Таблица 3.2
Преимущества и недостатки структур управления
Структура | Преимущества | Недостатки |
Линейная | Единство и четкость распорядительства Личная подотчетность исполнителя одному лицу Ответственность каждого за выполнение задания (дисциплина) Стимулирование развития компетентности | Увеличенное время прохождения информации Келейность при принятии решений Выполнение исполнителями, помимо своих основных обязанностей «штабной» работы по учету и контролю |
Функциональная | Уменьшенное время прохождения информации Специализация деятельности руководителей Высшее руководство менее загружено, чем при линейной структуре | Возможность получения противоречивых указаний Сложность разделения взаимосвязанных функций Сложность контроля Недостаточная гибкость управления |
Линейно-функциональная | Расширение возможности принятия компетентных решений Сокращение времени на решение технологических вопросов производства | Трудности при регулировании отношений линейных и функциональных руководителей |
Дивизиональная | Повышение самостоятельности и ответственности отделений в вопросах максимизации прибыли и завоевания позиций на рынке | Рост управленческого аппарата Возможность появления конфликтов из-за централизованного распределе-ния_ресурсов |
Адаптивная | Быстрая адаптация к изменениям внешней среды Мало правил и процедур Большая возможность для творческого подхода | Уровни управления размыты Неопределенность целей и задач Сложность контроля |
Выбор организационной структуры управления, в наибольшей степени отвечающей целям предприятия и учитывающей конкретные условия деятельности, осуществляется на основе тщательного анализа всех факторов, оказывающих на нее влияние, оценки преимуществ и недостатков различных типов организационных структур.
Организационная структура выражает форму разделения и кооперации труда в сфере управления и оказывает активное воздействие на процесс функционирования предприятия. Чем совершеннее структура управления, тем эффективнее воздействие на объект управления и выше результативность работы предприятия. Поэтому важно, чтобы структура управления соответствовала ряду требований (табл. 3.2).
Оптимальность | Оперативность | Экономичность |
Число ступеней управления следует свести до минимума. Чем больше ступеней, тем менее эффективно управление | Управленческие решения необходимо принимать быстро. С учетом этого требования следует распределять права и ответственность | Достигается путем оптимального разделения управленческого труда |
Организационная структура управления не является чем-то застывшим, она постоянно совершенствуется в соответствии с изменившимися условиями. Поэтому данные структуры отличаются большим разнообразием и определяются многими факторами и условиями. Важнейшие из них следующие:
• масштабы бизнеса (малый, средний, большой);
• производственные и отраслевые особенности предприятия производство товаров, услуг, купля-продажа);
• характер производства (массовый, серийный, единичный);
• сфера деятельности фирм (местный, национальный, внешний рынок);
• уровень механизации и автоматизации управленческих работ;
• квалификация работников.
Построение организационных структур управления осуществляется с учетом следующих принципов:
• соответствие структуры управления целям и стратегии предриятия;
• единство структуры и функции управления;
• первичность функции и вторичность органа управления;
• рациональное сочетание в структуре управления централизации, специализации и интеграции функций управления;
• соотносимость структуры управления с производственной структурой предприятия;
• комплексная увязка в структуре управления всех видов деятельности;
• соответствие системы сбора и обработки информации организационной структуре управления.
При проектировании структуры управления необходимо соблюдать следующее основное правило: вовлекать наименьшее число уровней управления и создавать кратчайшую цепь команд.