Выбор стратегии осуществляет руководство фирмы на основе анализа ключевых факторов, характеризующих ее состояние и внешнюю среду, портфеля продукции, а также характера и сущности реализуемых стратегий. Следует отметить, что единой стратегии не существует. Каждая фирма уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии специфичен, так как зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых услуг, состояния экономики, культурной среды и др. В то же время есть основополагающие моменты, позволяющие говорить о некоторых обобщенных принципах выработки стратегии деятельности.
Из ключевых факторов прежде всего исследуются сильные стороны отрасли и сильные стороны фирмы. Зачастую они являются решающими при выборе стратегии. Необходимо стремиться к максимальному использованию имеющихся возможностей. При этом важно искать возможности развертывания бизнеса в новых отраслях, обладающих потенциальными задатками для роста.
|
|
Существенно влияют на выбор стратегии финансовые возможности фирмы. Такие шаги в поведении фирмы, как выход на новые рынки, разработка нового продукта или переход в новую отрасль, требуют больших финансовых затрат. Поэтому фирмы имеющие большие финансовые ресурсы, либо обладающие легальным доступом к ним, находятся в гораздо лучшем положении для выбора вариантов стратегии.
Квалификация работников, так же как и финансовые ресурсы, юляется сильным ограничительным фактором при выборе стратегии фирмы. Углубление и расширение квалификационного потенциала работников - важнейшее условие, обеспечивающее возможность перехода к новым производствам либо качественному технологическому обновлению существующего.
Большое влияние на выбор стратегии фирмы оказывает сте-тень зависимости от внешней среды. Бывают такие ситуации, когда фирма настолько зависит от поставщиков или покупателей ее продукции, что не вольна делать выбор стратегии исходя из возможностей более полного использования своего потенциала. В этом случае внешняя зависимость играет более значительную роль в выборе стратегии фирмы, чем все остальные факторы.
Сильная внешняя зависимость также может быть обусловлена правовым регулированием поведения фирмы, например, антимонопольным законодательством, социальными ограничениями, влиянием природной среды, политическими факторами и т.д.
Еще один ключевой фактор - интересы руководства фирмы. Например, руководство любит рисковать или, наоборот, стремится всеми способами избегать риска. Это может быть решающим фактором в выборе стратегии. В другом случае руководство фирмы может взять курс на поглощение другой фирмы, только исходя из того, что оно решило свести личные счеты или доказатьчто-то определенным лицам.
|
|
При анализе портфеля продукции, т.е. набора вариантов инвестиций, производится сравнение доли фирмы или ее изделий в рынке с темпами роста всей хозяйственной деятельности. Здесь вожет быть использована матрица Бостонской консультативной цруппы (рис. 9.3), которая поможет выбрать ту или иную стратегию. Например, если изделие фирмы занимает большую долю
рынка и имеет высокие темпы роста («звезда»), фирма скорее всего будет придерживаться стратегии роста. Наоборот, если изделие занимает малую долю рынка и имеет низкие темпы роста («собака»), фирма может выбрать стратегию сокращения. С помощью анализа портфеля продукции могут быть сбалансированы такие важнейшие факторы бизнеса, как риск, поступление денег, обновление и отмирание определенных видов деятельности. Заключительным этапом выбора стратегии является ее оценка. Процедура оценки в конечном счете сводится к решению вопроса, приведет ли выбранная стратегия к достижению поставленных целей. Затем проводится оценка стратегии по следующим направлениям: а) соответствие выбранной стратегии состоянию и требованиям окружения. Проверяется то, насколько стратегия увязана с требованиями со стороны основных субъектов окружения, в ка-
•ж степени учтены факторы динамики рынка и жизненного цикла продукта, приведет ли реализация стратегии к появлению но-нх конкурентных преимуществ и т.д.;
' соответствие выбранной стратегии потенциалу и возможностям фирмы. В данном случае оценивается то, насколько выбранная стратегия соответствует возможностям персонала, финан-ювым ресурсам фирмы, позволяет ли существующая структура ^рмы успешно реализовать стратегию, выверена ли программа реализации во времени и т.п.;
• приемлемость риска, заложенная в стратегии. Оценка оп
равданности риска проверяется по трем направлениям: реалис-
•чность предпосылок, заложенных в основу выбора стратегии;
ггативные последствия для фирмы, к которым может привести
фовал стратегии; оправданность при возможном положитель-
номрезультате риска потерь от провала в реализации стратегии.
Эффективность стратегии. Для ее оценки используют кри-крии и показатели:
• экономический эффект - воздействие стратегии на массу и
юрму прибыли, чистой прибыли, срок окупаемости инвестиций,
бьем продаж на внутреннем и внешнем рынках;
• социальный эффект - влияние на условия и привлекатель-
юсть труда, развитие культуры и образования, качество жизни;
• экологический эффект — воздействие на степень загрязнения
г жающей среды, комплексность использования природных ресурсов;
• технический (качественный) эффект - изменение уровня
квизны, качества, конкурентоспособности продукции;
• системный (синергический) эффект - дополнительный до
на от продажи и эксплуатации взаимодополняющих и сопряжен-
ных изделий, систем машин и т.п.
На основе приведенного анализа и оценки возможных вариантов принимается окончательное решение о выборе наиболее целесообразной стратегии.