Требования к структуре управления

Таблица 3.2

Преимущества и недостатки структур управления

Структура Преимущества Недостатки
Линейная Единство и четкость распо­рядительства Личная подотчетность ис­полнителя одному лицу Ответственность каждого за выполнение задания (дис­циплина) Стимулирование развития компетентности Увеличенное время про­хождения информации Келейность при принятии решений Выполнение исполните­лями, помимо своих ос­новных обязанностей «штабной» работы по учету и контролю
Функциональная Уменьшенное время про­хождения информации Специализация деятельно­сти руководителей Высшее руководство менее загружено, чем при линей­ной структуре Возможность получения противоречивых указаний Сложность разделения взаимосвязанных функций Сложность контроля Недостаточная гибкость управления
Линейно-функциональная Расширение возможности принятия компетентных решений Сокращение времени на решение технологических вопросов производства Трудности при регулиро­вании отношений линей­ных и функциональных руководителей
Дивизиональная Повышение самостоятель­ности и ответственности отделений в вопросах мак­симизации прибыли и за­воевания позиций на рынке Рост управленческого аппарата Возможность появления конфликтов из-за центра­лизованного распределе-ния_ресурсов
Адаптивная Быстрая адаптация к изме­нениям внешней среды Мало правил и процедур Большая возможность для творческого подхода Уровни управления раз­мыты Неопределенность целей и задач Сложность контроля

Выбор организационной структуры управления, в наиболь­шей степени отвечающей целям предприятия и учитывающей конкретные условия деятельности, осуществляется на основе тща­тельного анализа всех факторов, оказывающих на нее влияние, оценки преимуществ и недостатков различных типов организа­ционных структур.

Организационная структура выражает форму разделения и кооперации труда в сфере управления и оказывает активное воз­действие на процесс функционирования предприятия. Чем совер­шеннее структура управления, тем эффективнее воздействие на объект управления и выше результативность работы предприя­тия. Поэтому важно, чтобы структура управления соответство­вала ряду требований (табл. 3.2).

Оптимальность Оперативность Экономичность
Число ступеней управ­ления следует свести до минимума. Чем больше ступеней, тем менее эффективно управление Управленческие реше­ния необходимо прини­мать быстро. С учетом этого требования следу­ет распределять права и ответственность Достигается путем оптимального разде­ления управленческо­го труда

Организационная структура управления не является чем-то застывшим, она постоянно совершенствуется в соответствии с изменившимися условиями. Поэтому данные структуры отлича­ются большим разнообразием и определяются многими фактора­ми и условиями. Важнейшие из них следующие:

• масштабы бизнеса (малый, средний, большой);

• производственные и отраслевые особенности предприятия производство товаров, услуг, купля-продажа);

• характер производства (массовый, серийный, единичный);

• сфера деятельности фирм (местный, национальный, внешний рынок);

• уровень механизации и автоматизации управленческих работ;

• квалификация работников.

Построение организационных структур управления осуществ­ляется с учетом следующих принципов:

соответствие структуры управления целям и стратегии предриятия;

• единство структуры и функции управления;

• первичность функции и вторичность органа управления;

• рациональное сочетание в структуре управления централи­зации, специализации и интеграции функций управления;

• соотносимость структуры управления с производственной структурой предприятия;

• комплексная увязка в структуре управления всех видов дея­тельности;

• соответствие системы сбора и обработки информации орга­низационной структуре управления.

При проектировании структуры управления необходимо со­блюдать следующее основное правило: вовлекать наименьшее число уровней управления и создавать кратчайшую цепь команд.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: