Лекция 9. Государственное регулирование национальной экономики

1. Фискальная политика государства.

2. Государственный бюджет.

3. Денежно-кредитная политика государства.

Вопрос 1 Фискальная политика государства.

Сущность налогов заключается в отношениях безвозмездного присвоения. Такой прерогативой обладает государство, которую оно осуществляет в форме обязательных сборов с юридических и физических лиц. Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов, граждан, с одной стороны, и государства – с другой, по поводу формирования государственных финансов.

Сущность налогов находит свое проявление в выполняемых ими функциях. Функции налогов – это такие их свойства, которые позволяют использовать налоги в качестве инструментов формирования доходов государства, распределения, перераспределения доходов в обществе в интересах обеспечения жизнедеятельности государства, экономического развития и решения социальных проблем страны.

Фискальная функция, суть которой заключается в формировании финансовых ресурсов государства. Она направлена на изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны и той части сферы материального производства, которая не имеет собственных источников доходов.

Распределительная (перераспределительная) функция. Суть ее в перераспределении доходов юридических и физических лиц в интересах реализации крупных народнохозяйственных, социальных, научно-технических, экономических программ.

Регулирующая функция. Налоговое регулирование представляет собой систему мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой правительством концепцией экономического развития. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, решению актуальных для общества проблем. В регулирующей функции налогов выделяется стимулирующая подфункция, которая реализуется через систему льгот, исключений, преференций.

Контролирующая функция. Она позволяет установить соотношение между налоговыми поступлениями и потребностями государства в финансовых ресурсах, определить направления эффективного использования последних, установить надзор за движением финансовых ресурсов, вносить изменения в действующую налоговую систему. Составляющей здесь является налоговая дисциплина, предполагающая своевременное и полное выполнение налоговых обязательств.

В налоговых отношениях выделяется субъект и объект налогообложения. Субъектом налога является физическое или юридическое лицо, на которое законодательством возложено обязательство платить налог. Лицо, которое физически уплачивает налог, называется носителем налога. Объект налога – это доход или имущество, на которые начисляется налог, а источник налога – доход, за счет которого уплачивается налог.

По объекту налогообложения налоги делятся на пять групп: на имущество, ресурсные, на доход или прибыль, на действия (хозяйственные акты, финансовые операции, обороты) и прочие, охватывающие некоторые местные налоги и разовые сборы.

Принципы налогообложения: всеобщность, справедливость, определенность, удобство, достаточность, стабильность, гибкость, выбор надлежащего источника и объекта налогообложения.

По способу взимания налоги делятся на кадастровые (с дифференциацией объекта налога на группы по определенному признаку, например, транспортный налог), декларируемые (налог устанавливается на основе заполнения декларации о полученных доходах), изымаемые у источника (изымается налог у третьего лица, а получатель дохода получает его уменьшенным на величину налога, например, подоходный налог).

По объекту налогообложения налоги делятся на прямые (взимаются прямо и непосредственно с субъекта налогообложения), косвенные (завуалированная форма платежей, которая находит свое проявление цене товара, здесь формальным плательщиком налога является продавец, а реальным – покупатель).

В системе налогообложения определяющую роль играет налоговая ставка, взимаемая с единицы объекта налогообложения. Перед ними все должны быть равны, однако ставки могут быть продифференцированы по экономическим, социальным, региональным категориям плательщиков, не никак ни по отдельным физическим лицам или предприятиям. Фиксированный размер ставок и их относительная стабильность способствуют развитию предпринимательской деятельности.

По динамике налоговой ставки определяется принцип построения налогообложения: пропорциональное налогообложение (индифферентные налоговые ставки по отношению к величине получаемого дохода), прогрессивное налогообложение (повышение или понижение налоговой ставки в зависимости от увеличения или сокращения дохода), регрессивное налогообложение (обратная зависимость между налоговой ставкой и величиной объекта налогообложения).

Уровень налоговых ставок значительно влияет на доходную часть бюджета. Теоретическое обоснование данной зависимости осуществил А. Лаффер. Он доказал, что чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы предприятий существенно снижает у последних стимулы к капиталовложениям, тормозит научно-технический прогресс, замедляет экономический рост, что ведет к сокращению поступлений в государственный бюджет. Графической изображение это зависимости называется кривой Лаффера.

Вопрос 2 Государственный бюджет.

С укреплением государства и расширением выполняемых им функций возникла и росла потребность в финансовых ресурсах – это денежные средства, находящиеся в распоряжении государства, его учреждений, организаций и предприятий. Финансовые ресурсы являются объектом финансовых отношений как составной части системы экономических отношений. Финансовую систему можно определить как совокупность учреждений и отношений, опосредующих образование, распределение и использование финансовых ресурсов. В результате формирования и использования финансовых ресурсов происходит перераспределение общественного продукта и национального дохода. За счет государственных финансов им выполняются возложенные на него обществом политические, экономические и социальные функции.

Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет. Государственный бюджет – это соотношение объема и структуры доходов и расходов государства. Бюджетная система – это совокупность бюджетов национально-административно-территориальных образований государства, а также бюджетов самостоятельных в финансовой деятельности государственных учреждений, основанная на экономических отношениях и правовых нормах.

Организационное построение бюджетной системы зависит от формы государственного устройства. Бюджетная система унитарных государств включает в себя два звена: государственный бюджет и местные бюджеты. У государств в федеральным устройством бюджетная система состоит из трех звеньев: государственный бюджет, бюджеты субъектов федерации, местные бюджеты. Совокупность бюджетов всех уровней образует консолидированный бюджет.

Определяющим звеном бюджетной системы является государственный бюджет, представляющий собой план расходов правительства и источников их покрытия, который приобретает силу закона после обсуждения его проекта законодательными органами власти. Правительство несет ответственность за исполнение закона и бюджете. Составляется госбюджет на один год. Основным источником поступлений в госбюджет являются налоги (около 90%), а также государственные сборы, пошлины отчисления. Совокупность налогов, сборов, пошлин и т.д., принципов их построения, форм и методов их взимания образует налоговую систему.

Расходные статьи госбюджета:

· затраты на государственные услуги и пособия, которые призваны обеспечить гарантированный законом минимум условий жизнедеятельности человека и сгладить дифференциацию социальных групп населения;

· затраты на хозяйственные нужды как средство поддержания экономической конъюнктуры, хозяйственной активности, проведения государственных инвестиционных программ и т.д.;

· расходы на военные нужды (прямые и косвенные);

· расходы на содержание органов правопорядка;

· расходы на содержание государственного аппарата;

· выплаты процентов по государственному долгу.

Другой частью государственной финансовой системы являются внебюджетные, или специальные (целевые) фонды, которые могут быть экономическими (фонд поддержки малого бизнеса), социальными (фонды страхования, пенсионного обеспечения), политическими (оказание поддержки режимам, политической линии). Источниками их образования являются налоги, отчисления из бюджета, специальные взносы. Специальные фонды могут быть как временными, так и постоянными.

Оценка состояния государственных финансов определяется соотношением доходов и расходов государственного бюджета. Превышение расходов над доходами называется бюджетным дефицитом, а превышение доходов над расходами – бюджетным профицитом.

Возрастание бюджетного дефицита до огромных масштабов, его хронический характер свидетельствует о расстройстве финансовой системы и отрицательно сказывается на экономике. С другой стороны, он может способствовать решению острых социальных проблем, активизации инвестиционной и хозяйственной деятельности и т.д.

По природе происхождения различают:

· циклический дефицит – результат наступления фазы спада производства, который обусловливает сокращение доходов и увеличение расходов;

· структурный дефицит – это результат финансовой политики государства, направленной на увеличение расходов и снижение налогов с целью предотвращения спада.

Величина структурной составляющей дефицита определяется его размером при естественном уровне безработицы. Разность между реальным и структурным дефицитом «вменяется» циклическому дефициту.

В зависимости от характера проводимой государством финансовой политики бюджетный дефицит может быть активным или пассивным. Активный дефицит обусловлен финансовой политикой, направленной на увеличение расходов государства и снижение налогов, являющейся способом повышения хозяйственной активности. Пассивный дефицит вызывается сокращением государственных доходов в результате падения хозяйственной активности.

Источниками покрытия бюджетного дефицита являются:

· резкое сокращение государственных расходов;

· денежная эмиссия;

· государственные займы через размещение государственных ценных бумаг, которые подразделяются на краткосрочные (до 1 года, в ряде случаев до 3 лет), среднесрочные (3-5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет). Свободное размещение государственных ценных бумаг сокращает предложение кредитных ресурсов и повышает уровень процентных ставок. В результате возникает так называемый «эффект вытеснения частных инвестиций». Это наименее опасный для экономики способ, но только в том случае, если размещение ценных бумаг не носит принудительный характер.

К настоящему времени определились три основных подхода к регулированию бюджетного дефицита:

· объявление главной целью постоянную сбалансированность бюджета. Такое целеполагание снижает эффективность финансовой политики. В условиях депрессии сокращаются доходы и сбалансированность может быть достигнута либо увеличением налогов, либо сокращением расходов, либо и то, и другое. Все это вызывает сокращение совокупного спроса, свертывание общественного производства, т.е. усугубление депрессии. При профиците стабилизация достигается либо снижением налогов, либо увеличением государственных расходов, либо и тем, и другим. В таком случае стабилизированность бюджета достигается ценой раскручивания инфляционной спирали;

· сбалансированность в долгосрочном периоде в рамках экономического цикла с допуском годового дефицита и профицита. Но т.к. экономический цикл нестабилен, результатом такой политики является циклическая разбалансированность бюджета;

· главная цель – сбалансированность развития народного хозяйства, а сбалансированность бюджета служит этой главной цели. Поэтому развитие экономики может сопровождаться и бюджетный дефицитом, и бюджетным профицитом. Предполагается, что макроэкономическая сбалансированность и экономический рост автоматически оказывают положительное воздействие на бюджет.

Попытка решения проблем государственного дефицита или других социально-экономических проблем путем заимствований порождает государственный долг. Государственный долг – это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам.

В зависимости от рынка размещения займов государственный долг подразделяется на:

· внутренний, возникающий в результате размещения государственных займов на внутреннем рынке. О его размере судят по его доле по отношению к ВВП или сумме бюджетных расходов;

· внешний, возникающий в результате размещения займов за рубежом и других форм задолженности иностранным физическим, юридическим лицам и государствам, и также международным финансовым организациям.

Рост государственного долга вызывает определенные негативные последствия для национальной экономики. во-первых, поиск источников его погашения приводит к необходимости повышения налогов, что является антистимулом хозяйственной активности. Во-вторых, отвлечение денежных ресурсов ограничивает возможности частного предпринимательства и роста экономики. В-третьих, возникает проблема ухудшения материального благополучия населения в результате необходимости обслуживания внешнего долга. В-четвертых, происходит перераспределение доходов в пользу держателей государственных ценных бумаг. В-пятых, в конечном счете происходит подрыв финансово-кредитной системы, что чревато негативными последствиями для экономики в целом.

Управление государственным долгом – это совокупность финансовых мероприятий государства, связанных с погашением займов, организацией выплат доходов по ним, проведением конверсии и консолидации государственных займов.

Конверсия государственных займов предполагает изменение первоначальных их условий (процента, сроков и других условий погашения). Существует несколько методов конверсии: добровольная (владелец облигации либо соглашается с новыми условиями, либо гасит облигацию), принудительная (владелец облигации обязан согласиться с новыми условиями), факультативная (кредитор может либо согласиться, либо отказаться от новых условий). Конверсия, как правило, осуществляется при избытке ссудного капитала и снижении процентной ставки.

Консолидация государственного долга происходит путем продления срока действия кратко- и среднесрочных займов или путем объединения (унификации) ранее выпущенных кратко- и среднесрочных займов в один долгосрочный заем. Так формируется консолидированный долг как часть общей суммы государственной задолженности. Процесс погашения старой государственной задолженности путем выпуска новых займов называется рефинансированием.

Лекция 10. Международное разделение труда, мировой рынок, мировое хозяйство.

1. Открытая экономика. Мировой рынок. Международная торговля.

2. Валюта. Валютные отношения.

3. Международное движение факторов производства. Глобализация экономики.

Вопрос 1. Открытая экономика. Мировой рынок. Международная торговля.

Международное разделение труда – это высшая ступень территориального разделения труда, опирающаяся на специализацию производства отдельных стран по выпуску и экспорту определенных видов товаров и услуг. Глубина и масштаб международного разделения труда определяются различиями в природно-климатических условиях и наличием природных ископаемых, с одной стороны, и уровнем развития производительных сил, особенно транспортных средств и систем коммуникаций, с другой. Международное разделение труда является объективной основой становления и развития международного обмена и мирового рынка.

Формы международного разделения труда:

· внутриотраслевая – специализация предприятий разных стран, входящих в одну отрасль мирового хозяйства, на производстве отдельных комплектующих, деталей, агрегатов, узлов или готового продукта одного или нескольких видов и обмен между ними. Она в свою очередь подразделяется на частичную предметную специализацию (специализация на одном продукте данного вида), многовидовую предметную специализацию (специализация на нескольких продуктах данного вида), всевидовая предметная специализация (специализация на производстве всех продуктов данного вида);

· межотраслевая форма – разделение труда между разными отраслями одного и того же рода производства (сельского хозяйства, промышленного производства и т.д.);

· межродовая форма – разделение труда между предприятиями разных родов производства (например, между промышленностью и сельским хозяйством, строительством и сферой услуг);

· народно-хозяйственная форма – это разделение сфер деятельности между странами в масштабе их национальных экономик.

Мировой рынок – это исторически сложившаяся на базе промышленного производства и международного разделения труда система торгово-экономических отношений между странами. На мировом рынке сталкиваются интересы государств и их хозяйствующих субъектов, происходит конкурентная борьба между ними.

Формами конкурентной борьбы являются: ценовая конкуренция, неценовая, внерыночная и использование силы государства. В рамках ценовой конкуренции используются системы тайных скидок и уступок по сравнению с объявленными ценами (для крупных покупателей) или метод установления единой цены на товары с различными качественными характеристиками. С неценовой конкуренцией связаны такие формы продвижения товаров, как техническое превосходство и надежность изделий, характер предоставляемых услуг и гарантий, условия оплаты, реклама. Внерыночная конкуренция включает финансовые махинации, экономический бойкот, шантаж.

Государство играет заметную роль в конкурентной борьбе, проводя межправительственные переговоры об объектах и формах сотрудничества. Государством используются такие косвенные формы, как осуществление НИОКР, подготовка специалистов, рабочей силы, а также участие в формировании военных и гражданских заказов, что позволяет государству оказывать влияние на международную конкуренцию.

Конкурентоспособность на мировом рынке обусловливается техническим уровнем национальных производств, наличием рабочей силы, уровнем ее квалификации, профессиональной подготовки и стоимости, состоянием научных исследований. Именно от конкурентоспособности во многом зависят возможности и размеры специализации отдельно взятой страны в мировом масштабе.

С исторической точки зрения возникновение мирового рынка связано с первоначальным накоплением капитала, мануфактурной стадии развития капитализма, широкой торговлей и колониальной экспансией европейской буржуазии, развитием мореплавания и средств сухопутного сообщения. Вначале первостепенную роль в формировании мирового рынка играл торговый капитал, однако только крупное производство стало экономической основой формирования единого мирового рынка.

Следующим этапом в развитии международных экономических отношений является развертывание процесса интернационализации производства и хозяйственной жизни, а также развитие экономической, а затем и политической интеграции целых групп стран. Эти процессы ознаменовали собой качественно новый уровень развития производительных сил, производственной и социальной инфраструктуры, системы международной информации и коммуникации. В результате появилась возможность говорить о формировании и развитии мирового хозяйства.

Процесс дальнейшего развития мирового хозяйства осуществляется по двум основным направлениям: путем развития национальных экономик и усиления их интеграции на основе углубления и расширения интернационализации производительных сил и производства и посредством втягивания в процесс интернационализации хозяйственной жизни все новых и новых территорий, стран и их отдельных сегментов и сфер национальных экономик.

Мировое хозяйство – это система экономических отношений, сложившаяся и развивающаяся между странами, а также вся совокупность национальных экономик в той их части, которая сориентирована на внешние ресурсы и продукцию для развития национальной экономики.

Разделение труда играет важную роль в системе международных экономических отношений, т.к. тщательный отбор видов товаров и услуг, которые можно было бы экспортировать или импортировать, существенно влияет на эффективность функционирования национальной экономики. Рациональная структура экспортно-импортных операций ведет к наращиванию национального богатства. Неудачная структура экспорта-импорта может нанести экономический ущерб национальной экономике.

В анализе международного разделения труда используются абсолютные и относительные издержки. Согласно А. Смиту страны должны специализироваться на производстве тех товаров, которые содержат меньше трудовых издержек, чем аналогичные товары их торговых партнеров (абсолютные издержки). Понятие «сравнительные (относительные) издержки» ввел Д. Рикардо. В соответствии с ним страны должны производить и импортировать такие виды товаров, которые им обходятся относительно дешевле, и импортировать те, производство которых за границей сравнительно дешевле, чем внутри страны.

АВ – кривая производственных возможностей товаров X и Y в пределах одной страны, при условии, что страна сориентирована на внутренний рынок (с допущением, что все ресурсы взаимозаменяемы и полностью мобильны).

т. К – оптимум внутреннего рынка, равный 70 X и 70 Y.

СД – касательная к кривой АВ в т. К, которая соответствует соотношению затрат на производство благ X и Y в любой ее точке, равному 1:1, т.к. угол ее наклона постоянен.

Таким образом, мы имеем закрытую экономику, ориентированную исключительно на самообеспечение.

Добавим международную торговлю, которая позволяет купить товар дешевле, чем издержки собственного производства. Условие: данная операция не осуществляется в ущерб потребителей благ X и Y.

Предположим, что на мировом рынке товары X и Y обмениваются как 1:2, что представлено касательной EF к кривой производственных возможностей в т. L, куда сместится равновесие в открытой экономике. В таких условиях появляется возможность экспортировать часть блага Х и импортировать Y.

Мировая торговля представляет собой наиболее простую и очевидную форму реализации международного разделения труда. Каждая сторона в соответствии с ее природно-географическими условиями и уровнем технико-экономического развития в большей или меньшей степени участвует в мировом обмене товарами и услугами. Ее участие в мировой торговле характеризуется двумя составляющими: ввозом и вывозом товаров и услуг.

Вывоз – это экспорт. Экспортная ориентация страны предопределяется экономической эффективностью вывоза. Ввоз – это импорт. Круг импортируемых товаров и услуг определяется получением заметных преимуществ по сравнению с их внутренним производством. С помощью импорта быстро достигается насыщение спроса. Ввоз товаров не с целью реализации на внутреннем рынке, а с целью вывоза в третьи страны называется реэкспортом. К реэкспорту прибегают при осложнении прямых отношений между странами или для осуществления незаконных внешнеторговых операций.

Вся совокупность внешнеторговых операций по экспорту и импорту называется внешнеторговым балансом страны, в котором экспортные операции – это активные статьи, а импортные операции – пассивные. Общая сумма экспорта и импорта составляет внешнеторговый оборот страны. Разность между суммой экспорта и суммой импорта – это сальдо внешнеторгового оборота (в Западной экономической литературе используется термин чистый экспорт).

Положительное сальдо внешнеторгового оборота ведет к возрастанию расходов и увеличению чистого внутреннего продукта, отрицательное сальдо – к уменьшению чистого внутреннего продукта.

Важнейшие изменения в мировой торговле:

· Объем мировой торговли за 30 лет (1965-1995 гг.) увеличился в 29 раз (со 172 млрд. долл. до 5 трлн. долл.).

· Изменилась структура товарооборота. За годы после Второй мировой войны доля сырья в стоимости мирового экспорта сократилась с 3/5 до 1/3, а доля промышленных товаров возросла до 2/3.

· Развиваются новые формы международного обмена Это экспорт лицензий, «ноу-хау», инжиниринг (консультационные услуги в инженерной сфере), проектные работы, лизинг.

Для характеристики степени участия той или иной страны в системе международных экономических связей или степени открытости национальной экономики используется ряд показателей.

Экспортная (Кэксп) и импортная (Кимп) квоты:

Кэксп = ; Кимп = .

Объем экспорта на душу населения:

Qэксп/д.н. = .

Экспортный потенциал страны оценивается той долей произведенной продукции, которую может продать страна на мировом рынке без ущерба для собственной экономики, внутреннего потребления:

Эп = - , где

Дд.н. – предельно допустимый доход на душу населения.

Экспортный потенциал – это коэффициент, который имеет только положительные значения, нулевое значение указывает на границу экспортного потенциала.

Другим показателем является соотношение доли страны в мировом производстве ВВП и ее доли в мировой торговле. У развитых крупных стран как правило велика доля в мировом производстве и из-за большой емкости внутреннего рынка может быть мала доля в мировой торговле. У небольших и средних стран наоборот.

Поскольку участие страны в мировой торговле существенно воздействует на национальную экономику, государство должно разработать внешнеэкономическую политику адекватную сложившейся внутри страны и на мировом рынке ситуации. Условно выделяется два подхода к регулированию внешнеэкономических связей (особенно в торговле): протекционизм и фритредерство (или либерализм).

Политика протекционизма – это система мер по защите экономики в целом или отдельного ее сектора от внешних конкурентов. Классическое выражение данной политики сводится к торговому протекционизму, который предполагает введение таможенных пошлин на импорт продукции с целью защиты национального производства.

Таможенные пошлины – это процентные надбавки к ценам ввозимых товаров. По размерам таможенные пошлины могут быть:

· максимальные (устанавливаются на товары, ввозимые из стран, с которыми отсутствуют регулярные торгово-экономические отношения);

· минимальные (взимаются с товаров тех стран, с которыми экономические отношения носят традиционный характер);

· льготные (преференциальные) (используются с целью поддержания импорта данных видов продукции из определенных стран).

Кроме того страны часто прибегают к таким нетарифным ограничениям, как лицензирование, соблюдение национальных и международных стандартов качества, безопасность поставок, а также введение сложных бюрократических и таможенных процедур. Возможно также использование так называемых добровольных экспортных ограничений.

В протекционистской политике есть как положительные, так и отрицательные моменты. Положительные: защита отечественных товаропроизводителей, поддержка развития зарождающихся производств и отраслей, создание дополнительных рабочих мест, обеспечение экономической и национальной безопасности, недопущение переориентации потребительского спроса на импортную продукцию, формирование государственных доходов, поддержание торгового баланса. Негативные: замедление НТП, нейтрализация фактора внешней конкуренции, обособление структурных сдвигов в национальной экономике, повешение цен на аналогичные товары отечественного производства, перераспределение доходов потребителей в пользу государства.

Фритредерство – это политика, направленная на устранение барьеров на пути международного обмена. Исторический опыт свидетельствует, что призыв к фритредерству как правило исходит от тех стран, которые добились наибольших успехов в экономическом развитии.

Выбор вида внешнеэкономической политики зависит от многих факторов, и не всегда они носят экономический характер. На международный обмен накладывают отпечаток внешняя политика страны и ее место в международном сообществе, состояние ее хозяйственных и социальных проблем, ее геополитическое положение.

Важную роль в развитии внешнеэкономических связей играют межгосударственные соглашения, которые могут носить двусторонний и многосторонний характер. Кроме того, регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется с помощью международных экономических организаций, которые вырабатывают единые порядок, нормы и процедуры, регламентирующие международные торгово-экономические отношения. К таким организациям относятся Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), Всемирная торговая организация (ВТО), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Координационный комитет по экспортному контролю (КОКОМ) (он был создан странами НАТО для недопущения продаж новой техники и технологий в СССР и другие социалистические страны, в настоящее время эта организация действует против России).

Международные корпорации делятся на два вида: транснациональные и многонациональные (межнациональные).

Транснациональные корпорации (ТНК) – это компании, национальные по происхождению своего капитала и международные по сфере и характеру деятельности. Эти компании, как правило, обладают монопольной властью и в производстве, и в реализации и в перераспределении продукции. На них приходится более 1/3 промышленного производства в мире и более 1/2 объема мировой торговли. Интересы ТНК нередко противоречат внешнеторговым интересам стран, экономика которых оказалась втянутой в орбиту их хозяйственной деятельности. В рамках ТНК получили распространение трансфертные цены, которые существенно отличаются от рыночных и по которым осуществляется внутрикорпоративный обмен товарами и услугами. По этим ценам реальные платежи не осуществляются. Но это позволяет преодолевать тарифные барьеры, избегать или добиваться льготного налогообложения.

Многонациональные (межнациональные) корпорации (МНК) – это такие корпорации, у которых и капитал, и сфера деятельности носят международный характер. Это фактические объединение капиталов фирм двух или более стран в целью осуществления той или иной внешнеэкономической деятельности. Но доля этих компаний невелика.

На мировом рынке в последние годы неуклонно увеличивается количество картельных международных групп. Так, в 1897 г. их было 40, в 1910 г. – 100, в начале 30-х годов – 320, к началу 90-х – более 500 картелей, которые контролируют от 10 до 30% всего несельскохозяйственного экспорта.

Рост международных картелей связан с сужением рынков для отраслей, производящих однородную продукцию, и принятием ряда законодательных актов, ставших лазейками для ТНК (в 80-е годы появились законодательные акты, разрешавшие малым и средним фирмам создание объединений картельного типа для стимулирования экспорта своей продукции, чем воспользовались ТНК, став участниками 70% таких соглашений).

В мировой экономике набирают силу и международные олигополии – относительно узкие группировки определенной отрасли, отгороженные от менее мощных конкурентов труднопреодолимыми барьерами. Баланс сил внутри группировки часто поддерживается политикой параллельного инвестирования, в рамках которой в противовес нового предприятия одной из ТНК, функционирование которого угрожает интересам других олигополистов, последние создают в этой стране свои предприятия. Если предприятия окажутся нерентабельными, то все участники группировки несут равновесные убытки, но сохраняется их рыночная сила.

Вопрос 2. Валюта. Валютные отношения.

Термин валюта можно использовать в двояком смысле. Во-первых, как денежная единица страны – один из элементов ее денежной системы. Во-вторых, как денежные знаки иностранных государств и выраженные в них кредитные и платежные средства. В более строгом определении под валютой понимается особый способ использования национальных денег в международном платежно-расчетном обороте. Под валютными отношениями понимается совокупность экономических отношений, которые возникают при использовании национальных денежных единиц в международных расчетах.

Валюта имеет две характеристики: паритет и курс. Паритет – это установленное в законодательном порядке соотношение между национальными валютами. Различают золотой паритет – это соотношение между национальными валютами по их золотому содержанию, и валютный паритет – это соотношение между двумя национальными валютами, установленное в законодательном порядке на основе СДР. СДР («специальные права заимствования») – это международные платежные и резервные средства, выпускаемые МВФ. Используются для безналичных международных расчетов путем записи на специальных счетах в качестве расчетной единицы МВФ. СДР выполняют функции мировых денег по регулированию платежных балансов, соизмерению стоимости национальных валют, пополнению официальных валютных резервов, но при этом не имеют собственной стоимости и реального обеспечения. Оценка СДР осуществляется на основе «валютной корзины», включающей доллар США – 42%, денежные единицы стран Западной Европы (фунт стерлингов, евро) – 45%, японскую Йену – 13%. (На 10.12.05 курс рубля к СДР 41,2132). Валютный паритет является основой валютного курса.

Валютный курс – это соотношение между двумя денежными единицами разных стран, определяемое их покупательной способностью. Можно сказать, что валютный курс – это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны. Как правило, цена единицы иностранной валюты выражается в национальной, т.е. происходит котировка (оценка) иностранной валюты. Такая котировка называется прямой. Такой котировкой пользуются большинство стран мира. Но Великобритания и ее бывшие колонии (Австралия, Новая Зеландия) исторически котируют собственную валюту. Такая котировка получила название обратной.

Существует две системы определения валютных курсов: система фиксированных валютных курсов и система гибких (плавающих) валютных курсов. При системе фиксированных валютных курсов курс национальной валюты устанавливается Центральным Банком, который берет на себя обязательства покупать и продавать любое количество иностранной валюты по установленному курсу. Обычно ЦБ устанавливает пределы свободных колебаний курса национальной валюты («валютный коридор») в целях макроэкономической стабилизации. При приближении курса к границам «валютного коридора» ЦБ проводит валютные интервенции. При системе плавающих валютных курсов обменный курс устанавливается в результате свободных колебаний спроса и предложения как равновесная цена валюты на валютном рынке.

Курс валюты не является величиной постоянной, он либо понижается, либо повышается. В режиме плавающих курсов понижение курса называется обесценением валюты, повышение – удорожанием. В режиме фиксированных курсов эти процессы определяются соответственно как девальвация и ревальвация.

В долговременном периоде валютный курс определяется паритетом, который, в свою очередь, находится в зависимости (при неизменном масштабе цен) от уровня производительности труда в стране, от темпов и качества экономического роста, структуры экономики и вовлеченности в международное разделение труда.

В кратко- и среднесрочном периоде валютный курс определяется спросом и предложением на валютном рынке, которые зависят от изменения вкусов потребителей, торговой политики, направленной на изменение объемов экспорта и импорта, эластичности спроса на импортные товары, относительных изменений в доходах, инфляции, величины процентных ставок, ожиданий изменений валютных курсов, макроэкономического регулирования.

Помимо рассмотренного курса валют устанавливается еще кросс-курс – это соотношение валют, вытекающее из их курса к третьей валюте. (Например, 30 руб. = $1 = 2 евро, значит кросс-курс рубля к евро: 15 руб. = 1 евро). Поскольку расчет кросс-курсов на различных национальных рынках обособлен, появляется возможность осуществлять операции с целью извлечения прибыли в результате различных котировок кросс-курсов одной и той же валюты. Такие операции называются валютным арбитражем.

Кроме того, валютные курсы отличаются друг от друга в зависимости от типа валютных сделок. Валютная сделка, осуществляемая немедленно (в течение не более двух рабочих дней) на основе наличных (кассовых) сделок, называется курсом «спот». Валютная сделка, осуществляемая через четко оговоренный период, называется срочным контрактом, а установленный курс на определенную дату в будущем называется курсом «форвард», или форвардным курсом.

Кроме курса валюта характеризуется обратимостью, или конвертируемостью. Конвертируемость – это гарантированная возможность обмена национальной валюты на иностранные по реально складывающемуся на рынке валютному курсу. На характер обратимости валют воздействует степень валютных ограничений. По определению МВФ, валютными ограничениями считаются любые действия официальных инстанций, осложняющие валютный обмен. К таковым относятся: множественность валютных курсов, использование клиринговых расчетов (двусторонних платежных соглашений), валютный контроль или рационирование иностранной валюты, лицензирование экспорта и импорта, регламентирование иностранных инвестиций и т.д. по степени валютных ограничений валюты делятся на свободно конвертируемые и частично конвертируемые.

Различаются также внутренняя обратимость валюты (способность национальной денежной единицы свободно обращаться в любые товары и услуги на внутреннем рынке, а также обмениваться на другие валюты для резидентов) и внешняя обратимость (возможность для нерезидентов свободно обменивать данную национальную валюту на любую иностранную по действующему валютному курсу).

Валютный рынок – это та часть системы экономических отношений, которые возникают в процессе валютных сделок между их субъектами. Определяющими субъектами в осуществлении валютных сделок выступают коммерческие банки и другие финансовые учреждения, включая валютные биржи. Торговля валютой между банками называется межбанковским валютным рынком. Условно можно говорить о национальных валютных рынках, однако все они, как правило, тесно связаны между собой сложной и быстродействующей системой коммуникаций, которая делает их составной частью мирового валютного рынка.

Валютный рынок бывает двух видов: при плавающем курсе и при фиксированном курсе. Первый вид находится под прямым действием закона спроса и предложения, здесь складывается механизм свободной конкуренции и отсутствуют валютные интервенции официальных государственных органов. Он прошел в своем развитии два этапа:

· конец 70-х – начало 80-х годов – режим флоатинга, т.е. свободного плавания валютных курсов без вмешательства правительства;

· в конце 80-х годов появился режим фиксинга, при которой на определенный период осуществляется согласованная (совместная) фиксация валютных курсов, поддерживаемых государством и устанавливаемых посредством совещания глав государств и правительств «большой семерки».

В течение 90-х годов флоатинг чередовался в фиксингом. На современном этапе МВФ следит за политикой стран в области валютного курса и дает рекомендации по их оптимизации.

Второй вид предполагает законодательное утверждение валютного коридора и осуществление Центральным банком валютных интервенций (скупки или продажи валюты на валютном рынке) в случае появления возможности выхода валютного курса ха пределы валютного коридора. В таких условиях государство как правило вводит валютный контроль или рационирование, т.е. контроль правительства над всеми сделками между данной страной и остальным миром с целью воздействия на спрос и предложение валюты. С целью увеличения предложения государство может ввести обязательную продажу определенной доли экспортной выручки валюты. Чтобы уменьшить спрос можно ввести административные ограничения на потребление валюты (например, ограничить возможности резидентов менять иностранную валюту). Однако такая политика, являясь по существу нерыночной, приводит ко многим отрицательным последствиям. К числу важнейших относятся: исключение рыночных принципов международной торговли, дискриминация экспортеров-импортеров и, в конечном счете, потребителей, различные злоупотребления, связанные с утайкой валюты и приобретением ее у государства, уменьшение экспорта и импорта, замедление темпов роста, снижение благосостояния.

В современных условиях страны нередко используют компромиссные (смешанные) системы. К их числу относится управляемое плавание валют, предполагающее постепенное изменение официальными органами уровня валютного курса, пока не будет достигнут новый паритет. По мере движения к нему может происходить ежедневная девальвация национальной валюты на заранее установленную величину («скользящая привязка»). При «ползущей привязке» курс может изменяться на большую величину с заранее объявленной периодичностью или на заранее не объявленную величину каждый день. При этом правительство предпринимает меры по приспособлению экономики к новой ситуации и поиску финансовых средств для осуществления необходимых операций на валютном рынке.

По классификации МВФ страна может выбрать следующие режимы валютных курсов: фиксированный, плавающий или смешанный.

Фиксированный курс:

· фиксирование по отношению к одной добровольно выбранной валюте, к доллару США – 39 стран, К фунту стерлингов – 29 стран, к Йене – 7 стран, к евро – 20 стран;

· фиксированный к СДР – 17 стран;

· «корзинный» валютный курс – курс привязывается к искусственно сконструированным валютным комбинациям, обычно это валюты основных стран-торговых партнеров;

· курс на основе скользящего паритета.

В «управляемом свободном плавании» находятся валюты США, Канады, Великобритании, Японии, Швейцарии, страны зоны евро.

К категории «смешанного» принадлежит режим специального курса в странах ОПЕК. Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн и другие страны привязали курсы валют к цене на нефть.

Равновесие на валютном рынке бывает внутреннее и внешнее. Внутреннее равновесие сориентировано на обеспечение совокупного спроса, соответствующего полной занятости. Внешнее равновесие предполагает достижение сбалансированности внешних платежей как средства поддержания относительно стабильно валютного курса. Внутреннее и внешнее равновесие не редко вступает в противоречие. В частности, усилия, направленные на достижение полной занятости и установление контроля над инфляцией, нередко приводят к разбалансированности платежей. И наоборот, сбалансированность внешних платежей может породить свертывание занятости и выход инфляции из-под контроля.

Экономические отношения, связанные с функционированием мировых денег и обслуживающие различные виды международных хозяйственных связей (внешняя торговля, миграция капиталов и рабочей силы, реинвестирование прибыли, перевод доходов, займы и субсидии, научно-технический обмен, туризм и т.д.), называются валютными отношениями.

Необходимо различать национальную и мировую валютные системы. Первая выражает собой форму организации валютных отношений данной страны, определяемую национальным законодательством, вторая – форму международных валютных отношений, юридически закрепленную международными отношениями.

Национальная валютная система включает следующие основные элементы: национальную валюту, официальные золотые и валютные резервы и их состав, валютный паритет, условия обратимости валют, валютные ограничения (при их наличии), порядок и формы международных расчетов. Она неразрывно связана с денежной системой страны.

Мировая валютная система – это золоторезервные (ключевые) валюты, международные счетные денежные единицы (СДР), состав и структура международной валютной ликвидности, режим международных кредитов и курсов, условия взаимной обратимости валют, международные валютно-кредитные организации, например, Международный валютный фонд (МВФ).

Мировая валютная система складывалась стихийно в процессе утверждения твердой золотой валюты в конце XIX в. в большинстве развитых стран мира (в России – в 1897 г.). ЦБ обязаны были обменивать бумажные деньги на золото по номиналу, имел место свободный ввоз и вывоз золота, валютные курсы определялись на основе золотых паритетов и колебались в пределах «золотых точек». Был введен золотой стандарт, предполагавший обязательное использование золота в международных расчетах путем свободного его перелива из одной страны в другую. Государство следило за использованием золота определенной массы и чистоты, поддержанием паритета бумажных денег с золотом, обладать необходимыми резервами золота.

С началом Первой мировой войны золотой паритет перестал существовать, и в 1922 г. на Генуэзской конференции было достигнуто соглашение о переходе к золотодевизному стандарту. Девизы – это национальные или коллективные валюты – заменители золота. На арену вышли кредиты и безналичные деньги.

После Второй мировой войны на Бреттон-Вудской конференции в 1944 г. страны-участницы пришли к соглашению о золотовалютном стандарте и взаимной конвертируемости валют. Доллар США и в некоторой степени фунт стерлингов Великобритании стали выполнять наряду с золотом функции резервных валют. Была установлена неизменная цена за тройскую унцию золота (31,1 г) в размере 35 долл. США. Образовался МВФ.

Принципы Бреттон-Вудского соглашения действовали до 70-х годов, когда в результате мирового валютного кризиса была подорвана связь валют с золотом. Доля доллара в золотовалютных резервах увеличилась с 9% в 1950 г. до 75% в 1970 г. в ответ на требование мирового сообщества обмена долларов на золото США в одностороннем прядке с 15 августа 1971 г. прекратили размен американской валюты на золото. В результате появились плавающие валютные курсы.

В 1976 г. на Ямайской конференции возникла новая валютная система, которая базировалась на специальных правах заимствования (СДР), плавающих валютных курсах. В 1978 г. была отменена официальная цена золота, официально закреплена система плавающих валютных курсов, усиливалась координация внешней и внутренней политики стран-участниц МВФ. Эти меры привели к формированию системы управляемого плавания валютных курсов и образованию валютного рынка. В международных расчетах стала действовать девизная система, которая отменила размен любой национальной валюты на золото. Эталоном мировых денег стали СДР, но эта денежная единица так и осталась расчетной. Произошла демонетизация золота, оно стало товаром, цена на который устанавливается в соответствии с действием законов рынка. Однако оно осталось особым товарным ликвидным активом.

После введения евро, которое проходило в три этапа:

· 1990-1993 гг. – подготовительный, предполагавший переход в свободному движению капиталов, сближению денежных и бюджетных политик;

· 1994-1998 гг. – подготовка к введению евро, утвержден Европейский валютный институт, сформулированы критерии вступления в Европейский союз (инфляция не более 3%, отклонение процентных ставок от стран с наименьшей инфляцией не более 2 %), В 1998 г. в валютный союз вошли 11 стран: ФРГ, Франция, Голландия, Бельгия, Люксембург, Дания, Испания, Ирландия,. Португалия, Италия и Австрия;

· 1999-2002 гг. переход в евро, возник Европейский ЦБ, с 1 января 2002 г. началась замена банкнот на евро.

В результате современная валютная система основана на многовалютном стандарте и плавающих валютных курсах.

Современное состояние валютной системы показывает, что надежных антикризисных мер нет, нет достаточно полной теории, способной предсказать валютные кризисы, финансовые рынки (валютные, фондовые) очень тесно переплелись.

Вопрос 3. Международное движение факторов производства. Глобализация экономики.

В эпоху формирования и господства крупного капитала происходит постепенная переориентация с международного обмена товарами на вывоз капитала. Под вывозом капитала понимается такой вид международных экономических отношений, когда за границу вывозится стоимость в денежной или иной форме с целью производства и присвоения прибыли, получения других экономических и политических выгод. Это качественно новое явление в международных экономических отношениях, которое, с одной стороны, развивалось параллельно с международной торговлей, с другой – стало новой предпосылкой и импульсом для дальнейшего развития международной торговли.

Причины вывоза капитала:

· обеспечение доступа к сырью и гарантированность его стабильных поставок;

· использование в широких масштабах дешевой рабочей силы, что позволяет снизить издержки производства и повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции;

· возникновение «избыточного капитала», связанное с трудностями прибыльного авансирования капитала в национальную экономику;

· протекционистская политика импорта, проводимая практически всеми странами мира, которая обеспечивала, с одной стороны, защиту национальной экономики, с другой стороны, приток иностранного капитала в интересах развития тех производств и отраслей, для которых не хватало национального капитала;

· различия в национальных условиях развития техники и технологии, совокупной рабочей силы.

Вывоз капитала выполняет двуединую роль. Во-первых, страны-реципиенты капитала «привязываются» в финансово-экономическом отношении к тем или иным промышленно развитым странам. Во-вторых, экономическая зависимость выступает тем инструментом, с помощью которого осуществляется политическое влияние.

Кроме того, с конца 60-х годов отчетливо наметилась тенденция перемещения так называемых грязных производств из промышленно развитых стран в развивающиеся. Этот процесс был ускорен принятием странами Запада жестких нормативов по защите окружающей среды. В результате произошло смягчение экологической ситуации в развитой части мира и ее усугубление в развивающихся странах.

Формы вывоза капитала:

1. предпринимательская, представляющая собой вложение капитала в различные отрасли и сферы хозяйственной деятельности с целью получения прибыли. Она осуществляется в виде прямых и портфельных инвестиций. Прямые инвестиции – это вложения иностранного капитала, обеспечивающие его собственнику контроль над деятельностью зарубежного предприятия (непосредственные вложение в основной капитал (реальный капитал), скупка пакетов акций функционирующих за рубежом предприятий (фиктивный капитал)). Чтобы инвестиции были прямыми по оценке МВФ необходимо иметь не менее 25 % акций предприятия, по статистике США – не менее 10 %. Портфельные инвестиции – это вложения капитала в реальной или фиктивной форме, не обеспечивающие собственнику иностранного капитала право контроля над деятельностью предприятия.

2. ссудная, которая заключается в предоставлении отдельным государствам, городам, банкам, предприятиям и их объединениям займов под согласованные проценты.

Предпринимательская форма вывоза капитала носит преимущественный характер, т.к. она неограниченна во времени функционирования, позволяет распоряжаться вывезенным капиталом, сопровождается вывозом новых технологий и оборудования, зарубежного опыта и знаний в производственной и управленческой деятельности, повышением квалификации отечественных специалистов, подготовкой и переподготовкой рабочей силы.

Участие страны в международном движении капитала оценивается рядом показателей.

Доля зарубежных инвестиций в ВВП (И/):

И/ = , где

Изар – инвестиционные активы страны за рубежом.

Соотношение объема прямых инвестиций данной страны за рубежом и объема иностранных прямых инвестиций на ее территории (И/п):

И/п = , где

Изар. п – зарубежные прямые инвестиции данной страны,

Иин.п – иностранные прямые инвестиции на территории данной страны.

Показатель внешней задолженности (З/вн):

З/вн = или З/вн = , где

Звн – объем внешней задолженности,

Qэксп – объем экспорта.

Этот показатель важен для оценки платежеспособности страны в отношении зарубежных партнеров, а также для определения уровня финансово-экономической зависимости страны и возможности проведения независимой как внешней, так и внутренней экономической политики.

После Второй мировой войны появились новые формы вывоза капитала. Среди них прежде всего необходимо выделить вывоз патентов и лицензий, «ноу-хау», консультационных услуг в инженерной сфере и организационно-управленческих услуг. Кроме того, широкое распространение получили контракты по оказанию технической помощи, маркетинговых услуг и другой интеллектуальной помощи.

В экспорте капитала произошло резкое изменение соотношения сил между странами. Накануне Первой мировой войны первое место по вывозу капитала занимала Великобритания, затем шли Франция и Бельгия. В середине 90-х годов примерно 40% мировых финансовых активов контролировал уже японский капитал, тогда как американский – примерно наполовину меньше.

Произошло также существенное изменение в направлениях движения капитала. До середины XX в. основная масса капиталов вывозилась в развивающиеся страны. На развитые страны приходилось менее 1/3 прямых инвестиций. Однако к концу столетия львиная доля в экспорте капиталов приходилась на взаимное инвестирование промышленно развитых стран.

Немаловажную роль в экспансии капитала играет государственная внешнеэкономическая политика, направленная на стимулирование инвестиций за рубежом. Стимулами служат выдача государственных гарантий в случае утраты собственности на капитал, которые выдаются на срок до 20 лет в объемах не менее 70% вывезенного капитала, или финансово-кредитная помощь в форме льготных займов, субсидий, или предоставление налоговых скидок и иных льгот с сумм заграничных вложений капитала.

Международная (внешняя) миграция труда представляет собой перемещение населения через государственные границы с целью получения работы на определенный промежуток времени.

Внешняя миграция труда подразделяется на трудовую эмиграцию (экспорт рабочей силы) – выезд тех, кто желает и может работать за рубежом, и трудовую иммиграцию (импорт рабочей силы) – въезд работников в страну из-за рубежа.

Международная миграция труда имеет следующие виды:

1. безвозвратная – въезд на постоянное место жительства;

2. временная – въезд на определенный промежуток времени;

3. сезонная – въезд на какой-либо сезон, связанный с сезонным характером работы;

4. маятниковая (челночная) – ежегодный переезд из одной страны в другую и обратно с целью заработка в соседнем государстве;

5. нелегальная – прибытие в поисках работы на незаконных основаниях;

6. «утечка мозгов» – выезд из страны образованных, высокооплачиваемых кадров, редких специалистов, гениальных личностей;

7. «потеря мускулов» – выезд из страны физически выносливых, молодых, трудоспособных граждан.

Причины миграции трудовых ресурсов: не соответствие структуры общественного производства предложению рабочей силы; различие в уровнях оплаты труда особенно высококвалифицированных рабочих, специалистов, научно-технического персонала, научно-педагогических кадров; цикличность экономического развития и структурные сдвиги экономики; НТП и вывоз капитала.

Наряду с названными причинами существуют факторы, сдерживающие миграцию трудовых ресурсов: расширение импорта предпринимательского капитала из промышленно развитых стран в развивающиеся, формирование всемирной информационной системы (работники, оставаясь на своих местах, оказываются включенными в международный рынок труда, например, программисты, трейдеры и т.д.).

Наиболее значителен рынок труда в Западной Европе, на него приходится около 13 млн. мигрантов (в Германии более 8% работающих – мигранты, во Франции – 7%, в Швейцарии – около 30%. Второй центр миграции – Ближний Восток, страны-производители нефти, например, в Объединенных Арабских Эмиратах удельный вес иностранной рабочей силы в общей численности рабочей силы составляете 97%. Третий центр – США, иностранная рабочая сила составляет 5%. Для США характерна политика привлечения высококвалифицированных кадров, отдается предпочтение ученым, медицинским работникам, инженерам, актерам, музыкантам. Четвертый центр – Австралия, где порядка 200 тыс. чел. иностранной рабочей силы.

Каждая страна вырабатывает национальную миграционную политику, которая опирается на комплекс законодательных, организационно-финансовых и иных мер, направленных на регулирование эмиграционных и иммиграционных потоков: предоставление и лишение гражданства или иного статуса проживания в стране, привлечение зарубежных рабочих ресурсов, создание системы социальной защиты своих работников в период их пребывания за рубежом, регламентирование потоков беженцев и их социальной защиты.

Экономическая интеграция – это новая ступень и форма интернационализации хозяйственной жизни различных стран, выражающая сочетание двух взаимосвязанных процессов: взаимное переплетение экономик и проведение согласованной политики в экономических отношениях между странами, входящими в данную группировку, и в отношениях с третьими странами. Кроме экономических факторов интеграции способствует территориально-географическая близость стран. И в целом экономическая интеграция – это политико-экономический процесс по созданию единого экономического пространства.

Основной целью интеграции является обеспечение максимально благоприятных условий для функционирования национальных капиталов в рамках единого экономического пространства объединившихся стран. К таким условиям относятся, прежде всего, мероприятия по устранению квотирования и лицензирования взаимных поставок товаров, другое условие – смягчение и устранение препятствий для свободного перемещения капиталов и рабочей силы.

Данный процесс порождает новый исторический феномен: моногосударственные экономические и социально-культурные организмы постепенно трансформируются в более крупные, полигосударственные комплексы, которые по форме остаются на какой-то период международными, а по содержанию все более и более превращаются в единый хозяйственный и социокультурный организм.

С точки зрения организационно-правовых форм интеграция в своем развитии проходит несколько этапов. Наиболее постой формой представляется зона свободной торговли, в рамках которой объявляется о постепенной отмене торговых ограничений, снижении и устранении таможенных тарифов для стран-участниц.

Следующим этапом является таможенный союз, в котором свободная торговля дополняется введением единого внешнеторгового тарифа по отношению к третьим странам и проведением согласованной внешнеэкономической политики. Таможенный союз нередко дополняется платежным союзом, обеспечивающим взаимную конвертируемость валют стран-членов экономической группировки и введение единой расчетной денежной единицы.

Экономическая интеграция, в конечном счете, сориентирована на создание условий для свободного движения факторов производства, которое открывает путь к переплетению производственно-экономических связей хозяйствующих субъектов стран-участниц интеграционной группировки и требует согласования не только внешней, но и внутренней экономической политики государства.

На завершающем этапе экономической интеграции страны приходят к объединению в экономический и валютный союз, который предполагает не просто создание единого экономического пространства, но и унификацию законодательных и иных правовых норм, регулирующих не только хозяйственную деятельность, но и социальные, политические, гуманитарные вопросы. При этом устраняется валютная раздробленность общего рынка путем не просто введения единой расчетной единицы, а упразднения национальных валют и перехода на единую для всех стран денежную единицу. Наибольший успех в данной области достигнут странами-членами ЕЭС.

Среди крупных интеграционных группировок следует назвать также Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), объединяющее США, Канаду и Мексику; Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в которую входят Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Вьетнам; Латиноамериканскую ассоциацию интеграции (ЛАИ); Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС); Азиатско-Тихоокеанское экономическое сообщество (АТЭС) и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: