издержек и предельного дохода. Как видно из таблицы 3 каждая дополнительно произведенная и реализованная единица продукции увеличивает валовой доход фирмы на 131 руб. Если увеличение дохода превышает увеличение издержек, то предельный доход больше, чем предельные издержки, значит, дальнейший рост выпуска на одну единицу увеличивает совокупную экономическую прибыль. Если же увеличение издержек превосходит увеличение дохода, то есть если предельные издержки больше предельного дохода, то увеличение выпуска на одну единицу уменьшает совокупную экономическую прибыль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: