Сущность и типы стратегий

Стратегия развития предприятия

Экономический механизм деятельности предприятия

Вопросы для повторения

1. Что представляет собой уставный капитал предприятия?

2. Назовите состав имущества предприятия.

3. Что такое экономические ресурсы предприятия?

4. Какой капитал называется основным?

5. Что такое амортизационные отчисления?

6. Назовите показатели эффективности использования основнс
капитала.

7. В чем состоят сущность и назначение оборотного капитала?

8. Назовите основные стадии кругооборота оборотных средств.

9. Какие факторы определяют потребность в оборотных средствах?

10. С какой целью осуществляется управление запасами?

11. Назовите показатели использования оборотных средств.

12. Какие элементы включает работа с кадрами?

13. Назовите основные действия по подбору кадров.

14. С какой целью осуществляется оценка работы кадров?

15. Назовите показатели производительности труда.

16. Назовите формы и системы оплаты труда.

17. Что представляет собой рынок труда?

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ

Глава 9

Стратегия представляет собой обобщенную модель действий, необходимых для достижения поставленных целей. Цели - это ключевые результаты, к которым стремится предприятие в своей деятельности. Ставя определенные цели, руководство формулирует те главные ориентиры, на которых должна быть сфокусирована вся деятельность предприятия и его коллектива.

Чтобы эффективно работать, менеджеры ставят перед орга-шзацией конкретные, измеримые, уместные, стимулирующие, иметные цели на определенный период времени. Выработка эф­фективных целей усиливает побудительные мотивы, устанавли-еет четкие ориентиры деятельности и создает ясную картину ожидаемых результатов.

К типичным относятся цели, связанные с достижением доли данного предприятия на рынках сбыта, ростом объема бизнеса, его прибыльностью, рентабельностью и другими характеристиками.

Значение выработки стратегии, позволяющей фирме выжить в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, чрезвычайно велико. В условиях жесткой конкуренции и быстроменяющейся ситуации на рынке очень важно не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел фирмы, но и вырабатывать долгосрочную стратегию. В прошлом многие фирмы могли ус-пешно функционировать, ежедневно решая внутренние проблемы связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. В настоящее время исключительно важна стратегия, обеспечивающая адаптацию фирмы к быстроменяющейся окружающей среде.

Вместе с тем единой стратегии не существует. Теория и прак­тика бизнеса выработали множество стратегических подходов ведения дела. Это разнообразие обусловлено конкретными усло­виями, в которых осуществляется бизнес, совокупностью внешних и внутренних факторов, тенденциями в соответствующей отрас­ли, характером поставленных целей бизнеса и рядом других фак­торов. Основные типы деловых стратегий предприятия представ­лены на рис.9.1.

Все типы стратегий, встречающиеся в мире бизнеса, можно объединить в три группы:

• наступательная, или стратегия прорыва;

• оборонительная, или стратегия выживания;

• стратегия сокращения и смены видов бизнеса.

Каждая из них имеет множество вариантов в зависимости от конкретных условий деятельности фирмы. Могут быть и многоце­левые стратегии, которые сочетают в себе элементы каждой из групп.

Понятно, что более привлекательной является наступатель­ная стратегия, или стратегия прорыва, которая преследует цель завоевать определенную долю на рынке, а нередко занять и ли­дирующие позиции на новом рынке или в новой отрасли. Наступательная стратегия, как правило, основана на реализации опре­деленной инновации и предполагает предпринимательский подход. Вариантов данной стратегии в практике мирового бизнеса достаточно много.

 

Рис. 9.1. Типы деловых стратегий

Например, специалист по вопросам бизнеса П. Друкер выделяет четыре предпринимательские стратегии1.

1. «Ворваться первыми и нанести массированный удар».

2. «Нападать быстро и неожиданно».

3. Поиск и захват «экологической ниши».

4. Изменение экономических характеристик продукта, рынка
или отрасли.

Все эти стратегии имеют наступательный характер, что видно из их названия, причем каждая имеет свои варианты.

Наступательные стратегии основаны, как правило, на науч­ных открытиях и изобретениях, рассчитаны на занятие лидирую щего положения на рынке или в отрасли. Однако они требуют значительных финансовых затрат, имеют высокую степень риска, но в случае успеха дают высокие результаты.

Оборонительная стратегия, или стратегия выживания, предполагает сохранение фирмой имеющейся рыночной доли и удер­жание своих позиций на рынке. Подобная стратегия выбирается, если рыночная позиция фирмы удовлетворительная или у нее недостаточно средств для проведения активной наступательной стратегии; фирма опасается проводить последнюю из-за нежела­тельных ответных мер сильных конкурентов или наказующих мер со стороны государства.

Однако такой тип стратегии довольно опасен и требует само­го пристального внимания со стороны проводящей ее фирмы к вопросам научно-технического прогресса и действиям фирм-ков-курентов. Фирма может оказаться на грани краха и вынужден* будет уйти с рынка, так как незамеченные вовремя изобретенш конкурентов приведут к снижению их издержек производства и подорвут позиции обороняющей компании.

Стратегия сокращения и смены видов бизнеса используется в ситуациях, при которых фирма нуждается в перегруппировке сил после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения эффективности, когда наблюдаются такие спады и кардинальные изменения в экономике, как структурная пере­стройка и т.п.

На практике предприятия могут одновременно реализовывать не одну, а несколько стратегий. Особенно это распространено у многоотраслевых компаний.

Широко применяется на практике группа стратегий под об­щим названием стратегия роста. Она предполагает изменение продукта и (или) рынка. Матрица возможностей этих стратегий показана на рис. 9.2.

При использовании стратегии глубокого проникновения на рынок фирма делает все, чтобы данным продуктом на данном рынке завоевать лучшие позиции.



Рис. 9.2. Матрица возможностей по товарам (рынкам)

Стратегия развития рынка заключается в поиске новых рын­ков для уже производимого товара,

Стратегия развития продукта предполагает рост за счет вы­года на освоенный рынок с новым продуктом.

Стратегия диверсификации осуществляет выход с новым товаром на новый рынок.

Другая группа стратегий связана с тем, что фирма расширя­ется путем добавления новых структур. Они называются стратегиями интегрированного роста.

Фирма может осуществлять интегрированный рост как путем приобретения собственности, так и при помощи расширения изнутри. Здесь могут быть два варианта.

Стратегия обратной вертикальной интеграции направлена на то. чтобы рост происходил за счет приобретения компаний, осу­ществляющих снабжение, либо путем создания дочерних струк­тур для снабжения.

Стратегия вперед идущей вертикальной интеграции предпо­лагает рост фирмы посредством приобретения структур, находя­щихся между фирмой и конечным потребителем.

Таким образом, стратегий развития бизнеса довольно много. Задача руководства фирмы заключается в том, чтобы выбрать наиболее подходящую стратегию с учетом конкретных условий я целей бизнеса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: