double arrow

Поведение на рынке предприятия - ценоискателя

Под рынком ценоискателей понимается такой рынок, на котором подавляющая часть продукции предлагается относительно ограниченным числом предприятий. Они сосредотачивают в своих руках значительную часть рыночного предложения и оказываются в особых отношениях с рыночной средой. Во-первых, занимая господствующее положение на рынке, они могут существенно влиять на условия реализации продукции, осуществляя в определенной степени контроль над ценами, т.е. обладают определенной властью над ценой. Во-вторых, меняются отношения между участниками рынка: производители внимательно следят за поведением своих конкурентов. В-третьих, воздействие на цену (повышение или понижение) осуществляется не только мероприятиями внутреннего характера, влияющими на понижение издержек, но и мерами воздействия на внешнюю среду с целью повышения спроса на продукцию (реклама). Иными словами, рынок ценоискателей - это:

1) рынок несовершенной конкуренции, который включает в себя чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию;

2) рынок, на котором предприятие ищет такую цену, при которой с учетом собственных издержек оно максимизирует прибыль.

Предприятие в условиях чистой монополии и его поведение на рынке продукта.

Фирма-монополист является единственным производителем в отрасли и поэтому контролирует цену товара. Из этого факта вытекают следующие принципиальные положения:

· спрос на продукцию фирмы-монополиста представляет собой отраслевой спрос, и поэтому кривая ее спроса является нисходящей, т.е. монополисты, понижая с максимальной цены за первую проданную единицу товара, понижают цену каждой последующей единицы товара. Закон рыночного спроса - большее количество товара по более низкой цене;

· цена товара является величиной среднего дохода. В этой связи кривые спроса и среднего дохода будут совпадать;

· предельный доход становится меньше, чем цена (средний доход) для каждого уровня выпуска продукции, кроме первого. Следовательно, кривая предельного дохода проходит ниже кривой спроса, и предельный доход раньше достигает нулевой отметки. В этом случае валовой доход перестает возрастать, и спрос становится неэластичным, т.е. дальнейшее снижение цены не приведет к росту валового дохода. Для понимания этих положений рассмотрим таблицу 6.6.

Из таблицы 6.6. видно, что для продажи каждой дополнительной единицы продукции монополист понижает цену на 10 рублей. Так, например, пятая единица продукции будет продана по цене 140 рублей. Однако предельный доход от производства и продажи пятой единицы составляет не 140 рублей, а всего 100 рублей, так как фирма-монополист теряет 40 рублей за счет снижения

Сравнение 2,3 и 4 колонок показывает, что для всех сокращений цены со 180 рублей до 100 рублей валовой доход увеличивается, а предельный доход является положительным. Это означает, что спрос является эластичным в этом ценовом диапазоне (процентное изменение количества опрашиваемой продукции превышает процентное изменение цены). При цене 90 рублей валовой доход неизменен, а предельный доход равен нулю, что означает единичную эластичность. При падении цены ниже 90 рублей валовой доход уменьшается, а предельный доход является отрицательным, что указывает на то, что спрос неэластичен.

Таблица 6.6.

Доход и издержки в условиях чистой монополии.

Объем выпуска продук. (ед.) Цена (D) Валов. доход TR (руб.) Предел. доход (MR) Средние общие издержки (ATC) Валов. издержки (ТС) (руб.)   Предел. издержки (МС) (руб.) Совокуп. эконом. Приб.+ Убыт.-
  -     -       -115
              -39
        155,5      
        130,3      
               
        108,2      
        105,5      
        105,1      
        107,1      
        112,4     -112
        118,5     -285
      -20 131,8     -570
                 

Представим это на рис. 6.7 и 6.8.

Рис. 6.7. Взаимосвязь эластичности и предельного дохода

Рис. 6.8. Валовой доход

Кривая MR проходит ниже кривой спроса. Участок АВ кривой D означает эластичный спрос с положительным приростом MR. Валовой доход TR соответственно возрастает (рис.6.7.). Участок ВС означает единичную эластичность с нулевым приростом MR. Участок CF - это уже неэластичный спрос, предельный доход меньше нуля и TR начинает уменьшаться.

Отсюда следует важное правило: максимизирующий свою прибыль монополист всегда будет избегать неэластичного отрезка его кривой спроса в пользу некоторой комбинации (цена - количество) на эластичном отрезке.

Возникает вопрос: какую комбинацию цены и количества продукции выберет чистый монополист для получения максимальной прибыли?

Для монополиста принцип максимизации прибыли тот же, что и для совершенно конкурентной фирмы. Монополист будет наращивать производство до такого объема, при котором предельный доход разен предельным издержкам, но еще раз отметим, что у монополиста предельный доход меньше цены.

Обратимся к таблице 6.6. Сравнение колонок 4 и 7 показывает, что максимизирующий прибыль выпуск продукции составит 5 единиц. Пятое изделие является последней единицей, чей предельный доход превышает предельные издержки - соответственно 100 руб. и 81 руб. Для остальных 4-ех единиц предельный доход меньше предельных издержек. Сравнение колонок 1 и 2 показывает, что есть только одна цена, при которой 5 единиц могут быть проданы - 140 рублей. Эта цена превышает средние общие издержки - 108,2 руб. Следовательно, экономическая прибыль на единицу продукции составит 31,8 руб. = (140-108,2), а совокупная экономическая прибыль 159 руб. = (31,8x5). Графически максимизацию прибыли представим на рис. 6.9.

Точка Е на пересечении графиков MR и МС показывает, что максимизирующий прибыль объем производства составляет 5 единиц. Цена продажи определяется путем восстановления перпендикуляра вверх от максимизирующей прибыли точки на оси выпуска до кривой спроса и затем под прямым углом от этой точки до вертикальной оси. Найденная цена и есть продажная цена.

Рис. 6.9. Максимизирующее прибыль фирмы при монополии

Анализ показывает, что монополист устанавливает не наивысшую цену, как это обычно принято считать. Монополист мог установить цену, если говорить о рис. 6.9., на уровне гораздо левее кривой D (спроса), но он не делает этого, ибо прибыли в этом случае не являются максимальными. Монополист следует твердому правилу MR=MC, максимизирующему совокупную экономическую прибыль. Особенность продажной цены фирмы-монополиста в том, что она выше предельных издержек (соответственно 140 руб. и 81 руб.), тогда как в условиях совершенной конкуренции цена равна предельным издержкам.

Рассматривая максимизацию прибыли монополистом, мы исходим из того, что он устанавливает единую цену на все реализуемые единицы товара. Однако иногда в целях получения дополнительной прибыли монополист дифференцирует цены и продает товар по разным ценам при низких издержках производства. Ключ к пониманию подобных действий следует искать в следующем: отрезок кривой спроса, лежащий над областью прибыли, если посмотреть на рис. 6.9., показывает нам, что есть покупатели, которые скорее пожелали бы заплатить больше, чем 140 рублей, чем отказаться от продукта. Если монополист может установить и выделить каждого из этих покупателей и назначить для них максимальную цену, которую каждый заплатил бы, то продажа любого данного уровня выпуска продукции будет более прибыльной. В колонках 1 и 2 таблицы 6.6 мы замечаем, что покупатели первых 4 единиц хотели бы заплатить более, чем равновесную цену в 140 рублей. Тогда валовой доход увеличился бы с 700 рублей (140x5) до 800 рублей (140+150+160+170+180) и прибыли увеличились бы со 159 рублей (700-541) до 259 рублей (800-541).

Кроме получения большей прибыли, монополист, занимающийся дифференциацией цены, предпочитает производить и больший объем продукции. Монополист, который не проводит политику дифференциации цены, понижает ее, чтобы продать дополнительную единицу продукции, при этом, как мы знаем, более низкая цена используется не только при дополнительных продажах, но и для всех предшествующих единиц продукции. В результате предельный доход меньше, чем цена.

Монополист, проводящий политику дифференциации цены, понижает и использует ее только для продажи дополнительно произведенной единицы, а не для предшествующих единиц. Следовательно, цена и предельный доход равны для любой единицы продукции. Иначе говоря, фирма-монополист в любом случае будет действовать подобно фирме в условиях совершенной конкуренции, так как предельные издержки сравниваются с ценой (предельным доходом). Но при совершенной конкуренции выпуск фирмы всегда выше, чем у фирмы-монополиста.

Как следует из таблицы 6.6, монополист сочтет, что еще прибыльно производить шестую единицу продукции, так как P(MR)>MC, и по той же причине седьмую единицу. Дополнительный доход от продажи шестой и седьмой единиц составляет 250 рублей (130+120). Тогда валовой доход для 7 единиц составляет 1050 рублей (800+130+120). Валовые издержки для 7 единиц составят 736 рублей, так что экономическая прибыль равна 314 рублей.

Таким образом, дифференциация цены монополистом позволяет ему получать и большие прибыли и производить больший объем выпуска продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: